Король Альфред

Первым королем, пользующимся достаточным авторитетом для того, чтобы объединить всю Англию в единое государство, был саксонец, правивший с 871 по 899 гг. под именем Альфред Великий. Незадолго до того, как Альфред стал королем, большая часть Англии в результате серии ожесточенных сражений была завоевана датскими викингами. Небольшой район на юго-западе Англии, Вессекс, был единственной областью, которая оставалась под правлением Альфреда. Сразу же после прихода к власти и на протяжении многих последующих лет Альфред воевал с датчанами. Дэвид Чилтон пишет об этой борьбе следующее: «В 876 году датский вождь Гуфрум напал на Вессекс с сильным войском, пытаясь покончить с владением Альфреда в этой стране раз и навсегда. Викинги наступали весьма успешно: зимой, в начале 878 года Гуфрум вытеснил Альфреда в болота, откуда король с небольшой группой своих верных последователей был вынужден бежать на остров Афелней и отсиживаться, в то время как почти вся Англия была завоевана языческими врагами веры, разграбляющими церкви и монастыри и стирающими остатки христианского прошлого страны. Легенды рассказывают, что бесстрашный Альфред, переодевшись певцом, проник в стан врага и, выступая перед Гуфрумом и его военачальниками, подслушал их планы. Весной Альфред сплотил английскую армию для решительного удара по значительно превосходящим их по численности неприятельским силам. И на этот раз Альфред победил. В англосаксонской хронике это отражается следующими словами: «Он сражался против всего вражьего войска и обратил его в бегство». Викинги согласились впредь никогда не нападать на Вессекс и подчинились условиям предложенного им мира.

Альфред не стал изгонять Гуфрума и его сподвижников. Он также не стал их казнить и наказывать. Его решение проблемы с викингами кажется нам невероятным, но оно было весьма действенным. Мирный договор, который он предложил им, содержал следующее условие: Гуфрум и 30 наиболее уважаемых человек из его войска должны стать христианами! Гуфрум принял условия мирного договора и был крещен в христианскую веру. Альфред был его крестным отцом. По окончании церемонии Альфред обнял своего вновь рожденного брата во Христе и пировал с ним и его людьми в течение 12 дней. А затем, как если бы этого не было уже достаточно, Альфред совершил наистраннейший в истории политический поступок. Он сказал Гуфруму в сущности следующее: «Брат мой, эта земля слишком велика для того, чтобы я правил ей один, да и не в том дело, кто управляет. Христианская Англия - вот что важно. Поэтому не возвращайся в Данию. Оставайся здесь и давай править этой землей вместе, повинуясь Господу Иисусу Христу».

Именно так Гуфрум и поступил. Фактически, когда впоследствии группы датчан пытались посягать на Англию, Гуфрум и Альфред выступали вместе как христианские короли, объединенные идеей защиты христианских земель. Будучи первым вождем викингов, обра­щенным в христианство, Гуфрум стал предзнаменованием обращения всех скандинавских народов и их вхождения в христианский мир». [36]

С наступлением мира Альфред провел христианские реформы во многих областях, включая учреждение правительства, которое служило бы людям. Когда кельтский христианский ученый по имени Ассер научил Альфреда читать, он изучил работу Патрика Liber и положил Десять Заповедей в основу гражданского закона, а также перенял множество других образцов управления от Иудейской республики. Народ организовался в структуру, состоящую из союзов, объединяющих по 10, 50, 100 и 1000 семей и имеющих выборный орган - законодательное собрание. Представители союзов назывались соответственно десятниками, пятидесятниками, сотниками и тысячниками (или графами). Территория, за которую отвечал граф, называлась «графством», по-английски shire, соответственно, помощник графа назывался «shire-reef», откуда и происходит современное, хорошо нам знакомое слово «шериф». Союзы также имели невыборный орган - палату, состоящую из благородных людей, но король избирался, королевский титул не передавался по наследству. Законы устанавливались по согласию. Изданный Альфредом кодекс законов (890) был источником, дающим начало общему закону, судебному разбирательству и habeas corpus[37]. В основу альфредовского кодекса были положены Закон Моисея и Золотое Правило Иисуса.

Томас Джефферсон сказал, что англосаксонские законы были «... источником общего закона... [и] мудрейшими и наиболее совершенными законами из рожденных человеческим разумом когда-либо до 8-го века;...» Национальная печать, предложенная Джефферсоном в 1776 году, должна была иметь на одной стороне изображение «детей Израилевых, ведомых по пустыне столпом облачным в дневное время и столпом огненным ночью». На другой стороне печати Джефферсон предложил изобразить «Хенгиста и Хорсу, саксонских вождей... чьи политические принципы и формы правления мы переняли»[38]. Это является результатом общения саксонцев с кельтскими христианами. Саксонская культура в Германии, которая лежит в основе немецкой культуры, определила отсутствие какого-либо конституционализма вообще.

Кельтские христиане из Британии также отправлялись на континент в качестве миссионеров и принимали участие в формировании истории стран континента. Некоторые из них в 5-ом веке жили в Чехии и Германии, и то, что они посеяли, дало всходы через много лет. Британский христианин Алкуин, убеждения которого сформировались под кельтским влиянием, стал учителем и советником Чарльза Великого - короля франков и главы Римской империи в 800 году, который всячески поощрял обучение искусствам по всей Европе.

В Восточной Европе христианство начало оказывать влияние на такие страны, как Чехия (920 г.), Россия (987) и Скандинавские страны: Швецию, Норвегию и Данию. Одним из известных скандинавов, принявших христианство, был Лейф Эриксон, сын датского короля Эрика Красного. Лейф был одним из первых первооткрывателей Америки в 1000 году. В 1016 году Исландия стала христианским государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: