U Время движения на перегоне U – время, за которое автобус преодолевает участок маршрута.
U Время оборотного рейса U – время, за которое автобус совершает полный оборот на маршруте.
Время оборотного рейса может быть рассчитано, как сумма времен преодоления маршрута – времени движения t R дв R, простоя на остановочных пунктах t R оп R и отстоя на конечных пунктах t R ко
t R об R = ∑t R дв R + ∑t R оп R +t R ко R. (3.1)
U Техническая скорость U V R тi R определяется по участкам маршрута как отношение пробега транспортного средства к затратам времени на движение, включая задержки, вызванные условиями дорожного движения, за исключением простоев на остановочных пунктах
(3.2)
где l R i R – длина i-ого участка (перегона) маршрута, км.
t R двi R – время движения по i-ому участку (перегона) маршрута, ч.
U Средняя техническая скорость U (V R тср R) – определяется по маршруту в целом
(3.3)
где l R м R – длина маршрута, км.
Σt R дв R – время движения на маршруте, ч.
U Скорость сообщения U V R с R – то же, что и техническая, но дополнительно учитывают задержки на промежуточных остановочных пунктах
|
|
(3.4)
U Эксплуатационная скорость U V R э R - то же, что и сообщения, но дополнительно учитывают задержки на отстой на конечных пунктах маршрута
(3.5)
Необходимо помнить о соотношении скоростей
V R т R >V R с R >V R э R.
Нормирование скоростей преследует цель найти баланс между такими задачами, как обеспечение наименьших сроков доставки пассажиров, обеспечение точной регулярности движения автобусов с учетом оптимального использования транспортного средства, обеспечение безопасности движения, выполнение технико-экономических показателей использования автобусов и производительности труда водителей.
Предлагаемая методика предусматривает возможность определения оптимальной скорости сообщения и норм времени на движение между контрольными пунктами и по маршруту в целом для различных условий движения с обоснованием допустимых отклонений от нормативного времени.