Система государственного регулирования деятельности международных компаний

Система государственных органов регулирования внешнеэкономической деятельности. Принципиальная структура институтов, управляющих внешнеэкономической сферой, и в промышленно развитых странах, и в развивающихся странах, приблизительно одинаковая:

кабинет министров;

министерство внешней торговли или внешнеэкономических связей;

таможенные органы;

центральный банк;

экспортно-импортный банк;

центральное статистическое управление (министерство);

министерство иностранных дел;

налоговые ведомства.

Министерство внешней торговли осуществляет функции руководства, регулирования и контроля в сфере внешней торговли, разрабатывает распоряжения и следит за их исполнением всеми подведомственными ему организациями. Функции министерства внешней торговли:

- разработка и осуществление общих мероприятий, направленных на развитие торговых отношений страны с иностранными государствами;

- разработка проектов торговых договоров, соглашений и конвенций по вопросам внешней торговли, проведение переговоров с другими государствами и подписание торговых соглашений и договоров, контроль за исполнением межправительственных договоров и соглашений;

- составление проектов экспортно-импортных и других внешнеторговых планов, регулировка и контроль деятельности экспортно-импортных объединений, торговых представительств за рубежом и торговых советников при посольствах и миссиях своей страны;

- вопросы таможенной политики;

- разработка и осуществление мероприятий по валютно-финансовым вопросам, регулирование поступления платежей по внешнеэкономическим операциям;

- изучение вопросов транспортировки внешнеторговых платежей и контроль за выполнением планов по перевозке товаров;

- наблюдение за исполнением приказов, постановлений и правил, относящихся к внешней торговле;

- выдача экспортных и импортных лицензий, регистрация контрактов.

Торговые представительства страны в других государствах защищают за рубежом права данной страны в сфере внешней торговли. В основном торговые представительства составляют часть соответствующих полномочных представительств своей страны за рубежом; они являются частью посольств или миссий данной страны; непосредственно подчиняются Министерству внешней торговли.

Функции и задания торговых представительств:

- представление интересов данной страны в сфере внешней торговли и содействие в развитии торговых и других хозяйственных отношений данной страны со страной нахождения торгового представительства;

- регулирование внешней торговли данной страны со страной пребывания торгового представительства;

- осуществление внешней торговли данной страны со страной пребывания торгового представительства;

- изучение общих экономических условий, внешнеэкономических связей и конъюнктуры рынка страны пребывания, учитывая интересы внешней торговли данной страны, предоставление соответствующей информации Министерству внешней торговли и Министерству иностранных дел своей страны, а также внешнеторговым организациям и другим заинтересованным организациям и компаниям своей страны.

Центральный банк любой страны играет важную роль в управлении внешнеэкономической деятельностью, валютно-финансовыми инструментами и, прежде всего, регулировании национальной валюты, что прямо влияет на экспортно-импортные потоки.

Экспортно-импортные банки осуществляют кредитные и расчетные функции от имени правительства. Кредитование внешней торговли - исключительно важная функция, непосредственно связанная с внешнеторговым процессом.

Таможенные органы - это государственные учреждения, контролирующие экспортно-импортные потоки на таможенной границе страны; они осуществляют таможенную статистику, разрабатывают таможенные правила и процедуры, собирают таможенные сборы, пошлины и налоги.

Министерство иностранных дел определяет внешнеполитические ориентиры и способствует внешнеполитическому обеспечению внешнеэкономических интересов национальных экспортеров и импортеров.

Кабинет Министров (центральный аппарат правительства) координирует деятельность органов, которые принимают участие в процессе управления внешнеэкономической деятельностью, руководит процессом согласования и принятия национальной внешнеэкономической стратегии, политики и законодательства главными органами государственной власти страны.

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включает четыре направления:

- регистрация участников внешнеэкономической деятельности. Регистрация заключается в присвоении регистрационного номера (на основании заявления и учредительных документов) и в занесении в государственный реестр;

- декларирование внешнеторговых грузов состоит в обязательном предоставлении органами таможенного контроля грузовой таможенной декларации. В обязанности декларанта входит предоставление декларации и декларируемого товара для осмотра, а также оплата таможенных пошлин;

- квотирование и лицензирование. Лицензирование осуществляется Министерством внешнеэкономических связей и торговли Украины. Режимы лицензирования и квотирования вводятся в отношении отдельных товаров;

- оперативное регулирование внешнеэкономической деятельности. Состоит в наложении штрафов, введении режима индивидуального лицензирования или в приостановлении операций участников внешнеэкономической деятельности. Применяются наведенные санкции в случае: поставки недоброкачественной продукции; невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах: экспорте по необоснованно низким ценам или импорте по завышенным ценам; заявлении ошибочной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой или регистрационной документации. Приостановление внешнеэкономических операций применяется в отношении как к отечественным субъектам внешнеэкономической деятельности, так и зарубежных, нарушивших законодательство.

Влияние внешнеэкономических стратегий государства на деятельность международных компаний.

На стратегию деятельности международной фирмы оказывает влияние внешнеэкономическая политика государства.

В зависимости от того, ограничивает или, наоборот, стимулирует государство ввоз (вывоз) товаров, выделяют 4 основных вида внешнеэкономической стратегии государства:

1. Стратегия изоляции - это стратегия исключения государства из мирохозяйственных связей. Данная стратегия проводится исключительно из политических и идеологических соображений. Экономически эта стратегия не оправдана.

2. Стратегия протекционизма - стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Обычно защита внутреннего рынка сочетается со стимулированием в той или иной степени экспортного производства своих изготовителей. Стратегия протекционизма принимается государством под давлением национальных предпринимателей в том случае, если национальное производство неконкурентоспособно. Протекционизм означает создание "тепличных" условий для местных предпринимателей, что имеет различные последствия для экономической системы. Основным приемом протекционизма является увеличение пошлин на импорт аналогичных товаров.

3. Стратегия свободной торговли (фритредерство) - стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговле. Обычно эта стратегия проводится странами, занимающими лидирующее положение на рынке, которым нет необходимости опасаться подрыва конкурентоспособности своих товаров.

4. Стратегия наполнения дефицитного рынка - "протекционизм наоборот". Эффективна только в случае большого дефицитного национального рынка, на котором найдется место всем. Условия претворения той или иной стратеги могут быть жесткими или мягкими (по отдельным видам товаров и рынков).

Тарифное регулирование внешнеэкономический деятельности.

Классическими инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф любого государства является систематизированным перечнем таможенных ставок, которыми облагаются товары при импорте и экспорте из данной страны. Эти товары объединены в группы по признакам происхождения (растительные, животные, промышленные и др.) и по степени обработки товара. Напротив каждого товара (или товарной позиции) указывается размер таможенной пошлины. Для группировки товарных позиций применяются классификации, разработанные ООН.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взыскиваемого в связи с ввозом иностранного товара в страну. Экономическое действие таможенной пошлины состоит в том, что она увеличивает цену иностранного товара, ввозимого в страну, и создает разницу в цене этого товара на мировом рынке и в границах данной страны.

Существуют такие виды таможенных пошлин:

По методу начисления:

- адвалорная - определение размера пошлины в процентах к стоимости товара;

- специфическая - устанавливается размер пошлины непосредственно в денежном размере за массу, объем или единицу товара.

Адвалорная и специфическая пошлина по-разному реагируют на изменение уровня цен на мировом рынке. При повышении цены более эффективным является применение адвалорной пошлины, при понижении - специфической. Поскольку в послевоенный период цены на товары постоянно росли, то в современной таможенной политике развитых стран наблюдается тенденция к увеличению роли адвалорной пошлины.

В 1953 г. некоторые промышленно развитые страны заключили конвенцию об унификации методов определения таможенной стоимости товаров. В соответствии с этой конвенцией адвалорная пошлина взимается с нормальной цены товара - цены, которая существует в момент предоставления таможенной декларации. Она включает все затраты на доставку товара до границы.

По своему происхождению таможенная пошлина может быть автономной или конвенционной:

Автономная взимается в соответствии с решением государственной власти любой страны независимо от соглашений с другими странами. Конвенционная устанавливается в процессе заключения договора с другой страной и фиксируется в этом договоре. Конвенционная пошлина исчезает из таможенного тарифа, когда эти договоры прекращают свое действие.

В международной практике встречаются простые (одноколонные) и сложные (многоколонные) тарифы. Простой таможенный тариф устанавливает одну ставку таможенной пошлины для каждого товара, независимо от происхождения этого товара.

Сложный таможенный тариф предусматривает для каждого товара две и больше ставок таможенной пошлины. Наибольшая ставка называется максимальной или генеральной. Она применяется для товаров тех стран, с которыми не заключены торговые соглашения. Более низкая, минимальная ставка, как правило, применяется к товарам тех стран, с которыми подписаны торговые соглашения или договоры и которым предоставлен режим наибольшего содействия.

Следует отметить, что уровень таможенного тарифа увеличивается с повышением степени обработки, научного и технического содержания товара. Сырье облагается низким тарифом, готовые товары и услуги облагаются высоким тарифом.

Есть и другие факторы, влияющие на уровень тарифа. Так, многие страны стремятся к защите национального сельскохозяйственного производства. Поэтому они устанавливают достаточно высокие пошлины на импорт конкурирующих товаров или дополнительно вводят сезонные пошлины.

Административное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Административные (нетарифные) методы включают широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики государств, некоторые их них не связаны непосредственно с внешнеторговым регулированием.

По наиболее распространенной классификации, принятой ООН, они делятся на три категории.

1. Внешнеторговые меры, применение которых направлено на прямое ограничение импорта (экспорта) с целью защиты определенных отраслей национального производства. К ним относятся: лицензирование; квотирование; антидемпинговые процедуры; "добровольные" ограничения экспорта; система минимальных импортных цен; импортные депозиты; экспортные субсидии и т.д.

Лицензирование представляет собой систему письменных разрешений на экспорт или импорт. В Украине лицензии на экспорт (импорт) товаров выдаются Министерством внешнеэкономических связей и торговли Украины, а на операции по перемещению валютных ценностей с целью инвестирования или кредитования - Национальным банком Украины.

Различают следующие виды лицензий:

- генеральная - разрешение на экспортные или импортные операции с определенным товаром или страной на протяжении периода обозначенного в лицензии;

- индивидуальная (разовая) - именное разовое разрешение на ввоз определенного товара, которое действительно на протяжении ограниченного периода.

Квотирование (контингентирование) - количественное или стоимостное ограничение государственной властью ввоза товаров, вводимое на определенный срок. Контингенты могут устанавливаться двумя способами:

- посредством заключения двухсторонних соглашений. В этом случае контингенты действительны только для стран, заключивших соглашение;

- правительство страны устанавливает общий глобальный контингент, которым могут пользоваться все страны. Общий контингент дает импортеру страны свободу выбора контрагента среди тех стран, на которые распространяется действие контингента, тогда как двухсторонний контингент ограничивает выбор импортера только той страной, которой этот контингент предоставлен.

От контингентов, устанавливающих количество товаров, которые разрешено импортировать в страну, следует отличать так называемые тарифные контингенты - разрешают ввозить определенное количество товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товар, который ввозится сверх тарифного контингента, облагается обычной пошлиной, установленной в таможенном тарифе. Тарифные контингенты широко используются в странах Европейского содружества и США.

Антидемпинговые процедуры представляют собой административные и судебные разбирательства по фактам демпинга. В международной внешнеторговой практике иностранные компании, которые производят массовую продукцию и не находят сбыта на традиционных рынках, нередко пытаются расширить свою рыночную часть на рынках других стран за счет демпинга. Под демпингом понимают намеренное снижение цен на товары, которые конкурируют с товарами, произведенными национальными предприятиями с целью завоевания большей части рынка и вытеснения других (национальных) производителей. Существуют также скрытые формы демпинга, когда импортные товары продаются с применением всяких скидок, отсрочек платежей, что приносит вред другим поставщикам на данном рынке.

В законодательстве предусмотрены определенные полномочия и функции государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением антидемпинговых правил. Поставщики, обвиненные в демпинге, как правило, подлежат санкциям вплоть до принятия решения соответствующими судебными инстанциями, уполномоченными рассматривать претензии государственных органов по надзору и контролю за соблюдением антидемпингового законодательства. Антидемпинговые правила действуют также и в отношениях между национальными производителями.

Одним из направлений государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются торгово-политические методы расширения экспорта товаров. Одним из направлений этой политики является кредитование экспорта с целью расширения сбыта товаров. В эту группу мероприятий входят: экспортные кредиты, государственные гарантии относительно экспортных кредитов.

Другим направлением в развитии торгово-политических методов расширения экспорта является продажа товаров на экспорт за более низкими ценами, чем цены, установленные конкурентами, и мировые цены, то есть по демпинговым ценам.

2. Мероприятия, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, являющиеся административными формальностями, действие которых ограничивает торговлю. Сюда относят таможенные формальности, санитарно-ветеринарные нормы, система внутренних налогов и сборов, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.д.

3. Мероприятия, применение которых не направлено непосредственно на ограничение импорта и стимулирование экспорта, но действие которых ведет к этому. Примерами непрямого протекционизма являются внутренние налоги и акцизные сборы, административные правила, касающиеся использования иностранных товаров.

Мероприятия принимающего государства по привлечению международных компаний в свою экономику.

Мероприятия принимающего государства по привлечению международных компаний в свою экономику можно классифицировать на следующие группы:

1. Процедурные мероприятия - введение административных и законодательных норм по упрощению процедуры разрешения деятельности филиалов международных компаний на территории принимающей страны.

2. Налоговые льготы - освобождение от налогов или их снижение для иностранных фирм. Эти льготы распространяются на налоги на прибыль, а также выражаются во введении "налоговых каникул" (освобождение от налога на прибыль до ввода предприятия зарубежного филиала международной компании в эксплуатацию), снижение размера вычетов из взносов на социальное страхование, освобождение от налогов на репатриацию капитала и вывоз за границу прибыли.

В 90-е гг. между странами, привлекающими инвестиции международных компаний, обострилась налоговая конкуренция, так как именно налогообложение стало все чаще определять место дислокации международных компаний. Такая конкуренция в целом оказывает отрицательное влияние на экономику принимающих государств, так как приводит к сокращению государственных доходов и иностранных инвестиций. В конце 90-х гг. некоторые международные организации (ОЭСР, ЕС) образовали рабочие группы экспертов для изучения налоговых режимов стран-членов этих организаций с целью установления контроля за разницей между ставками налогов для национальных и международных компаний.

3. Субсидии и займы на льготных условиях, куда включены кредиты местных финансовых организаций иностранным инвесторам на льготных условиях, оформленные законодательными актами сокращенные сроки взносов в амортизационный фонд (специальный фонд предприятия, который служит для финансирования воспроизводственных капиталовложений, призванных поддерживать хозяйственный объект в работоспособном состоянии). Взносы в амортизационный фонд не облагаются налогами. Кроме того, некоторые государства предоставляют иностранным инвесторам субсидии на оплату за энергоносители и субсидии на заработную плату сотрудникам предприятия.

4. Торговые льготы, предоставляющие собой снижение импортных пошлин или даже освобождение от них. В отношении экспорта торговые льготы заключаются в финансировании экспорта, предоставлении экспортных гарантий и в освобождении от экспортных пошлин.

5. Содействие предпринимательской деятельности иностранных фирм, выражающееся в организации зон свободного предпринимательства (часть территории принимающего государства, где товары иностранного происхождения могут изготавливаться, упаковываться, храниться, продаваться, покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин); поощрении развития приоритетных отраслей экономики принимающего государства, финансировании концессий (право, предоставляемого государством иностранной фирме осуществлять хозяйственную деятельность на территории своей страны: добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию промышленных предприятий), преференции государства на рынке капиталов (установленная в законодательном порядке минимальная разница в ценах, по которой товары и услуги импорта должны быть ниже цен национальных производителей); запрете импорта конкурирующих товаров или услуг; поощрении предпринимательской деятельности на территории отсталых регионов.

ТНК и страны базирования.

Наибольшие проблемы в деятельности ТНК для стран базирования являются взаимоотношения ТНК и национальных правительств и реализация корпоративных интересов ТНК.

Проблема взаимоотношений ТНК с национальными правительствами.

С одной стороны ТНК являются важными инструментами внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и государство не может не использовать его в интересах своего утверждения на мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличия противоречий, основным из которых является противоречие между интернациональным глобальным характером операций ТНК и территориальной ограниченностью государства. Государство постоянно пытается установит контроль за вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК влияют на экономическую конъюнктуру страны базирования или принимающего государства и, таким образом, вступают в противоречия с определенными мероприятиями государственного регулирования экономики.

Целевой формой связи крупного бизнеса с органами государственной власти является система лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК охватывает отделы корпораций и их объединений, неформальные контактные организации, фонды, бюро и др. Их целью является влияние на принятие соответствующих законодательных актов, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют разные методы: организация компаний по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для влияния на их решения; финансирование предвыборных кампаний, деятельность политических партий и др.

Во время проведения политической компании ТНК может мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий-субпоставщиков, банкиры - своих клиентов.

В последнее время ТНК не ограничиваются финансированием отдельных политических деятелей. Наибольшие собственники ТНК входят в состав правительств и баллотируются на посты глав государств. Более того, многие из них занимают высокие посты в секторах экономики, где они до назначения имели большие финансовые интересы.

ТНК выполняют еще и функцию дипломатии в сфере внешних отношений, где они выступают как политические агенты, имея мощный потенциал: наличие широкой сети филиалов, дочерних компаний, представительств, связей, которых нет ни у одного дипломатического ведомства; присутствие ТНК в экономике принимающих государств, в их инфраструктуре, внешней торговле, в отличие от официальной дипломатии, которая действует на межгосударственном уровне; распространение контроля ТНК на средства массовой информации, связи, что дает возможность влиять на формирование местной общественной мысли; создание в зависимых странах послушной силы, состоящей из представителей политических, общественных кругов.

Проблема реализации корпоративных интересов ТНК.(на примере США)

Суть проблемы: происходит отождествление корпоративных и национальных интересов. Это стало особенно заметным после энергетического кризиса 1973 г. Некоторые ученые, профсоюзные деятели, журналисты заговорили о том, что иностранные капиталовложения следует использовать для реализации политики занятости, более эффективного распределения национальной прибыли и укреплению позиций американской экономики. Позиция и действия ТНК в других странх стали предметом обсуждения и критики. Одновременно следует отметить, что из-за относительного спада в американской промышленности, значительный торговый дефицит и рост безработицы, хронический упадок баланса платежей закрепилось критическое отношение к деятельности американских ТНК за рубежом. Распространены были взгляды о необходимости больше вкладывать в американскую экономику и ограничить передачу американских технологий.

Несмотря на значительную поддержку прямых иностранных капиталовложений в 80-е гг., политические отношения по этому вопросу характеризовались существенными противоречиями. Сами американцы стремились к увеличению экспорта продукции и получению прибыли от иностранных капиталовложений в американскую экономику. Однако американское правительство находилось на позициях поддержки прямых иностранных инвестиций в экономику других государств.

В 80-е гг. увеличился поток иностранных капиталовложений в экономику США, что ослабило враждебность относительно американских капиталовложений. Однако, несмотря на это, общественное мнение в последние годы все боле критично по отношению к иностранным капиталовложениям и деятельности американских ТНК. В США распространено мнение, что американские владения в других странах создают условия для деиндустриализации американской экономики. Стала утверждаться точка зрения на американскую промышленность как простую собирательницу готовых компонентов, произведенных за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: