Международно-правовое обеспечение безопасности мореплавания

Ст. 10 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что каждое государство обязано принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море судов, плавающих под его флагом.

Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно ст. 94 каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, должно принимать меры для обеспечения безопасности на море, в частности, в том, что касается:

а) конструкции, оборудования и годности судов к плаванию;

б) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;

в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.

Государства принимают все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем осуществлялась таким образом, чтобы она не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения.

Меры, принимаемые ко всем источникам загрязнения морской среды. Эти меры включают, наряду с другими, меры, направленные на уменьшение в максимально возможной степени:

a) выброса токсичных, вредных или ядовитых веществ, в особенности стойких, из находящихся на суше источников, из атмосферы или через нее или путем захоронения;

b) загрязнения с судов, в частности меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море, предотвращению преднамеренных и непреднамеренных сбросов и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, комплектования экипажей и эксплуатации судов;

c) загрязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разработке природных ресурсов морского дна и его недр;

d) загрязнения от других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде.

84. Международное сотрудничество в борьбе с пиратством на море. Конвенция 1982 г. включает в понятие пиратства:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый в личных целях экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата, лиц или против лип или имущества, находящегося на их борту;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, указанного выше.

Пиратские действия, совершаемые военным или государственным судном (или летательным аппаратом), Конвенция считает таковыми только в том случае, если их экипаж поднял мятеж и захватил власть. Пиратское морское или воздушное судно, если иное не определено национальными законами, может сохранять свою национальность.

Вопрос о наказании пиратов и судьбе этого имущества и судов решается судами государства, совершившего захват, при этом не должны нарушаться права добросовестных третьих лиц. За любой ущерб и убытки, причиненные захватом по подозрению в пиратстве без достаточных оснований, отвечает государство, совершившее захват.

Захват за пиратство может совершаться только военными или находящимися на правительственной службе морскими и воздушными судами, специально на то уполномоченными.

По российскому законодательству пиратство является уголовно наказуемым деянием. Согласно ст. 227 УК РФ нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.

Борьба с пиратством становится международно-правовой обязанностью каждого государства. Основы современного международного сотрудничества в борьбе с незаконными действиями на море были заложены Конвенцией 1948 года об учреждении в рамках ООН Международной морской организации – ИМО. Эта конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море 1958 г., в ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: