функции речи и семантика речи

Семантика- значение. Смысл. Предметная отнесенность. При некот страдает знач и сохр смысл и наоборот

14. 14 передняя речь зона. Вспомнить синтагматич и парадигматич способы. Тут страдает синтагматич. При эффер - патологич инертность и не м переключиться. При динамич - чел говорит отдельные слова но не может связать в плавную структуру.

15. 15 методы восст при динами афазии

16. 16 при эффер - зону пораж, фактор, центр мех. Как преодолеваем. Страдате более произв уровень. Нач раб с более низкого непроизвольного. Числовые ряды, песни и постепенно вносим элемент произвольности - одно слово тихо, др - громко.

Практич при всех формах работаем над семантич полями.

Метод смысло - слуховой стимуляции. Обыгрываются связи слова с другими словами. Вводим слово в контексте и повышаем легкость его актуализации.

Немного отличаются методы

17. 17 задняя реч зона. Афазии и синдром анализ - сказать в чем специфичность в отлич от передних - страдает парадигматич сторона - проявл на разных уровнях. М проявляться на уровне звука - т е проблемы при актуализации звука при аффер, сенс. Выбор звука хи и нрарх конструкции

Наруш выбор слова. У больных с акустико - мнестич - актуализация слова и амнестич афазии

18. 18 методы восст при акустико - мнестич. Главное. Можно примеры. Не надо перечислять все методы. Надо показать для чего тот или иной метод

Один и тот же метод может применяться с разными целями.

19. 19 восст при сенс и аффер мот афазиях

20. 20 сравнит анализ сенс и акустико - мнестич- главное помнить - при сенс - процесс звукоразлич при акустико - мнестич он сохранен, страдает объем восприятия и образа - предст

Наруш мех понимания речи, но мех различны. Учитывать поля, кот в основе

Сенс - вторич

Акустико - мнестич - третичные.

Пораж вторич - дате более выраженную, грубую картину. Это более базовый речевой уровень - пораж сенс афазим, эффер и аффер афазии.

При пораж третич - более специфич - речь сохраняется в отлич от мот форм.

21. 21 срав анализ аффер эффер - в одном кинетич, в другом кинестетич.

22. 22 социо психологич аспекты реабилитации. Теория групповых занятий. Почитать дома. Надо помнить, что групп занятия очень эффективны. Происходит - идут групповые процессы. Возникают соц психологич феномены

Взаимопомощь, взаимоподдержка, конкуренция. Это стимулирует психич деят человека. Может сделать в коллективе то, что не сделает в инд. Больные нач помогать более тяжелым больным.

Сейчас Ц - она считает, что групп занятия д быть как основа. Именно речь требует широкого соц контекста

23. 23 локализация речи и разных форм афазии. Надо сказать про фс речи, про схему, какие зоны. При пораж любой зоны возникает то или иное нарушение.

24. 24 обще методы восстановления речи при афазиях.

Мы р - давали классификацию. Надо перечислить. кот применяются при всех формах афазии.

Главное - не сам метод, а на что направлен.

25. 25 личность при афазии. Очень обширный. На лекциях не касались. Смотреть в книге. Суть - при раб с больными учитываем личность. Дает опора на личность. Различ вещи у разных людей сохр по - разному. Смотрим какая профессия, интересы.

Работая с больным - не просто по методикам, снимаем патологич установки, формируем мотивацию. интерес. Поддерживаем веру в успех.

В целом личность при афазии вопрос мало изучен. Когда изучали вкб - афазии - мало изучены с личностной стороны. Были исследования - люди потом. Когда восст речь амнезируют некот эпизоды - как вы воспринимали мир, когда была нарушена речь - отвечают, что речь не была нарушена.

Еще момент - при афазии страдает и личность. Возникают неврозопод реакции. М депрессивные сост.

Как один из факторов. Влияющих на успешность выздоровления - личностные особенности чел - его мотивация, желание, выделяется еще фактор - общий запас жизненных сил. Если чел активный, деятельный - это положит момент.

26. 26 новое в афазиологии.

В тонкой книжке - в введение в нейропсихологию и восст обучение

Сегодня говорили о акустико- мнестич - это новое. Ц открыла новый фактор - наруш не объем памяти, а объем восприятия.

Еще м сказать - новый подход Ц в том, что афазия по сути является не дефектом, а компенсацией.

Гл моменты - подход нашей школы правильный. Но в реальности очень трудоемко. Очень большие сроки. Ц предлагает вар решения - тут проблема не в том, что делаем неправильно. Афазия - не дефект, происходит компенс перестройка. Мозг после инсульта, следуя заданным своим алгоритмам. Гл задача - сохранения жизни. В мозгу мгновенные перестройки. Формируются новые фс исходя из цели выживания. Мы когда приходим к больному видим не пораж в рез наруш реч зоны. а видим компенсации.

Мы нач работать и чтобы восстановить речь нач ломать эти системы. Ломка системы требует колоссальных усилий. Ломать труднее, чем формировать новую систему.

Пытались начать занятия сразу с больным. Понимая, что это компенсация - как с ней бороться.

Практич все восстановление разработано Цветковой

Новое - ее классификация. Р афазии с т зр уровней. Афазия - сенсо - мот уровень

И более высокий - там динамич, семантич, амнестич.

Им между ними акустико - мнестическая.

Еще м сказать про новый подход в восст обучении - с использованием компьютерных технологий. Позволяет работать с процессами, кот ранее были недоступны. Есть работы с первым блоком. При некот заболеваниях - главное наруш работа первого блока. Чел теряет активность. Снижается темп психич деят. Смотришь - и клонит в сон.

Возникает идея, что можно работать с использование компьютера. Компьютер может стимулировать. Включаем больного в компьютерную деят. И эта деят больного стимулирует.

Воздействуем на глубинные подкорк структуры мозга. И раньше можно было попеть, походить. Но компьютер позволяет воздействовать более активно.

Использование компьютеров - планируется сделать сайт - с примерами использования методик. Часто для работы используются иллюстрации из детских книг - это не всегда хорошо для больного. Если есть внутр сопротивление - это тормозит.

Эти методы за рубежом давно используются. Наша задача - у нас другой подход. Для нас они особой пользу не несут. Есть сайт - где выложена программа - по восстановлению. Там многое вызывает вопросы

27. 27 невербальные методы при восстановлении

Начинать с метода фишек. рисования

Пиктограммы - Ц немного о нем пишет. Он не совсем работает. Был предложен для раб с неречевыми больными. Было предложено общаться с пом пиктограмм. В реальности этого нет. У больных страдает не только речь. Но и символич восприятие.

Часто и в книгах по детской нейропсихологии - придумывают методы. Но описывать метод надо апробировать - это длит и сложный процесс.

Книги Ц - там описаны методы и за каждым методом - годы испытаний.

28. 28 метод пограммированного восстановления речи

Тоже подход Ц - для восстановления той или иной функции используется спец программа. Работая по программе - достигаем результат. Можем помочь действие, если разбиваем его на поддействия.

Напр если проблема с речевым слухом. Чел не понимает тот или иной звук. Можем разбить процесс звукоразличения на ряд этапов - кладем картинку, называем предмет. Чел слышит звучание, воспринимает звук. потом может воспринять отдельно.

29. 29 совр классификации афазии. Критич анализ.

Это вопрос не рассматривался.

Мы знаем одну. Другие базируются на других основаниях. Наша задача их знать и не применять

Надо начать разговор с Вернике.

Класс сущ много. Все они не дают те возможности. кот дате Лурьевская. Т к базируются на других основаниях

Напр плавная неплавная афазия. Выделяется не мех, а частная предпосылка. Западные - построены не на выделении механизма.

30. 30 афазия и др психич процессы. Имеется ввиду связь наруш речи с другими психич процессами.

Вначале сказать про наруш речи. Как она связана с др психич процессами

Речь опосредует все другие

Восприятие становиться предметным. Мышление категориальным. Память осознанной

Поэтому когда говорим про восстановление - опираемся на системное строение и учитываем связь с другими процессами.

Когда занимаемся восст при семантич - занимаемся не только речью. Но восприятием пространства. не решим - не восстановим речь

При акустико - мнестич - восстанавливаем не только речь, но и образы - представления.

Самое главное - целостное понимание.

Литература

Надо читать учебник. Или «восст впф» или «реабилитация»

Читать «афазии и восстановит обучение» там все в сжатой форме.

И «нейропсихологич реабилитация больных» была переиздана под название «восстановление впф»

Есть еще книга - краткая «введение в нейропсихологию и восстановит обучение» - там не все вопросы

Кто хочет более глубоко

В серии психологи отечества «афазиология. Новый подход»

Продаются в психолого соц институте.

Что кас восстановления «восстановительное обучение» готовится к переизданию. Там приводятся примеры работы с больными. Она в большей степени нацелена на практич деятельность.

И книги Лурия.

«восстановление функций мозга после военной травмы»

«травматическая афазия»

В этих книгах обобщен опыт работы психолога в годы войны. Там описан подход, нет четких

методик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: