Работая с больными

Механизм

Выделено 2

1. аналогичен акустико - мнестич - зрит - предметный образ становится более аморфным. Размытым

2. специфичный для этой формы. Нарушается работа семантического поля – поля, в кот слова группируются в сознании чел. Нарушается выбор слова из этого поля. Происходит выбор ряда слов, больной не может выбрать требуемое слово. Выбирает близкое слово, но не то.

Локализация связана с третичными отделами коры. Семантич поля имеют квазипространственное строение. Тот же мех, имеет связь с нарушением пространства. Обычно афазия заметна.

Работая с больными

Восстанавливаем зрительный образ. И работаем над восстановлением семантич полей.

След форма афазии

Динамическая афазия.

Область - кпереди от зоны Брока - не лобная кора. И при пораж задней трети верхней лобной извилины. И доп мот поле Пенфилда.

Больные могут актуализировать отдельные слова. Речь нарушается на более высоком уровне - на уровне фразы. Испытывают проблемы при развернутом высказывании.

Наиболее показательны пробы - составить рассказ по картинке, пересказать рассказ. Самое сложное для них - составить рассказ на заданную тему. При этом они испытывают проблемы с актуализацией глаголов. Речь их большей частью состоит из существительных. Глагол связывает остальные слова предложения в целостную конструкцию

Также можем использовать пробу - на актуализацию сущ и глаголов. В отлич от амнестич - актуализация сущетсвит нормальная. Но актуализация глаголов страдает.

Как работаем с больными. Сущ интересный способ, кот для непосвященного человека может показаться чудом. У больных нарушается структура высказывания. Отдельные слова доступны, но страдает фразовая речь. Если создадим внешнюю структур, больной может начать говорить. Это метод фишек, разработанный Цветковой. Берутся карточки, бумажки. Дается способ - кладем картинки – «мальчик ловит рыбу», и показываем на карточки. И больной повторяет. Бывают моменты, что страдает и более передняя кора, тогда и другие проблемы, но в целом, больные начинают говорить.

Сейчас - как будем отличать больных.

Бывает, что чел не говорит, это м быть и не афазия - чел м быть в сост загруженности, все остальные процессы не работают

Бывает группа нарушений - у чел страдает артикуляция. У чел пробелы с экспрессивной речью, но писать он может. Если пишет нормально - это не афазия. при афазии эти процессы распространяются и на другие функции, связанные с речью - письмо и чтение.

Мы р афазии травматич клиники, кот выделены на больных с лок пораж мозга. Они встречаются редко. Обычно более сложные нарушение.

Что нужно для восстановления. Нужно, чтобы какие-либо зоны мозга были сохранны. Бывает, что поражаются большие лобные зоны - тогда упирается - нет мозговых мех, на кот можно опереться.

Концептуальный аппарат нейропсихологии.

Был выделен Цветковой. Центральный аппарат включает в себя 2 части

- Методологию

- Теорию

По краткой схеме. В разных книгах по-разному.

Методологич часть включает 3 концепции.

1. Совр представление о психич функциях-

2. Учение о функциональных системах

3. Учение о динамической системной локализации.

· Совр представление. Надо понимать, что из себя представляют впф. Выделяются наиболее важные особенности

1. впф формируются прижизненно путем усвоения социального опыта. Это очень важный момент. Если бы они были врожденные. их невозможно было бы корректировать

2. предметность впф. Заключается в том, что впф формируются под влиянием окр предметного мира. Если чел будет расти в вакууме, ничего не сформируется.

3. впф формируется прижизненно, переходя из внешней формы во внутреннюю

Вначале функции представляют из себя внешнюю предметную деятельность. Потом с опорой на речь, внешнюю, потом на внутр, потом свернутые действия.

4. их опосредованное строение. Речь - опосредует все психич процессы человека.

5. системное строение впф и их сложная многоуровневая. многозвенная структура. Многозвенная - звенья впф. многоуровневая - речь наруш на разных уровнях. Мы учитываем и структуру и уровневое строение при восстановлении.

.

Впф - являются общественно - историч по происх, опосред по структуре, произвольны по механизму, и системны.

· След концепция - учение о фс как психофизиологич основе психич функций.

В основе этой концепции - учение Анохина, Лурия его продолжил

Фс – (есть много определений). В общем виде - рабочее объединение нескольких зон мозга

Для решения опред задачи. Задача м решаться разными способами.

Работая с фс - мы изменяем их структуру. Взамен выпавшего - другое звено

Выделяют 2 вида

- Врожденные - память

- Поведенческие - обеспечивают психич жизнь человека и они формируются.

К моменту рождения системы нач развиваться и потом функции появляются в сокращенном виде

Напр при формировании письма - процесс сначала носит развернутый характ. Реб должен проговаривать вслух, слышать себя. Каждую линию проводить отдельно. Произвольный длительный процесс. В классе шум. Если потребовать тишины - процесс не формируется. Потом эти действия сворачиваются и остается одна ведущая афферентация. В данном случае слухомоторная.

Что происходит с другими афферентациями - они уходят в запасный фонд. При процессе письма - они в запасном фонде и не включены в работу, но в некот случ они м потребоваться и происходит актуализация афферентации. Напр при изучении иностранного языка - снова возникает потребность проговаривать и т д. Это происходит непроизвольно. То же самое надо делать при восстановлении, только произвольно.

Напр при алексии больной не сможет читать, если не будет проговаривать. Как только даем команду проговаривать - идет процесс чтения.

· След учение о динамич локализации.

2 слова - Системная и динамич

Системная - впф - локализуется как система совместно работающих зон мозга. Система имеет сложное строение. В зап нейро впф - как изолированные, в этом подходе как система. Напр функция речи включ и зрит восприятие и простр восприятие и др.

Динамическая - связана с тем, что локализация не явл жесткой. Локализация м меняться на различ возрастных этапах, после нарушения, и во время восстановления. Это не значит, что впф блуждают. У реб вис и затыл кора вып те же функции, что и у взрослого, но есть отлич. Пораж лев полуш в детском возрасте не приведет к таким же последствиям как и взрослом возрасте.

Чем более произвольна…

Спортсмен - учит движение - оно развернуто, потом сворачивается. Навык становится автоматизированным. Другие процессы становятся не нужны.

Пример. Имея представления о базовых основах нейропсихологии можно говорить о других явлениях. Напр лечат наркоманов с пом стереотаксиса. Вставляются электроды и разрушают некот мозговые структуры - амигдолу. После этого пропадает тяга к наркотикам. Что мы с т зр сист динамич локализации - нарушена впф, но мы приведем к тому, что чел может утратить и тягу к жизни. Все процессы связаны. Разрушая эти структуры - другие структуры могут взять на себя их функции. Это учение узкого локализационизма.

Высказывались мысли, что это плацебо. Но есть данные что на самом деле это производится. Подписываются серьезные документы.

Теоретич блок.

Теоретич основы- концепции Лурии.

- Учение о факторе.

- Новые представления о симптоме.

- Новое учение о синдроме.

Фактор – (сущ большое колич определений. В целом смысл)- фактор это собственная функция той или иной мозговой структуры, опред принцип ее работы.

Каждая зона мозга. участвующая в обеспечении фс, ответственна за некоторый фактор, нарушение кот приводит к дефекту всех фс.

Напр пораж задней трети верх вис извилины приводит к нарушению фактора фонематического слуха - фонематич анализа и синтеза. Все фс, в кот входит данный фактор, будут страдать.

Др пример - нарушение простр восприятия - пораж зоны тпо. Пораж данного фактора ведет к тому, что все психич процессы, фс, в структуру кот входит данный фактор, будут страдать.

При различ наруш выпадает из работы тот или иной фактор. Фс остается. Но одно звено перестает работать. Зная, какое это звено, можно с ним работать

Симптом - нарушение психич функции. зависящее от механизма, кот лежит в основе ее нарушения (мех и фактор в данном случае синонимы), т е зависит от топики поражения мозга.

Синдром - закономерное сочетание симптомов.

При проведении нейропсихологич обследования мы наблюдаем симптомы - чел допускает ошибки. деят может быть более замедленная.

Что дальше делаем с симптомами- проводим квалификацию симптомов - как бы их разделяем, какие наруш допускает больной и пытаемся сгруппировать.

Видим, что больной выполняя различ пробы допускает ошибки, кот связаны с восприятием пространства. И мы выходим на фактор - за всеми этими вещами - нарушение фактора пространственного анализа и синтеза.

Выходим на понятие синдром. Определяем синдромокомплекс. Если какие-либо психич процессы забыли или не стали смотреть - делаем вывод. что скорее всего они тоже будут нарушены. Это важно при восстановит обучении. Если ошиблись в постановке диагноза, восстановление пойдет неправильно.

Лекция 2

Цветкова.

Восстановление впф - это не частный случай. Это хорошо развитая практич наука. Начал ее развивать Лурия. Но еще больше сделал Леонтьев, Запорожец. Они все учителя. Хотела заниматься детской психологией. Писала у Запорожца. Оппонентом диплома был Леонтьев. Восстановление психич функций - развивается, и помогает развивать и всю психологию.

Раньше - восстановление функций существует давно. С изучение. Но изучалось, но длительное время считалось - весь 18 и 19, начало 20 века считалось, что впф не восстанавливаются. Это не значит, что не надо работать с больным, вопрос как. Нужно проводить заместительные операции. Укоренившая на долгие годы позиция с чем была связана. Как писал Выг с 2 проблемами, он писал, что восстановление и нарушение - возможность и невозможность восстановления связана с 2 другими проблемами

- проблемой как они в наст время рассматриваются.

- как они локализуются в гол мозге.

Как шла история изучения и развития этих проблем восстановления. Она шла таким образом, что до середины 18 столетия неврология была включена в психиатрию. Потом они разделились

В осн физиологи, неврологи и психиатры занимались этими проблемами - что делать и как с этим больным.

И сейчас проблема что и как делать.

На сегодня мы что-то знаем, потом появилась новая литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: