Ч. 2. Анализ данных как составная часть принятия решений

          Продолжение
           
Октябрь-декабрь     75,50 75,13 1,092
Январь-март 19X8     76,75 76,13 1,103
Апрель-июнь       77,38 0,892
Июль-сентябрь     80,50 79,25 0,909
Октябрь-декабрь       - -
Январь-март 19X9       "**
Значения сезон ных коэф< шциентов получены на основе квартальных оценок

по аналогии с алгоритмом, который применялся для аддитивной модели. Так как значения сезонной компоненты — это доли, а число сезонов равно четырем, необходимо, чтобы их сумма была равна четырем, а не нулю, как в предыдущем случае. (Если бы в исходных данных предполагалось семь сезонов в течение недели по одному дню каждый, то общая сумма значений сезонной компоненты должна была бы равняться семи). Если эта сумма не равна четырем, производится корректировка значений сезонной компоненты точно таким же образом, как это уже делалось ранее. В таблице оценки, рассчитанные в последнем столбце пред­шествующей табл. 9.8, расположены под соответствующим номером квартала. Таблица 9.8. Расчет значений сезонной компоненты для CD pic

  Год   Номер квартала    
           
19X6 19X7 19X8 1,121 1,103 0,915 0,892 0,940 0,904 0,909 1,011 1,092
Итого   2,224 1,807 2,753 2,103  
Среднее значение   2,224 + 2 1,807+2 2,753+2 2,103 +2
Оценка сезонной компоненты   1,112 0,903 0,918 1,051 Сумма = 3,984
Скорректи­рованная сезонная компонента*   1.116 0,907 0,922 1.055 Сумма = 0

* Скорректированная оценка сезонной компоненты получена в результате умножения соответствующей доли на (4/3,984).


Га. 9. Временные ряды и прогнозирование 305

Как показывают оценки, в результате сезонных воздействий объемы продаж в январе —марте увеличиваются на 11,6% соответствующего значения тренда (1,116). Аналогично сезонные воздействия в октябре-декабре приводят к увеличе­нию объема продаж на 5,5% от соответствующего значения тренда. В двух других кварталах сезонные воздействия состоят в снижении объемов продаж, которое составляет 90,7 и 92,2% от соответствующих трендовых значений.

Десезонапизация данных и расчет уравнения тренда

После того как оценки сезонной компоненты определены, можем приступить к процедуре десезонализации данных по формуле A /S = Т х Е. Результаты расчетов этих оценок значений тренда приведены в табл. 9.9.

Таблица 9.9. Расчет уравнения тренда для компании CD pic

Дата Номер квартала Объем продаж, тыс. шт. Л Коэффициент сезонности S Цесезонаяизированны1 объем продаж, тыс. шт. A/T*=Sx E
Январь-март 19X6     1,116 62,7
Апрель-июнь     0,907 72,8
Июль-сентябрь     0,922 70,6
Октябрь-декабрь     1,055 67,3
Январь-март 19X7     1,116 70,8
Апрель-июнь     0,907 72,8
Июль-сентябрь     0,922 72,7
Октябрь-декабрь     1,055 77,7
Январь-март 19X8     1,116 75,2
Апрель-июнь     0,907 76,1
Июль-сентябрь     0,922 78,2
Октябрь-декабрь     1,055 82,4
Январь-март 19X9     1,116 84,2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: