Городской среды

Критерии благоприятной городской среды. В городе существует два типа мест: приятные места, в которых хочется проводить время, сидеть в задумчивости, читать книгу и возвращаться к ним снова и снова и такие, которые хочется побыстрее пройти мимо. Люди посещают их только по какой-то надобности или если больше идти некуда.

На восприятие человеком окружающей среды влияют различные факторы.

1. Безопасность и защита:

жителей от неблагоприятных погодных условий (от дождя, ветра, солнца);

населения от преступлений (хорошее освещение территории, количество жителей, активность общественной жизни);

территории от автомобильного движения.

2. Комфорт:

пешеходного движения (отсутствие препятствий на пути, качественное

покрытие, активные или глухие фасады застройки);

мест отдыха и общения (наличие городской мебели, уличных кафе,

тихого или шумного места, устройств от солнца, ветра, дождя, вечернего освещения);

мест активной деятельности (занятия спортивной пробежкой, на тренажерах, в развлекательных играх).

3. Эмоциональное удовольствие от созерцания места:

хорошего природного пейзажа;

художественно-эстетической градостроительно-архитектурной среды (сомаштабность человеку пространства и архитектуры, стилистические особенности застройки);

элементов ландшафтного дизайна;

уникальных объектов городского дизайна.

На основе этих критериев можно разработать шкалу, по которой люди будут оценивать качества городской среды того или иного района. После этого можно будет с уверенностью сказать, будет ли данное место пользоваться популярностью.

Социальный портрет жителей городов. Современная российская городская среда мало приспособлена для того, чтобы взрослый человек проводил много времени на улице. Исключение составляют детские площадки, которые повсеместно расставляют во дворах городских кварталов. Но эти пространства предназначены только для отдыха и игр детей, но не всего остального населения города.

Если рассматривать статистику, то городское население в среднем состоит на 12% из детей младше 15 лет, на 11 % из подростков от 15 до 25 лет, на 50% из людей от 25 до 55 лет и на 27 % из пенсионеров от 55 и старше. Таким образом, можно сделать выводы, что только 12 % населения в наших городах обеспечено благоустроенной территорией для проведения времени вне дома. Еще небольшой процент взрослых, присматривающих за детьми, может также пользоваться детскими площадками. Все остальные слои население не имеют во дворах практически никаких прав, а следовательно и мест проведения свободного времени.

Другой аспект восприятия городской среды жителем – это ее эстетическое качество и функциональное наполнение. Если качественно городская среда будет оставаться в таком же состоянии как сейчас, то человек предпочтет проводить время в любом другом месте (кафе, городском центре, дома, в офисе), нежели у себя во дворе на лавочке или в сквере в своем районе. Наши малоблагоустроенные дворы будут заполняться асоциальными элементами, такими как бомжи и пьяницы, которые не имеют высоких требований к уровню благоустройства городской среды. А если на улицах и в наших дворах мы видим асоциальных элементов общества, то и дворы сразу кажутся нам опасными и малопривлекательными для проведения там свободного времени.

Устройство общественных городских пространств. Как определить хорошее и плохое городское пространство нас окружает, и как сделать существующее пространство лучше? Поскольку город является средой обитания людей, возьмем человека, как инструмент измерения. Датский архитектор Ян Гейл, более 40 лет занимающийся изучением и проектированием общественных пространств, утверждает, что предметом наивысшего интереса для человека являются, в конечном счете, другие люди. Если показать группе людей фотографии пустынных улиц и улиц, где есть пешеходы, попросив выбрать более привлекательные, – большинство выберет фотографии улиц с пешеходами.

Этот принцип лежит в основе успеха уличных кафе. В Париже люди сидят за маленькими столиками на узком тротуаре не потому, что им нравится шум машин и выхлопные газы, а потому что оттуда они могут наблюдать жизнь города, бурлящую вокруг, имея при этом индульгенцию своей праздности в виде чашечки кофе.

Но является ли наличие большого количества людей на улице признаком того, что это хорошее пространство? Не обязательно. Каждый день множество людей выходит на улицу по необходимости: дойти до трамвайной остановки, чтобы поехать на работу; отвести ребенка в школу или детский сад; сходить за продуктами или оплатить коммунальные затраты. Этих передвижений горожане не могут избежать, а потому они будут происходить в пространстве даже самого плохого качества. Хорошее общественное пространство – это пространство, которое располагает к тому, чтобы остаться в нем, провести какое-то время, чем-то заняться: передохнуть на скамейке, встретиться с друзьями, прогуляться с девушкой, послушать уличного музыканта, посидеть за чашечкой кофе и т.п.

Чтобы правильно сформировать привлекательную городскую среду нужно учитывать множество факторов, начиная с планировки городов и удобства перемещения по городу с помощью общественного, личного транспорта и даже пешком, и заканчивая урнами и покрытием тротуаров и улиц.

Отдельно хотелось бы поговорить о роли архитектуры в формировании городской среды. Архитектура отличается своим качеством в различных районах города. В центре мы видим ухоженные исторические здания небольшой высоты, на периферии - огромные многоэтажные панельные дома, мало отличимые один от другого. Это проблема не только русских городов, и решить ее под силу только городским властям. Но если рассматривать человека на улице города, то какими бы уродливыми не были здания вокруг, мы видим со своего небольшого человеческого роста только 2-3 этажа, а чаще всего только первый этаж ближайшего здания. Поэтому на облик улиц в большей степени оказывает влияние состояние и эстетические достоинства именно первого этажа, а не все здание целиком. Особенно это заметно на узких улицах центра города, где, чтобы охватить весь фасад целиком, зачастую нужно перейти на другую сторону улицы.

Выводы из этого можно сделать следующие: из всех элементов здания, влияющих на общественное пространство, первый этаж наиболее важен. Можно с уверенностью утверждать, что если первый этаж решен неудачно, оживить пространство будет почти невозможно. Хороший первый этаж должен быть активным, разнообразным и проницаемым. Помещения первого этажа должны иметь входы с улицы. Они должны быть достаточно частыми, чтобы на улицу выходило множество разных заведений. Перемещение между общественным пространством и помещениями первого этажа должно быть максимально облегчено.

Что может находиться на первом этаже? Это могут (и должны) быть рестораны и кафе, выставляющие столики на улицу в хорошую погоду. Это может быть книжный магазин, выставляющий на улицу книги, когда есть возможность. Это может быть фермерский рынок, который будет по определенным дням расширяться на улицу. Наполнение первого этажа должно быть такое, чтобы оно могло расширяться в сторону общественного пространства и становиться неотъемлемой его частью.

Очень важен уровень пола первого этажа. В развитых странах считается нормой делать пол в коммерческих помещениях на одном уровне с тротуаром, с которого в это помещение входят посетители. Это делает перемещение между общественным и частным пространством бесшовным, увеличивает спонтанность в поведении пешеходов, а также позволяет избавиться от громоздких перил и пандусов. В хороший день двери могут быть полностью открыты, стирая границу между улицей и помещением. Кроме того, близкие отметки уровней пола и тротуара делают возможным появление такого элемента торговли, как витрина. Никакая витрина не будет выполнять свою функцию, если она поднята на 1-1,5 метра выше естественного уровня восприятия или отделена от пешехода пандусом для инвалидов.

Лекция 2.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: