Общие положения. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080502 «экономика и управление на предприятии (транспорт)» составлена на основе

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» составлена на основе квалификационных требований к теоретическим знаниям специалистов в области экономики и управления на транспорте (в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2000 г.) и требований, предъявляемых к будущему специалисту работодателями.

Государственный междисциплинарный экзамен (ГМЭ) по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» проводится с целью проверки теоретических знаний студентов в профессиональной сфере (экономика и управление предприятием транспорта), получающих квалификацию экономиста-менеджера на транспорте. Задачей итогового государственного междисциплинарного экзамена является комплексная индивидуальная оценка качества обучения студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (транспорт)».

К экзамену допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей и закончившие аудиторное обучение по специальности, по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом, прошедшие преддипломную практику и защитившие отчет по преддипломной практике с оценкой.

Для проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности приказом ректора вуза утверждается государственная экзаменационная комиссия.

В программу ГМЭ включены вопросы по учебным дисциплинам циклов общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности рабочего учебного плана. Перечень дисциплин, по которым проводится государственный междисциплинарный экзамен, установлен научно-методическим советом по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» и в настоящее время включает:

Цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД):

1. Экономическая теория.

Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности замещения.

2. Статистика.

Предмет, метод и задачи статистики.

Статистическое измерение и наблюдение социально-экономических явлений. Классификация, виды и типы показателей, используемых при статистических измерениях, правила построения статистических показателей и индексов, организация статистических работ.

Статистические методы классификации и группировки, анализа взаимосвязей и динамики социально-экономических явлений.

Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Построение балансов для регионов и экономики в целом. Статистические методы исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, моделирования и прогнозирования развития социально-экономических процессов.

Статистический анализ эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества продуктов и услуг. Статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес-рисков.

3. Бухгалтерский учет.

Сущность и виды учета; предмет и метод бухгалтерского учета; счета и двойная запись, балансовое обобщение, документация и документооборот, калькуляция, оценка капитала. Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение. Международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности: сущность, принципы; гармонизация национальных моделей учета: российской, североамериканской (GAAP), континентальной и др. Бухгалтерский учет: цели, концепции и принципы. Учет основных средств и нематериальных активов; учет материальных оборотных активов; учет заработной платы; учет денежных средств; учет текущих обязательств и расчетов; учет затрат на производство продукции (работ, услуг); учет реализации продукции (работ, услуг); учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и распределения прибыли; учет финансовых вложений; состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства, основы калькулирования себестоимости продукции, модели формирования издержек в управленческом учете.

4. Финансы и кредит.

Сущность и функции денег, виды денег, основные этапы эволюции денег, формы эмиссии денег, влияние денежной эмиссии на инфляцию цены. Финансовая система, ее функции и звенья; государственные финансы, государственный бюджет и налоги, внебюджетные фонды, территориальные финансы, государственный кредит; финансы предприятий и организаций, финансы населения; финансовые потоки на макроуровне, финансовый менеджмент, финансовые риски и контроль. Финансовый рынок, сущность и функции; кредитный рынок, страховой рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Международная финансовая система.

5. Маркетинг.

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга.

Процесс управления маркетингом.

Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.

Товар и его коммерческие характеристики. Оценка конкурентоспособности товара. Марка и марочная политика. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Позиционирование товара на рынке.

Управление ассортиментом. Виды цен и особенности их применения. Методы расчета цен. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения. Классификация методов и средств стимулирования реализации продукции. Виды и средства рекламы. Паблик рилейшинс и товарная пропаганда. Методы персональных продаж. Формы краткосрочного стимулирования. Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни и типы организации. Организация оптовой и розничной торговли. Дилеры и дистрибьюторы. Товародвижение.

Подходы к организационному построению службы маркетинга. Бюджет маркетинга. План маркетинга. Маркетинговый контроль. Особенности международного маркетинга.

6. Менеджмент.

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента.

Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Системы менеджмента: функции и организационные структуры.

Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.

7. Экономика предприятия.

Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности; нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия; среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя; продукция предприятия, ее конкурентоспособность; производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, трудовые и показатели их использования; организация производства: производственный процесс и принципы его организации, типы, формы и методы организации производства; производственная структура предприятия, его инфраструктура; управление предприятием: организационная структура и механизм управления, управленческий персонал; планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное; факторы развития предприятия: экстенсивные и интенсивные; инновационная и инвестиционная деятельность предприятия; финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные; доходы и расходы предприятия; учет и отчетность; аналитическая деятельность на предприятии.

