Архимандрит Тихон (Шевкунов) 13 страница

— Ох, брат, как ты много привел!

— А я еще знаю, где взять.

— Ну что, девушки?

— Девушки...

— Как вас судить-то? Ну, в церкву ходили?

— Ходили.

— Пиши — «бродяги».

Такая наша вина была — «бродяги».

Повезли нас в Ташкент. Вагоны телячьи, сквоз­няки везде. Вот в вагоне-то я и заболела. Я все плака­ла: «Господи, — думаю, — за что в тюрьму-то? Тюрем­щица!» Как-то мне было обидно, что я в тюрьме. Ну и плакала. Да и все плакали, наверное. Лицо от слез у меня было сырое. А потом, как пошел поезд, стал ветер, и у меня сразу голова простыла. И — «рожа»! Все у меня опухло. Привезли в Ташкент, а я уж ниче­го не понимаю. В больницу положили. Но не помер­ла, жива осталась...

Привезли нас в Ташкент, в чистое поле, а как ста­ли освобождаться — целый город построили. Бес­платные работники.

Такая была еще — генеральная проверка. Темный- темный коридор. По обе стороны стража с пиками стоит. Страх-то там какой был! Сколько охраны, соба­ки лают! Господи, и чего они берегли такого добра-то, монашков? И вот этакой тропкой, через стражников, — проходи. Пройдешь, а в конце — обыск. Кресты снима­ют! Господи, прости их! Матерь Божия... Милиционер крест содрал — ногами растоптал: «Зачем носишь?!»

И вот, когда сняли наши крестики, такое было чувствие — как все равно перед тобой стоит Сам Гос­подь распятый! Как будто Сам Господь на Кресте терпит! Крестики сняли — такая обида!

А потом что же — как же без креста? В то время мы пряли узбекскую пряжу, вату. И были там такие вилочки — их маленько срезать, и будет крестик. Поделали мы крестики. Пошли в баню, с крестами. А там такие есть, начальству сразу докладывают:

— А монашки опять все в крестах!

Но тут уж не отбирали. Да и возьмете — мы себе что-нибудь другое найдем.

Но и Господь нас укреплял! Одна сестра дивеевская, она еще до нас здесь в тюрьме была, видит во сне батюшку Серафима. Батюшка сюда, в тюрь­му, целый этап монашков гонит. И весело так гово­рит: «Открывайте двери! Сестер вам веду!» Это — нас-то!

А до этого, на свободе еще, в Дивееве, была у нас блаженная, Марья Ивановна. Она при мне помира­ла, вскоре как нас из монастыря выгнали. Мы все тогда у нее спрашивали:

— Мамашенька, когда ж мы в монастырь? Мы мо­настырь ждем!

А она:

— Будет, будет вам монастырь. Мы с покойницей матерью казначеей скоро вас в этот монастырь вы­зывать начнем!

И вы знаете, что она мне еще сказала?

— Только в монастыре этом вас будут звать не по именам, а по номерам. Вот тебя, Фрося, мы позовем с казначеей: триста тридцать восемь!

Триста тридцать восемь... Подивилась я, но за­помнила. А когда в тюрьму взяли, такой номер у меня и был! Я помню этот свой номер — триста тридцать восемь. Да, она мне это сказала, Марья Ивановна, блаженная! Вот тебе и монастырь!

Что ж, такое было время... По-всякому прихо­дилось. Поста больно уж не соблюдали. Господи, прости! Когда из костей что наварят... Но большой пост все-таки терпели. Водичка там или чего пост­ное — берем. А скоромное не брали.

Но все-таки было хорошо, что нас много там было, монашков. Сорок человек. Какой праздник, мы на нарах сидим и чувствуем — Благовещение! Господи, помилуй, а теснота везде! Внизу — шпаны! Они там царствуют. А мы наверху. Нам еще лучше! Бог с ними! Были среди нас и певчие. Вот так, собе­ремся наверху и тихонько запоем — «Архангельский глас».

Были такие, что и на память знали всё — и служ­бу, и акафисты. Книги нам держать не пропускали. Книги забирали, да...

