Глава LV. О повреждении природы и о действии божественной благодати

1. [414]. Гослоди Боже мой, Создавый мя по образу Твоему и подобию, Ты Сам явил мне величие благодати Твоей, и от Тебя познал я, как нужна она для спасения. Удели мне от благодати сей, чтобы победил я скверную свою природу, влекущую меня ко греху и погибели. Вижду же им закон во удех моих противувоюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным (Рим. VII,23), в послушание чувственности во всем. Не могу я противится страстям ее, если не придет мне в помощь святейшая благодать Твоя, разлившись в сердце горячим потоком.

2. [415]. Потребна благодать Твоя, и многая благодать, чтобы победить природу, от юности моей всегда к злу преклонную; ибо пала она в первом человеке Адаме и повредилась грехом, и во всех человеков вошла казнь того повреждения; так что первая природа, благо и право Тобою созданная, приняла уже весь порок и всю немощь поврежденной природы, и все ее движение, когда она сама на свою волю оставлена, влекут ее к злу и вниз погружают. И малая сила, какая осталась в ней, лежит точно искра в пепле таящаяся. Таков-то по природе наш разум, объятый великим мраком, и есть еще в нем различение добра от зла и лжи от истины; хотя и нет в нею силы исполнить все то, что одобряет, и не обладает он полным светом истины и целостью здравого ощущения.

З. [416]. Отсюда происходит, Боже мой, что соуслаждаюсь я закону Твоему по внутреннему человеку, ведая, что заповедь Твоя добра и праведна и свята, и что надобно убегать всякого зла и всякого греха. Но плотию работаю закону греха, повинуясь не столько разуму, сколько чувственности. Оттого - еже хотети доброе прилежит ми, а еже содеяти - не обретаю (Рим. VII,18). Оттого часто полагаю много благих намерений, но нет благодати в помощь немощи моей, и от легкого препятствия отстаю и прихожу в бессилие. Оттого случается, что и познал я путь совершенства и довольно ясно вижу, что мне следует делать; но, поникнув под бременем повреждения своего, не возвышаюсь к совершенству.

4. [417]. О, как необходима мне, Господи, благодать Твоя для начинания в добре, для преуспевания и для усовершения! Без Тебя на могу творити ничевоже: но все могу в Тебе, когда укрепляет меня благодать твоя. Истинно небесная благодать - без нее и собственные заслуги и все природные дары ни во что вменяются. Ни знание, ни богатство, ни красота, ни крепопь телесная, ни ум, ни красноречие - ничего не стоют у Тебя, Господи, без Твоей благодати; ибо природные дары доступ - ны и злым за одно с добрыми; а особенный дар избранных - благодать или благое поспешение, и ею запечатленные учиняются достойны жизни вечной. И так превосходна благодать сия, что ни дар пророчества, ни чудотворение, ни самое высшее умозрение не вменяются ни во что без нее. Ниже вера, ни надежда, ниже другие добродетели без любви и благодати тебе не благоугодны.

5. [418]. О, блаженнейшая благодать нищего духом творящая богатым в добродетелях и богатого многими благами содевающая смиренным по сердцу! Прииди, сниди ко мне, исполни меня во благовремении Твоим утешением, да не поникнет душа моя от утомления и от сухости чувства. Молю Тебя, Господи, да обрящу благодать пред очами Твоими; ибо довлеет мне благодать, - хотя бы ничего другого не получил я, чего требуи природа. Если и много истомлюсь и много в скорбях искушен буду, не устрашуся от зла, лишь бы со мною прмыла благодать Твоя. Она мне крепость; она совет и помощь подает мне. Всех врагов она сильнее и премудра паче всех премудрых.

6. [419]. Она научает истине и наставляет в правиле жизни; она свет сердцу, отрада в утеснении; прогоняет печаль, отнимает страх, питает благоговение, изводит слезы. Что я без нее - разве древо сухое и пень неплодный, готовый на посечение! Но Твоя благодать, Господи, всегда да упреждает меня и да последует, и да содержит меня непрестанно в попечении о делах благих, Иисусом Христом, Сыном Твоим.

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: