Международное атомное право — это отрасль международного публичного права, которая еще находится в стадии становления и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием ими атомной энергии.
Источниками данной отрасли являются: Устав МАГАТЭ, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и др.
Международно-правовое регулирование в области мирного использования атомной энергии развивается в следующих основных направлениях:
- ядерное разоружение;
- обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты;
- регламентация ядерного экспорта и транспортировки ядерных веществ;
- физическая защита ядерных материалов;
- атомное судоходство;
- использование ядерных источников энергии в космосе;
- охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения;
- ядерное страхование и установление ответственности за ядерный ущерб;
Международное агентство по атомной энергии создано в 1956 г. Главные органы МАГАТЭ — Генеральная конференция, Совет управляющих, Секретариат.
Основной целью Агентства является достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире.
Функциями Агентства являются: содействие научно-исследовательской работе в области атомной энергии и практическому ее применению в мирных целях, обеспечение услугами, материалами, оборудованием и техническими средствами для удовлетворения нужд научно-исследовательской работы; содействие обмену научными и техническими сведениями о применении атомной энергии в мирных целях, обмену научными работниками и специалистами, установлению и применению норм безопасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни.
Заключены Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. (обе конвенции вступили в силу, Россия участвует).
Согласно Конвенции об оповещении 1986 г. в случае ядерной аварии, государство-участник незамедлительно представляет непосредственно заинтересованным государствам или через МАГАТЭ информацию:
время, точное место и характер ядерной аварии; предполагаемая или установленная причина и предвидимое развитие ядерной аварии; общие характеристики радиоактивного выброса; сведения о существующих и прогнозируемых метеорологических условиях и другую информацию.
Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г. (Россия участвует) применяется при международной перевозке используемого в мирных целях ядерного материала, а также, за некоторыми исключениями, к использованию, хранению и перевозке ядерного материала внутри страны.
В рамках СНГ действует Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии 1992 г. Соглашение определяет основные направления сотрудничества, в том числе принципы торговли ядерным материалом и технологиями, которые должны осуществляться с учетом руководящих принципов МАГАТЭ.
Россия ратифицировала: Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний 1996 г, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г
Международное сотрудничество в области спорта: международные договоры и международные организации. Олимпийское движение и его правовое регулирование. РФ и международное сотрудничество в области спорта.
Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте: «Нарушение антидопингового правила» в спорте означает одно или несколько следующих нарушений:
(a) наличие запрещенной субстанции, взятой из организма спортсмена;
(b) использование или попытка использования запрещенной субстанции;
(c) отказ явиться на взятие пробы или неявка на взятие пробы без уважительных причин;
(e) фальсификация или попытки фальсификации на любом этапе допинг-контроля;
(f) обладание запрещенными субстанциями;
(g) распространение любой запрещенной;
(h) введение или попытка введения запрещенной субстанции любому спортсмену.
Закон "О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ": Статья 40. Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством.
2. Российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств соблюдают регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями, и международные договоры Российской Федерации.
3. На территории Российской Федерации могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Российские физкультурно-спортивные организации имеют право привлекать к осуществлению своей деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.
МОК - высший руководящий орган современного Олимпийского движения. На МОК возложена организация современных Олимпийских игр. Уставный документ МОК - Хартия Олимпийских игр.
Задачами МОК:
1. Регулярное проведение Олимпийских игр, их постоянное совершенствование;
2. Руководство развитием любительского спорта;
3. Содействие укреплению дружбы между спортсменами всех стран.
Во время игр МОК передаёт международным спортивным федерациям право технического контроля за проведением соревнований по соответствующим видам спорта. МОК - постоянно действующая организация. Своих членов он избирает из лиц, которые проживают в странах, имеющих НОК. Для каждой страны избирается один член МОК (для крупнейших и наиболее активно участвующих в олимпийском движении стран, а также для тех, где уже проводились Олимпийские игры, могут быть избрано 2 члена).
Члены МОК согласно Хартии являются его представителями в своих странах, а не представляют страны в МОК. МОК принимает участие не только в спортивной, но и в культурной жизни общества, а также в решении различных проблем, в том числе и экологических. Большие усилия прилагаются к развитию и распространению малоизвестных национальных видов спорта. Члены МОК ведут работу по распространению идеалов и принципов олимпизма в своих странах, разрабатывают и внедряют программы олимпийского образования подрастающего поколения.