А вот в одно время ехали на пересылку. Долго еха­ли. А в соседнем вагоне — шпаны. И больно уж разо­дрались! Монашков отдельно везли. Эти шпаны все нары попереломали. И вот одну к нам сунули. Она вся была... ну... голая почти! Ничего на ней не было, так, чуток приодетая. Ни сумки у нее, ничего. А мо­нашки все были с сумками. И рубашечка-сменочка, и сухарик, и что надо — все у нас было. А у шпанов — нет ничего. Жалко ее стало. У кого был какой кусо­чек, покормили. Кто юбку, кто какой платочек — и одели ее во все. Ну ладно... Едем. Вот на одной остановке дверь открыл военный. Нас провожали не большевики, а военные, солдаты.

— Ну, сестры, как живете? — спрашивает.

— Все хорошо. Слава Богу!

— Может, кому чего нужно? Может, кто больной?

— Да ничего. Всё терпим!

А эта шпана и говорит:

— Гражданин начальник! А монашки Богу молят­ся. Поют!

Он и говорит:

— Вот и хорошо! И ты с ними пой. Они за то и си­дят. Пусть себе молятся.

На каждом вагоне — солдат. Сидит и караулит. Мы-то в вагоне, а охранник наверху. Там холодно. Он все ходит, притоптывает. Мы его так жалели! «Господи, мы в тепле, а ему там холодно, караулит нас!»

А как поезд тронется, солдат стучит нам:

— Эй, сестры! Запевайте «Барыню»!

А мы пели «Благослови, душе моя, Господа». Или там — обедню. Он всегда, как тронемся, хоть и не знает, как назвать, но стучал нам:

— Пойте «Барыню», не бойтесь!

Да... Господи, были и добрые. Всякие были...

Потом перевели нас, монашков, в приют к дитям. Там при тюрьме приют был. Мамки их сидели в лагере. А шпане нельзя было детей доверять. Они как разойдутся — убьют ребенка. Вот и брали туда монашков.

А нам там хорошо было! На Пасху, как уложим детишков, в двенадцать часов соберемся в этом... как его... забыла... не назову... В павильоне! Детки в этом павильоне днем играют. Мы там соберемся и запева­ем тихонько: «Воскресение Твое, Христе Спасе...» и «Христос воскресе». Тихонечко так...

А медсестра и директор однажды услыхали. «Где же это такое пение? Как Ангелы поют!» Пошли и на­ткнулись на нас.

— Так это вы тут поете?

Мы испугались! А директор была еврейка. Но ниче­го никому не сказала.

— Ну ладно, только тихонько пойте.

А ведь приходилось и детей крестить. Ох, Госпо­ди, прости, надо было это батюшкам рассказать! Когда купали, тогда их и крестили. Читали «Верую», еще другие молитвы, я уж забыла. По четыре ребен­ка сразу крестили. А которые сильно больные, то по одному, а то зараза какая!

Вот так. А сколько там детей погибло!.. Много...

Оттуда мы и освободились.

Ох Господи Боже мой! Чего только не делали! Каких в жизни не было делов! И пряли, и ткали, и детей воспитывали! Монашки!..

Эх, тюрьма! Никого не щадит! Говорят, «кто не был — побудет, а кто был — тот не забудет!» Теперь вот еще бы мытарства пройти... Господи, помоги! Царица Небесная!.. Много я вам тут на­болтала!..

* * *

Прощаясь и провожая нас, матушка останови­лась, развязала платок и достала из-под ворота под­рясника маленький деревянный крестик.

— А я его берегу! Он как-то у меня не потерялся. Крестик — заслуга из тюрьмы... Вот — простая деревяшечка. Я уж по-простому вам скажу... Если плохо скажу, не обессудьте!.. Вы все семьдесят лет в плену пробыли. Понимаете вы это, нет? Мы же в плену жили у советской власти. Это же плен! А дальше не знаю, что будет... Куда пойдет? Я только слыхала от одного человека, не скажу его имени, а только он сказал: «Кончилось царство Хамово!»

Прошло несколько лет. Как-то зимой мне, недавно рукоположенному священнику, надо было приехать в начинавшую тогда возрождаться Дивеевскую обитель. Закончив дела в монастыре, я сразу поспешил к матушке на Лес­ную улицу. Но калитка у знакомого домика была заперта на большой замок. Это показалось мне странным. Ведь матушка никуда не выходила: ей к тому времени исполнилось уже девяносто два года.

Подобрав полы подрясника, я перемахнул через забор. На стук в дверь откликнулся голос матушки, она сообщила, что ее теперь запирают в доме и даже ключа не дают: посетителей так много, что идут они беспрерывно — с утра до вечера.

Но повидаться нам хотелось. Матушка открыла окошко, и я, как Ромео, проник в дом.

— Тихон! Я знаю, что ты уже поп! — это было первое, что сказала мне матушка. — Быстренько поисповедуй меня, а то я не могу у этих мирских попов исповедоваться.

После исповеди матушка усадила меня за стол и начала хлопотать. Поджарила яичницу, разогре­ла картошку. И вдруг вынула из-под стола бутылку со спиртом. Мы дружили почти десять лет, и я даже представить не мог, что она способна прикоснуться к вину. А тут — чистый спирт!

— Ну как? — спросила она, заметив мое изумле­ние.— Я тебя раньше не смущала, боялась, соблаз­нишься. А теперь ты уж большой, священник — не осудишь. Это нам, старикам, надо, чтоб кровь ходила.

Она налила себе в стопочку граммов тридцать, предложила и мне и с удовольствием выпила нераз­бавленный спирт. Это было для меня совершенно удивительно, но приоткрыло еще одну грань жизни великой монахини — жизни, простыми, «арифмети­ческими» законами не постигаемой.

В заветном сундуке, среди прочих вещей пре­подобного Серафима, у монахинь бережно хранилась маленькая свечка. Когда матушка Фрося доставала святыни, чтобы паломники могли им поклониться, свечка обычно была где-то в сто­роне и ее никто не замечал. Как-то раз я спросил у матушки, что это за особенная свеча. И она расска­зала мне такую историю.

Свеча эта хранится у сестер со времен препо­добного. Он дал им ее перед своей смертью и ска­зал: «Одна из вас с этой свечой будет встречать мое тело — его перенесут и упокоят в Дивееве. Ведь я мо­щами своими не буду лежать в Сарове, а перейду к вам, в Дивеево».

После кончины в 1833 году преподобный был похоронен в Саровском монастыре. Там началось его почитание, туда устремлялись тысячи паломни­ков со всей России. В 1903 году прошло прославле­ние преподобного Серафима в лике святых, и его мощи положили в Сарове в Троицком соборе, в ве­ликолепной раке. Православные люди слышали, конечно, о пророчествах преподобного Серафима, о том, что он перейдет своими мощами в Дивеево, но это казалось настолько непонятным, особенно после революции, когда мощи считались уничто­женными, что пророчества удобнее было считать чисто символическими.

И еще матушка Фрося рассказала, что в 1927 году, накануне закрытия Дивеевского мо­настыря, жившая здесь блаженная Марья Иванов­на собрала в последний раз дивеевских сестер и, взяв заветную свечу, оставленную преподобным, зажгла ее перед всеми. А потом предрекла, что последняя из собравшихся здесь сестер, которая останется в живых, от лица всех монахинь — по­чивших, замученных, убитых, но оставшихся вер­ными Господу Богу, — будет встречать в Дивееве мощи преподобного Серафима вот с этой самой свечой.

Когда матушка Фрося рассказывала мне эту исто­рию, в живых оставалось, наверное, десять дивеевских сестер. Год за годом их становилось все мень­ше. Но остающиеся свято верили в исполнение пророчества. Наконец из почти тысячи живших до революции в Дивееве сестер матушка Фрося оста­лась одна.

В 90-х годах началось возрождение Дивеевского монастыря, и матушка переехала из домика на Лес­ной в келью. В 1990 году были найдены, казалось бы, навсегда потерянные мощи преподобного Се­рафима Саровского. С величайшим торжеством, крестным ходом через всю Россию, святые мощи были перенесены в Дивеево.

Когда архиереи во главе с патриархом Алексием при стечении тысяч и тысяч людей под пение хоров вносили мощи преподобного Серафима в дивеевский храм, в дверях стояла послушница Фрося, схи­монахиня Маргарита, в полном облачении и держа­ла в руках зажженную свечу.

Скончалась матушка 9 февраля 1997 года, в день церковной памяти новомучеников и исповедников Российских. Она и сама была исповедницей и новомученицей. Как и отец Иоанн (Крестьянкин), кото­рый тоже умер в этот праздник через пять лет.