8. Экономическая оценка инвестиций.

Понятие экономической оценки инвестиций: виды эффективности, задачи, решаемые в ходе оценки инвестиций, затраты упущенных возможностей; критерий экономической эффективности инвестиций; фактор времени; продолжительность экономической жизни инвестиций, формула сложных процентов, приведение вперед и назад по оси времени; методы оценки экономической эффективности инвестиций; сравнительная эффективность вариантов инвестиций; норматив экономической эффективности инвестиций; понятие «затраты финансирования по различным источникам», принципиальная схема определения величины норматива; учет инфляции при оценке эффективности инвестиций.

9. Планирование на предприятии.

Сущность и функции планирования в управлении; понятие, задачи, основные принципы и методы планирования; плановые расчеты и показатели; система планов предприятия, их взаимосвязь; стратегическое планирование развития предприятия; планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития); планирование производства и сбыта продукции; планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия; планирование издержек и результатов; финансовое планирование; организация планирования на предприятии; использование программных продуктов.

10. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности предприятия; виды анализа: их классификация и характеристика; методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа; информационная база анализа и диагностики; организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия; анализ финансового состояния; анализ экономических результатов деятельности; анализ производственных результатов; анализ результатов технического развития; анализ результатов социального развития; анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов; анализ состояния и использования основных средств; анализ использования трудовых ресурсов; анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг); оценка эффективности деятельности предприятия; диагностика потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного и финансового.

Цикл специальных дисциплин (СД):

11. Организация производства на предприятиях отрасли.

12. Организация предпринимательской деятельности.

13. Экономика транспорта.

14. Технология, организация и управление производственными процессами на транспорте.

Дисциплины специализации (ДС):

15. Финансовый менеджмент.

16. Экономика автотранспортного предприятия.

17. Налоги и налогообложение на автомобильном транспорте.

Основные вопросы соответствуют дидактическим единицам, входящим в содержание учебных дисциплин государственного образовательного стандарта (ГОС) основной образовательной программы. Количество вопросов в общей (формируемой и обновляемой ежегодно) базе данных составляет не менее 90. Содержание билетов и перечень вопросов ежегодно корректируются и утверждаются на заседании выпускающей кафедры и на научно-методическом совете специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта».

Вопросы сгруппированы по отдельным содержательным блокам, соответствующим конкретным дисциплинам и отражены в Программе ГМЭ, представляющей общие вопросы итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности, которые выдаются студентам для подготовки за два месяца до начала установочных лекций к ГМЭ (до начала сессии).

Экзамен по специальности может проводиться в устной и письменной форме по экзаменационным билетам, в которые включены по два вопроса указанного перечня дисциплин и задача (см. прил. 1), или по тестам, включающим 45 заданий (см. прил. 2). Время подготовки студента к ответу – не менее 60 минут.

Решение о форме проведения государственного междисциплинарного экзамена принимается научно-методическим советом специальности и доводится до студентов не менее чем за две недели до даты экзамена.

Экзамен проводится в два этапа. Первый этап представляет из себя экзамен по индивидуальному заданию (экзаменационный билет или тест), второй этап – собеседование по вопросам программы.

Во время подготовки студент оформляет ответы на выданных листах в письменном виде. По истечении отведенного времени на подготовку студент сдает лист ответа или отвечает на вопросы билета членам государственной экзаменационной комиссии устно

(по предварительному решению комиссии), при этом допускается форма собеседования. В этом случае члены комиссии вправе задать дополнительные вопросы.

Студент после объявления результатов первого этапа экзамена имеет право обжаловать решение комиссии о полноте и качестве своих знаний по результатам экзамена на собеседовании (второй этап экзамена), где он должен показать логику рассуждений, полноту знаний и их качественный уровень в соответствии с оценкой, на которую он претендует.

Если студент согласен с результатами первого этапа экзамена, второй этап (собеседование) не проводится.

Итоговая оценка по результатам сдачи государственного междисциплинарного экзамена выставляется комиссией в ведомости и объявляется студентам. Ведомости закрываются и сдаются в деканат в день проведения экзамена.

Пересдача итогового государственного экзамена по специальности не предусмотрена государственным образовательным стандартом. Оценка, полученная студентом на экзамене, выставляется в выписку – приложение к диплому о высшем образовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: