Продолжение | |||||
Октябрь-декабрь | 75,50 | 75,13 | 1,092 | ||
Январь-март 19X8 | 76,75 | 76,13 | 1,103 | ||
Апрель-июнь | 77,38 | 0,892 | |||
Июль-сентябрь | 80,50 | 79,25 | 0,909 | ||
Октябрь-декабрь | - | - | |||
Январь-март 19X9 | — | "** | |||
Значения сезон | ных коэф< | шциентов | получены на | основе квартальных оценок |
по аналогии с алгоритмом, который применялся для аддитивной модели. Так как значения сезонной компоненты — это доли, а число сезонов равно четырем, необходимо, чтобы их сумма была равна четырем, а не нулю, как в предыдущем случае. (Если бы в исходных данных предполагалось семь сезонов в течение недели по одному дню каждый, то общая сумма значений сезонной компоненты должна была бы равняться семи). Если эта сумма не равна четырем, производится корректировка значений сезонной компоненты точно таким же образом, как это уже делалось ранее. В таблице оценки, рассчитанные в последнем столбце предшествующей табл. 9.8, расположены под соответствующим номером квартала. Таблица 9.8. Расчет значений сезонной компоненты для CD pic
|
|
Год | Номер квартала | |||||
19X6 19X7 19X8 | 1,121 1,103 | 0,915 0,892 | 0,940 0,904 0,909 | 1,011 1,092 | ||
Итого | 2,224 | 1,807 | 2,753 | 2,103 | ||
Среднее значение | 2,224 + 2 | 1,807+2 | 2,753+2 | 2,103 +2 | ||
Оценка сезонной компоненты | 1,112 | 0,903 | 0,918 | 1,051 | Сумма = 3,984 | |
Скорректированная сезонная компонента* | 1.116 | 0,907 | 0,922 | 1.055 | Сумма = 0 |
* Скорректированная оценка сезонной компоненты получена в результате умножения соответствующей доли на (4/3,984).
Га. 9. Временные ряды и прогнозирование 305
Как показывают оценки, в результате сезонных воздействий объемы продаж в январе —марте увеличиваются на 11,6% соответствующего значения тренда (1,116). Аналогично сезонные воздействия в октябре-декабре приводят к увеличению объема продаж на 5,5% от соответствующего значения тренда. В двух других кварталах сезонные воздействия состоят в снижении объемов продаж, которое составляет 90,7 и 92,2% от соответствующих трендовых значений.
Десезонапизация данных и расчет уравнения тренда
После того как оценки сезонной компоненты определены, можем приступить к процедуре десезонализации данных по формуле A /S = Т х Е. Результаты расчетов этих оценок значений тренда приведены в табл. 9.9.
Таблица 9.9. Расчет уравнения тренда для компании CD pic
Дата | Номер квартала | Объем продаж, тыс. шт. Л | Коэффициент сезонности S | Цесезонаяизированны1 объем продаж, тыс. шт. A/T*=Sx E |
Январь-март 19X6 | 1,116 | 62,7 | ||
Апрель-июнь | 0,907 | 72,8 | ||
Июль-сентябрь | 0,922 | 70,6 | ||
Октябрь-декабрь | 1,055 | 67,3 | ||
Январь-март 19X7 | 1,116 | 70,8 | ||
Апрель-июнь | 0,907 | 72,8 | ||
Июль-сентябрь | 0,922 | 72,7 | ||
Октябрь-декабрь | 1,055 | 77,7 | ||
Январь-март 19X8 | 1,116 | 75,2 | ||
Апрель-июнь | 0,907 | 76,1 | ||
Июль-сентябрь | 0,922 | 78,2 | ||
Октябрь-декабрь | 1,055 | 82,4 | ||
Январь-март 19X9 | 1,116 | 84,2 |
|
|