В праздник Крещения вода во всем мире становится святой

История, которая может войти в будущий «Пролог»

У одного известного в России духовника спро­сили, как он, проведя долгие годы в заклю­чении, совершал там Божественную литур­гию. Старец отвечал:

— Многие священники знали текст литургии наи­зусть. Хлеб, хотя и не пшеничный, можно было най­ти без труда. Вино приходилось заменять клюквен­ным соком. А вместо престола с мощами мученика, на котором по церковным правилам положено слу­жить литургию, мы брали самого широкоплечего из наших собратьев — заключенных священников. Он раздевался по пояс, ложился, и на его груди мы совершали литургию. В лагере все были мученика­ми и исповедниками и в любой момент могли при­нять смерть за Христа.

— А как же, батюшка, вы освящали воду в день Крещения? Ведь молитвы на Крещение читаются однажды в год и они очень длинные.

— А нам и не нужно было помнить эти молит­вы. Ведь если хотя бы в одном месте Вселенной в православном храме совершается Чин великого освящения воды, то по молитвам Святой Церкви освящается и «всех вод естество» — вся вода в мире делается крещенской и святой. В этот день мы бра­ли воду из любого источника, и она была нетленной, благодатной, крещенской. И как всякая крещенская вода, не портилась по многу лет.

Специалисты по антирелигиозной пропаганде совсем недавно утверждали, что крещенская вода годами не портится потому, что священники тай­но опускают в чаши серебряные слитки, монеты, кресты. По этому поводу церковные острословы придумали такую загадку: «Сколько ионов серебра содержится в литре крещенской воды, если освя­щение проводилось в проруби, вырубленной на се­редине Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — семи метров, скорость тече­ния — пяти километров в час, а крест, которым де­ревенский батюшка освящал воду, за бедностью хра­ма, — деревянный?»

Как-то летом один из древних печерских ста­риков, сторож монах Аввакум, заявил в тра­пезной после вечерних молитв, что больше не будет пускать в монастырь неправославных. Хва­тит! Ходят по обители то размалеванные дамочки-туристки под ручку с мужиками-безбожниками, от которых за версту разит табачищем, то комму­нисты с баптистами, то новоявленные экуменисты, то мусульмане в обнимку с нехристями-жидами. Надо этому положить конец!

Братия не придала стариковскому ворчанию зна­чения, но кто-то все же спросил:

— А как же ты отличишь, православный идет че­ловек или нет?

Аввакум крепко задумался. Но ненадолго.

— А вот кто прочтет Символ Веры, того я и пущу! А нет — гуляй за воротами, нечего тебе делать в мо­настыре!

Все посмеялись над его словами, да и забыли. Но на следующее утро, когда монахи расходились после службы по послушаниям, они с удивлением заметили, что в обители непривычно безлюдно. Бродят и крестятся на храмы благочестивые палом­ники, знакомые бабки подходят под благословение, странники с узелками отдыхают после литургии, юродивый бегает вокруг колодца. А вот обычные докучливые толпы туристов куда-то исчезли. Про­сто Святая Русь! Видно, правда отец Аввакум чудит, держит свое слово.

Так оно и было. С раннего утра, заступив на де­журство у Святых ворот, отец Аввакум от каждого входящего требовал прочесть Никео-Цареградский Символ Веры, составленный отцами двух первых Вселенских Соборов в IV веке. Расчет был гениаль­но прост: любой воцерковленный православный уж точно знает этот текст наизусть.

С полшестого до десяти часов утра ни у одного из пришедших в монастырь с Символом Веры про­блем не возникало. А вот после десяти из Пскова подъехал первый туристический автобус. Само со­бой, никто из советских туристов экзамен Аввакума выдержать не смог. Все только ругались да угрожа­ли, стоя перед наглухо закрытыми воротами. Но для старого солдата отца Аввакума, закончившего войну под Будапештом, эти угрозы были просто смешны.

Подъехал еще автобус. Следом подоспели инту­ристы... К полудню у ворот обители собралась ог­ромная разгоряченная толпа. Ее-то и увидел из окна своей черной «Волги» приехавший в монастырь на обед к отцу наместнику главный псковский надзи­ратель над всей церковной жизнью — уполномочен­ный по делам религий по Псковской области Нико­лай Александрович Юдин.

В монастыре фамилию уполномоченного все под­черкнуто произносили как «Иудин». И не потому, что этот уполномоченный был хуже других. Про­сто любой надзиратель за церковной жизнью сам по себе являлся символом внешнего порабощения Церкви. Справедливости ради надо сказать, что Николай Александрович был довольно добродуш­ным человеком, много лет проработавшим в орга­нах, но не ожесточившимся от избытка власти. Тем не менее он был полноправным хозяином и вер­шителем судеб всех проходящих по его ведомству священнослужителей. Любого священника он мог по личному усмотрению лишить так называемой «регистрации», и тот уже не имел права служить в храме. И это лишь самое малое. Неприязнь упол­номоченного совершенно спокойно могла кончить­ся для батюшки набором всех тех неприятностей, которые имел возможность обеспечить этот кадро­вый сотрудник КГБ тому, кого бы посчитал опас­ным для советского строя. Поэтому все настоятели, не говоря уже о простых батюшках, являлись в ка­бинет уполномоченного по первому вызову.

Все, кроме наместника архимандрита Гавриила. Он был единственным, к кому, если надо было ре­шить какой-то вопрос, Юдин приезжал сам. Почему так происходило? Думаю, наместник смог себя так поставить. И еще, отец Гавриил был сильный и неза­висимый наместник. И очень жесткий: если уж чего- то решал, то всегда этого добивался.

Правда, некоторые ядовито предполагали, что уполномоченный Юдин ездит в монастырь «на ко­вер», потому как у наместника звание выше. Но это были просто злые языки. Хотя понятно, что в те вре­мена наместники и настоятели не могли не иметь взаимоотношений с представителями государствен­ной власти.

Увидев вопиющий непорядок в своем «хозяй­стве», Николай Александрович Юдин сразу вышел из машины. Быстро во всем разобравшись, он реши­тельно пробрался сквозь толпу к воротам и грозно забарабанил кулаком по старинным, окованным же­лезом дубовым доскам.

— Кто там?! Ну-ка открывай сейчас же!

— Читай Символ Веры! — раздался из-за ворот грозный глас монаха Аввакума.

— Что?! — не поверил своим ушам уполномочен­ный.— Какой еще Символ Веры? Открывай, тебе говорят!

— Читай Символ Веры! — все так же непреклонно донеслось с той стороны.

У Николая Александровича от возмущения пере­хватило дыхание:

— Да ты кто такой?! Ты что себе позволяешь? Я уполномоченный! Я — Юдин! Открывай сейчас же, или пожалеешь!!!

— Читай Символ Веры!

Этот возвышенный диалог продолжался минут десять.

Наконец, взглянув на часы, уполномоченный сдался:

— Открой, прошу тебя! Я уже на целых четверть часа к вашему наместнику опоздал. Представляешь, как он меня сейчас встретит?

За воротами повисла пауза. Видно, отец Аввакум яв­ственно представил себе, что ждет этого несчастного.

— Да, тебе не поздоровится...— с пониманием вздохнул он. Но тут же несгибаемо повторил: — Чи­тай Символ Веры!

— Да не знаю я этот ваш Символ! — взмолился уполномоченный. — Что хоть это такое?

Отец Аввакум снова крепко заду­мался и наконец принял решение.

— Ну ладно, так и быть. Повторяй за мной.

И из-за ворот до­неслись древние ве­личественные слова Никео-Цареградского Символа Веры.

— Верую! — воз­гласил Аввакум.

— Верую... — за­травленно озираясь на туристов, выда­вил из себя уполно­моченный.

— Во единого Бога Отца!..— тор­жественно продол­жил Аввакум.

— Во единого Бога Отца... — обреченно повторил Юдин.

— Вседержителя!

— Вседержителя...

— Творца небу и земли!

— Творца... небу и земли...

После того как уполномоченный Совета по де­лам религий по Псковской области всенародно засвидетельствовал последний догмат, заключен­ный в великой молитве: «Чаю воскресения мерт­вых и жизни будущего века. Аминь», — ворота

приоткрылись и пропустили чиновника в монас­тырский двор.

Испепелив взглядом своего инквизитора и вы­ругавшись сквозь зубы, уполномоченный бросился к настоятельскому корпусу, где его в весьма раздра­женном состоянии духа встретил отец наместник.

— Что ж это вы, Николай Александрович, опаз­дывать решили? Я уж полчаса как вас поджидаю! — недовольно укорил он гостя.

— Да что обо мне?! — кинулся в атаку уполномо­ченный.— Это у вас тут невесть что творится! По­ставили психически больного на ворота. Никого не пускает — требует ото всех читать какой-то Сим­вол Веры! Там на площади автобусы, туристы! Ино­странцы!!! Представляете, какой скандал сейчас на­чнется?

Тут и наместник заволновался. Он немедля по­слал отца эконома разобраться и навести порядок, а Аввакума сейчас же доставить в наместничий ка­бинет для расправы.

Когда Аввакум вошел в обеденную залу, уполно­моченный усилиями отца наместника, а также с по­мощью обильных яств и французского коньяка был несколько успокоен.

Увидев сторожа, отец наместник гневно при­встал в креслах.

— Ты что там устроил?! Без благословения, само­чинно порядки свои в монастыре наводишь?!

А вот самочиние — это действительно тяжкий грех для монаха. Отец наместник был здесь совер­шенно прав. И Аввакум мгновенно этот свой грех осознал. Он решительно шагнул к столу и бросился отцу Гавриилу в ноги.

— Виноват! Прости, отец наместник!

— Убирайся вон, самочинник! — загремел над ним наместник и даже отпихнул Аввакума сапогом.

Уполномоченный мстительно торжествовал. Когда он уехал, наместник снова потребовал к себе Аввакума. Тот, лишь войдя, сразу повалился в ноги.

Но отец наместник вызвал его совсем не для вы­говоров:

— Ладно, молодец! На вот, бери! — добродушно проговорил отец Гавриил и сунул Аввакуму бутылку «Наполеона».

В тот вечер Аввакум и еще несколько старых монахов, бывших солдат, с удовольствием попро­бовали, что такое знаменитый наместнический коньяк.

Казалось бы, что интересного и важного мо­жет произойти на освящении квартиры или дома? Но и во время такой скромной службы люди, пусть ненадолго, но все же предсто­ят пред Господом Богом. А этого достаточно, чтобы для тех, кто пока еще далек от Церкви, порой вдруг открылись совершенно поразительные, неизведан­ные горизонты.

В жизни каждого человека — однажды, а может быть, и несколько раз — но непременно произойдут события, которые, как ни старайся, с рациональной точки зрения истолковать невозможно. Впрочем, если уж очень хочется себя пообманывать, то мож­но счесть подобные случаи невероятными совпаде­ниями или даже болезненной фантазией. Правда, если у такой невообразимой истории были и другие свидетели, дело осложняется. Но и тут есть шанс представить все случившееся, скажем, как коллек­тивную выдумку, химеру.

Но как бы мы ни старались объяснить, за­быть, а еще лучше — высмеять этот наш личный загадочный духовный опыт, мы никогда не сможем до конца освободить свою память от властно во­рвавшейся в наше обыденное существование иной реальности.

А дальнейшее — задумаемся ли мы над случив­шимся или предпочтем сделать вид, что ничего не произошло, — это уже в нашей власти. Только вот душа человеческая, уже после нашей смерти, расставшись с телом и представ перед новым ми­ром, не сможет упрекнуть никого в своей неосве­домленности. Не сможет надуться как школьник: «Это мы не проходили! Это нам не задавали!» И проходили, и задавали. И все что надо, каждому по-своему, разъясняли.

Впрочем, при всей своей значимости, такого рода события порой бывают весь­ма ироничными и да­же забавными.

В 90-е годы все кому не лень насмеш­ничали над нецер­ковными людьми, которые с серьез­ным видом выстаи­вали службы в пра­вославных храмах. Они прилежно, но неуклюже крести­лись, невпопад кла­нялись и явно мало что понимали в про­исходящем.

Еще любили хорошенько высмеять тех, кто приглашал батюшек освящать дома и квартиры. «Мода!» — злословили в их адрес юмористы.

А мне, признаться, всегда отрадно было видеть этих «подсвечников», как саркастически честили их остряки. Радостно за них становилось потому что они, пусть и неловко, но представали пред Госпо­дом Богом в усердии и смирении. А такое бесследно никогда не проходит. Даже самые неискусные бого­мольцы обязательно получат от Бога особые духов­ные дары, совершат лично им предназначенные от­крытия, которых хохмачам-насмешникам и во сне не увидеть.

Был у меня добрый знакомый, Олег Алек­сандрович Никитин, заслуженный уче- ный-энергетик еще времен Советского Союза. В 90-е годы он руководил круп­ным предприятием по эксплуатации и ре­монту линий дальних электропередач, рас­кинувшихся от Даль­него Востока до Ка­лининграда. Олег Александрович и его коллеги были людьми чрезвычайно инте­ресными, но в цер­ковной жизни, мягко говоря, разбирались мало. Такие классические советские ученые и директора-производственники старой закалки. Но в храм они все же стали наведываться время от времени.

На службах эти товарищи стояли — столбы стол­бами. Точно как пресловутые «подсвечники». Пых­тели, обливались потом, но и не сдавались, хотя вы­держать полтора часа богослужения было для них истинным подвигом.

Как-то Олег Александрович объявил своим дру­зьям и знакомым, что приглашает всех на новосе­лье — небольшая дача в Калужской области, кото­рую он строил много лет, готова к приему гостей. Меня он попросил еще и освятить новое жилище. После освящения предполагалось дружеское засто­лье. Я привез в подарок семье Никитиных старин­ный самовар и деревенского варенья к чаю.

Надо сказать, что в головах большинства наших соотечественников царил тогда полный религиоз­ный сумбур. Начиная от самого кондового атеизма вплоть до веры в газетные гороскопы и в инопла­нетян. Дочь Олега Александровича, Елена, очень красивая, образованная девушка, даже всерьез увлекалась прикладной магией. В этом не было ничего удивительного после десятилетий государ­ственного атеизма. (Хотя и до революции у нас в России подобных вещей, признаться, хватало с избытком.)

Когда я приехал на дачу к Олегу Александро­вичу, первым, кто меня встретил, оказался кар­ликовый черный пудель. Я очень люблю собак, но тут мне попалось на удивление злобное суще­ство. Захлебываясь неистовым лаем, пудель бро­сился на меня, попытался укусить за ногу и слегка ободрал подрясник, так что пришлось даже хоро­шенько отпихнуть его ботинком. Хозяева были весьма удивлены поведением своего песика, и дочь Олега Александровича поспешила подхватить его на руки.

Я опасливо покосился на вырывающуюся из рук Елены, клацающую зубами в мою сторону со­бачонку. И сразу предупредил, что, когда мы бу­дем освящать дом, пса в помещении быть не долж­но. И не только потому, что этот карликовый цербер мне сразу как-то не понравился. Просто есть такое церковное правило, о чем я и сообщил хозяевам.

— Очень странное правило, — обиженно сказала Елена. Истеричный пудель был ее любимцем.

— Собака считается нечистым животным, — хму­ро разъяснил я.

Елена возмутилась еще больше.

— А кошки? Кошки тоже нечистые животные?

— Нет. Только собаки. Собаки и свиньи.

Это я, конечно, в сердцах добавил. Свиньи были нечистыми тварями давным-давно, еще во времена Ветхого Завета, а теперь православные с большим удовольствием ими питаются. Но уж больно меня разозлил этот избалованный пудель.

— Свиньи?! — воскликнула Елена. — Да как вы мо­жете сравнивать!

Ее поддержала супруга Олега Александровича:

— Что же, теперь после вашего освящения и со­баку в доме нельзя будет держать? — поинтересова­лась она.

— Да нет же! Но есть причины, по которым в Церкви собака считается нечистым животным. Не мы эти правила устанавливали, и не нам их

отменять. Это совсем не означает, что вашего пу­деля надо выгонять из дома. Но, во всяком случае, священнодействия при нем совершать не положе­но. Так что на время освящения его надо будет куда-нибудь покрепче запереть.

— Но все-таки можно хоть как-то объяснить, отчего именно собака у вас в Церкви нечистая? — не унималась Елена. — Что за дискриминация? В дру­гих эзотерических учениях такого нет. Это просто случайные и надуманные измышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: