Влияние ТНК на экономику принимающих государств

Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающего государства неоднозначно.

Положительное влияние:

1. Широкое привлечение иностранного капитала с помощью ТНК способствует уменьшению безработицы в принимающей стране.

2. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные прежде всего на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны.

3. Приток иностранных капиталовложений способствует развитию внутренней региональной торговли, поскольку значительную часть своих потребностей в комплектующих изделиях и оборудовании филиалы иностранных компаний удовлетворяют за счет импорта из страны инвестора.

4. ТНК подрывают позиции местных монополий и нередко повышают степень конкурентности национальных рынков. С обострением международной конкуренции ТНК начали формирование смешанных компаний с участием местных капиталов. Участие местных акционеров в хозяйственной деятельности ТНК создает возможность учета их интересов, хотя важнейшие решения, как и раньше принимаются штаб-квартирой.

5. Осуществляя прямые иностранные инвестиции, ТНК перемещают через национальные границы значительные производственные ресурсы. Такое перемещение из стран, где их переизбыток, в страны, где испытывают недостаток в производственных ресурсах, способствует эффективному размещению мировых факторов производства и как следствие - росту производства в мире.

6. Деятельность ТНК заставляет администрацию местных компаний вносить коррективы в технологический процесс, практику производственных отношений, выделять больше средств на подготовку и переподготовку кадров, больше внимания обращать на качество продукции, ее дизайн, потребительские свойства. Чаще всего за иностранными инвестициями стоят внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса.

7. ТНК способны к нарушению изоляции национальных экономик, вовлекая их в единый процесс с мировым экономическим сообществом. Однако ТНК способствуют интеграции только в рамках и границах, которые определены получением компанией максимальной прибыли.

Отрицательное влияние:

1. Иностранные корпорации охватывают наиболее развитые и перспективные сегменты промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающего государства. ТНК, которые и в период потрясений имеют значительные финансовые ресурсы:

а) активно используют слабую конъюнктуру для захвата других фирм;

б) имеют возможность навязывать компаниям принимающего государства неперспективные направления в системе распределения труда в рамках ТНК;

в) результатом деятельности ТНК может стать превращение принимающей страны в место сброса старых и экологически опасных технологий.

2. В своей стратегической политике ТНК ориентируются, как правило, на поглощение местных компаний и таким образом способствуют ослаблению инвестиционных процессов. Большие инвестиционные проекты связаны с реальными капиталовложениями, характеризуются стойкостью - они не могут быть начаты без длительной подготовки и быть внезапно закончены без значительных затрат. Политика захватов, наоборот, предусматривает финансовую подвижность, которая негативно сказывается на стабилизации экономического развития принимающих государств.

3. Стойкое положение ТНК дает им возможность принимать решительные меры в случае кризисов - закрывать предприятия, сокращать производства, что приводит к безработице и другим негативными явлениям. Этим объясняются деинвестиции (массовое изъятие капитала из страны). Склонность ТНК к преувеличенной реакции на изменение конъюнктуры дает множество поводов для снижения выпуска продукции, если конкурентоспособность определенного государства по тем или иным причинам снижается.

4. ТНК создали специфическую форму перемещения капиталов с помощью трансфертных (трансфертные (передавальные) платежи - выплаты государством определенному лицу денег (товаров, услуг), взамен которых плательщик (государство) не получает товаров и услуг) цен (в том числе специально заниженных или завышенных), которые устанавливаются самими ТНК при поставке товаров и предоставлении услуг своим дочерним компаниям и филиалам в рамках корпораций (то есть операции между филиалами одной и той же ТНК осуществляются по ценам, которые устанавливаются самой корпорацией). Поэтому трансфертные цены на продукцию ТНК являются одной из наиболее актуальных проблем для принимающего государства.

5. Большинство ТНК имеют монопольную власть. Некоторые из них по объему оборота превышают отдельные страны, а руководители таких фирм нередко сотрудничают непосредственно с главами государств. Принимающие страны должны осознавать возможности осложнения взаимоотношений инвестора с местным политическим окружением.

6. Международные корпорации могут осуществлять давление на правительство принимающего государства и втянуть его в конфронтацию. Они могут также подкупить местных политиков и финансировать заговор против правительства. ТНК, действуя во многих государствах, могут влиять на все сферы общественной жизни, а самые большие и влиятельные - уклоняться от экономического и политического контроля со стороны принимающих государств. В истории известны случаи, когда иностранные инвесторы добивались поддержки своих действий от политического руководства независимо от их последствий для местного населения и благополучия страны в целом. Нередко из-за давления со стороны правительство принимающего государства, ТНК оставляют ее и перемещаются в другую - с более лояльным правительством.

1. Реакция международного менеджера на требования принимающей страны.

Типичные подходы международных менеджеров к решению проблем, связанных с законодательством принимающего государства.

В обязанности международного менеджера входит инициатива по устранению препятствий в деятельности зарубежного филиала ТНК со стороны принимающего государства. Для объективной оценки препятствий к деятельности компании на территории принимающего государства некоторые фирмы-инвесторы используют расчетный показатель - коэффициент враждебности в качестве количественной характеристики враждебности внешней среды относительно зарубежной предпринимательской деятельности.

Расчетный коэффициент враждебности Квр изменяется в интервале(0, 1), т.е. 0<Квр <1. зона в окрестности Квр=0 является зоной минимальной враждебности, т.е. она наиболее благоприятна для развития бизнеса в принимающей стране. Наоборот, зона вблизи Квр=1 является зоной максимальной враждебности, т.е. эта зона наименее благоприятна для развития бизнеса в этой стране. Квр - комплексный показатель, учитывающий возможности всех видов препятствий для бизнеса в принимающей стране. Математически задачу подсчета Квр можно представить следующим образом:

Квр= ¦[Х1, Х2, … Хп],

где Х1, Х2, … Хп - показатели, характеризующие препятствия на пути развития бизнеса в принимающей стране.

Из приведенного уравнения следует, что коэффициент враждебности является функцией соответствующих изменений всех других показателей, характеризующих препятствия к бизнесу в принимающей стране. В частности, торговые барьеры - высокие таможенные пошлины, импортные квоты, требования определенного содержания компонентов национального производства в продукции иностранного предприятия, ограничения для иностранных фирм при размещении государственных заказов - вынуждают международного менеджера искать пути разрешения проблемы. Например, в случае высоких импортных пошлин в принимающей стране зарубежные филиалы международных компаний могут переходить на поставки более дорогостоящих и наукоемких товаров.

Возможно принятие менеджером и такого решения, как замена экспорта товаров и услуг в принимающую страну организацией на ее территории производства ранее экспортировавшихся видов продукции. В процессе налаживания изготовления товаров по своей технологии международные компании обычно привлекают местных субпоставщиков принимающей страны, организуют совместные предприятия с местными фирмами.

Препятствия на пути прямых инвестиций, например, ограничение иностранной собственности на территории принимающего государства, заставляют зарубежные филиалы международных компаний расширять сотрудничество с национальными предприятиями в форме в форме обмена технологиями, заключения лицензионных и франчайзинговых соглашений, кооперирования в сфере НИОКР. Ограничения в репатриации доходов зарубежных филиалов международной компании и риски национализации их активов побуждают международных менеджеров искать различные формы сотрудничества с местными фирмами, которые могут предотвратить потери инвесторов.

С целью сокращения налогового бремени в принимающей стране международные компании ищут легальные пути реинвестирования прибылей своих зарубежных филиалов в другие страны, нередко используя при этом торговлю через местные агентские фирмы.

Пути преодоления международными менеджерами ограничений бизнеса в принимающем государстве.

Виды ограничений иностранного бизнеса Пути решения проблемы
Таможенные барьеры Требования определенной доли содержания местных компонентов в продукции иностранных фирм и совместных предприятий. Ограничение доступа к государственным заказам Организация производство и услуг в принимающей стране. Образование совместных предприятий с местными фирмами. заключение контрактов на субспоставки с местными фирмами переход к экспорту дорогостоящих товаров и услуг (в случае введения экспортных квот)
Ограничения прямых иностранных инвестиций и собственности иностранных фирм в принимающем государстве Организация совместных предприятий с местными фирмами. Лицензионные и фрачайзинговые соглашения с местными фирмами. Кооперация в НИОКР и обмен технологиями с местными фирмами.
Риск национализации иностранной собственности Ограничение в репатриации доходов Кооперация с местными фирмами
Большие налоги в стране головной компании или в принимающем государстве. Перевод капиталов за границу. Торговля через местных агентов.

Мероприятия международных компаний по предотвращению конфликтов с правительствами принимающих государств.

Опыт деятельности международных компаний показывает, что определенными мероприятиями можно в значительной степени предотвратить возможные конфликты с правительством принимающего государства. К таким мероприятиями относятся:

- использование сырьевых материалов и комплектующих принимающей страны. При этом в процессе делового сотрудничества международные компании передают своим субпоставщикам деловые и этические принципы работы на местном и мировом рынках, помогают им наладить передовую организацию труда на своих предприятиях и, следовательно, обеспечивают им более высокую прибыль.

- организация совместных предприятий с компаниями, близкими к правительственным кругам. Кроме укрепления деловых связей с руководством принимающей страны совместное производство позволит этим национальным предприятиям сохранить рабочие места и создать новые, что благоприятно повлияет на ситуацию с занятостью в принимающей стране.

- наем на работу местных специалистов и менеджеров, которые проходят обучение за счет международных компаний, постоянное трудоустройство и обеспечение высокой заработной платой. В результате естественной текучести кадров эти специалисты в перспективе смогут эффективно применять приобретенные за время работы на предприятии ТНК знания, работая в руководящем звене различных национальных компаний.

- реализация совместных программ с разделом прибылей в принимающей стране. Чаще всего эти программы относятся к разведке и разработке залежей природных ресурсов. Международная компания предоставляет финансирование, оборудование и технологи, а правительство принимающей страны гарантирует раздел продукции и прибылей в согласованных пропорциях.

- проведение НИОКР в принимающей стране. Участие национальных научно-исследовательских центров и университетов принимающей страны в совместных с международной компанией разработках обеспечивает источники финансирования для исследований в интересующих международную компанию областях фундаментальной и прикладной науки. В дальнейшем полученные результаты исследований могут использоваться в различных отраслях производства принимающей страны.

- реинвестирование прибылей в принимающей стране. Инвестиции международных компаний в различные отрасли производства (для принимающей страны предпочтительно в высокотехнологичные - электронику, биотехнологии) принимающей страны позволяет активизировать функционирование местных предприятий, поднять их эффективность и прибыльность. К тому же увеличение товарной массы на национальном рынке (с учетом высокой стоимости наукоемкой продукции) будет содействовать снижению инфляции.

- обучение местных специалистов. Передача опыта специалистов международной компании местным кадрам позволит в будущем создать в принимающей стране более эффективные организационные структуры национальных промышленных предприятий и организаций по предоставлению широкого круга услуг, что окажет весомую помощь субъектам экономики принимающего государства, особенно необходимую для развивающихся государств и стран переходного периода.

- участие в сооружении общественных объектов инфраструктуры. Иностранные инвестиции в этом направлении не грозят обострением конкурентной борьбы с местными производителями готовых изделий и нарушением их интересов.

- недопустимость предложения взяток высшим правительственным чиновникам. Взятки всегда аморальны, но скандал со взяткой высокопоставленному чиновнику или члену правительства может подорвать репутацию международной компании настолько, что ей придется навсегда расстаться с рынком принимающего государства.

- передача части акций местным акционерам. В этом случае иностранный инвестор имеет возможность использховать свой капитал более эффективно, а население принимающей страны - повысить свой жизненный уровень и благосостояние.

- использование кредитов местных банков и финансовых институтов. Типичным примером в этом отношении может послужить схема финансирования используемая южнокорейскими ТНК. Создание зарубежных филиалов позволяет им получить кредиты у финансовых институтов принимающих государств и использовать эти средства для строительства предприятий и приобретения иностранных компаний.

- привлечение капиталов местных инвесторов.

- страхование от политических рисков в местных страховых компаниях.

- передача местным компаниям новых технологий и опыта управления предприятиями.

- сохранение репутации всемирно известной компании. Сегменты рынка, на которых действуют международные компании, часто не заняты аналогичной продукцией местных предприятий, которые по своему технологическому уровню еще не в состоянии производить продукцию с таким потребительскими свойствами.

- создание своего лобби в правительстве принимающей страны.

- регистрация компании в принимающей стране.


ТЕМА 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: