Тема: «Мое, твое, наше»

Ключевые идеи: мы часто слышим и произносим эти простые слова, однако не всегда задумываемся над их значением. Мое — значит то, которое положено мне. Твое — значит, то, которое положено другому, не мне. И так, как Я горжусь, дорожу, ценю то, что положено мне, другой человек ценит то, что положено ему. Наше — это значит общее, то, которое существует для всех.

Цель: знать значение слов мое, твое, наше, осознавать отличия между ними; уметь делиться, просить, мириться с отказом; ценить право другого иметь что-то свое, хранить вещи, которые принадлежат тебе одному или нам.

Вам понадобятся: игрушки, листы бумаги для моделирования

Ход занятия:

1. Терминологический анализ понятия.

Воспитатель: О чем ты можешь сказать: «Это — мое»? Дети вспоминают разные вещи, которые принадлежат им. Педагог помогает прийти к заключению: если кое-что принадлежит МНЕ, лишь Я отвечаю за вещи, я сам решаю, как действовать с ними в каждой ситуации: поделиться, подарить, отдать или выбросить.

2. Постановка проблемы «Что мое, а что наше»?

Воспитатель: Как вы считаете, или может быть человек, который бы ни о чем не мог сказать: «Это — мое»? Нет. От роду мы щедро наделены природой. Даже, если говорить о самом бедном человеке, у нее всегда есть ее имя, тело, душа, мысли, желания, поступки, чувства, выбор. То есть все то, что положено лишь единственно ему, чего, пока он живет, у него нельзя отнять, но чем он может делиться с другими.

3. Интерактивные упражнения. Воспитатель: Ты любишь свое имя? Произнеси его негромко, с любовью. Вслушайся, как мягко оно звучит. Гордись им. А тело, любишь ты свое тело? Ты знаешь, на что оно способно? Какое оно может быть сильное и красивое?! Гордись им, упражняй его, заботься о его здоровье и красоте, ведь оно твое. Другого никто тебе не даст. Ты задумывался, какого цвета твоя душа? Нарисуй ее. Ты чувствуешь, как она радуется, страдает, тревожится в разные времена, в зависимости от того, что делаешь ты? Изменяется не только ее цвет, но и форма, и даже размер — душа может сжиматься, расправляться, дрожать.

4. Работа с текстом.

Сам себя наказал В. Осєєва

Я оскорбил товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто его наказал?

— Он сам себя наказал.

5. Формирование первичного понятия (1). Как ты считаешь, что чувствует душа мальчика? Вообрази, какого она цвета, на что похожая. Может ли быть так, что сделал ты, а отвечает кто-то другой? Так не должно быть! За свои поступки каждый должен отвечать сам. И только Я выбираю, как мне сделать. Ответственность — признак взрослого человека.

6. Анализ понятия «твое». Твое — значит, то, которое положено другому, не мне. И так же, как Я горжусь, дорожу, ценю то, что положено мне, другой человек ценит то, что положено ему. Объяснение воспитателя: к сожалению, есть люди, которые умеют уважать лишь то, что положено им. Они могут легко оскорбить другого, смеясь из-за его имени или фамилии, цвета волос, прически, особенностей тела и тому подобное, выдумывая обидчивые прозвища. А еще могут взять чужую игрушку или что-то другое и сломать, запачкать или даже потерять ее. С таким человеком трудно дружить. Не может быть хорошим другом тот, кто забывает, что другой человек очень похож на тебя самого, хотя и отличается во всем.

Ты не можешь обращаться с чужими вещами так, как будто они твои. Представляешь, ты можешь стать началом цепочки уважения друг к другу: ты осторожно поиграл с игрушкой, которую тебе доверил твой друг, он отблагодарит тебе таким же почтенным отношение к твоему сокровищу. В уважении нуждается все. И даже выбор, то есть решение другого человека, даже, если оно тебе не нравится.

7. Речевая игра «Твое- мое». Вообрази, что ты увидел у товарища игрушку, которую он принес в детский садик, и она тебе понравилась. Это чужая игрушка. Ты не можешь распоряжаться ею, как своей. Поэтому надо обязательно спросить, можно ли ее взять. Ты уже умеешь излагать просьбу? Попробуй действовать по правилам: посмотреть мягко в глаза, улыбнуться и сказать: «Позволь, пожалуйста, мне взять…». Возможно, ты знаешь, как попросить по-другому? Давай попробуем поупражняться излагать просьбу: «Ты не против, если я...»., «Можно мне взять….»., «Позволь мне, пожалуйста, взять…»., «Дай, пожалуйста…».

Но бывает и так: ты просишь, а тебе отказывают. Что делать в таком случае? Подраться? Нет. Согласиться с этим решением. Это его игрушка, и он сам решает давать или не давать ее. Лучше найти себе другую забаву.

8. Формирование первичного понятия (2). Помни: дети не дружат с теми, кто не хочет делиться. И сам никогда так не делай.

9. Работа с текстом

Мое. Ш. Амонашвили

Артем. Чей это автомобиль?

Даринка. Мой, не трогай!

Артем. А этот конек?

Даринка. Мой, не занимай!

Артем. Тогда корабликом буду играться.

Даринка. Мой, оставь!

Артем. Дай поиграться.

Даринка. Нельзя, не дам. Все мое!

Артем. Тебя «Мое» надо звать, а не Даринка.

Даринка.???

Как ты считаешь, что ответила Даринка? Ты думаешь, интересно Даринке играть в одиночестве? Действительно ли она может интересно в одиночестве играть со всеми игрушками в одно и то же время?

10. Формирование первичного понятия (3). Запомни правило: не приноси в детский садик то, чем не хочешь делиться. Принес — делись, дай посмотреть, поиграть.

11. Моделирование «Мое — наше». Воспитатель. Что означает «наше»?

Наше — это означает общее, то, которое существует для всех. Нарисуй с помощью разных по размеру кругов слова «мое» и «наше». Какой круг больше? Какой меньше? Объясни почему. Бывает ли так, что «мое» находится под общим кругом наше? Что это может значить?

12. Формирование первичного понятия (4). Может ли быть, чтобы «мое» было больше, чем «наше». Как о таком человеке говорят? Только для себя, только себе — скупой. Помни, скупых не любят.

13. Введение понятия в деятельность. Воспитатель. Назовем в нашем садике все то, о чем мы можем сказать «наше». Можно не просто назвать, но и нарисовать: игрушки, карандаши, книги, краски, ковер, кроватки, стулья. Когда любая вещь принадлежит одному человеку, то он и становится обладателем той вещи. Если что-то принадлежит всем, является общим, то обладателями становимся мы все вместе. Как же быть? Ведь каждый имеет на общее одинаковые права? Единственный выход — надо научиться договариваться. Сначала надо создать общие правила. И если ты наш, с нами, то ты должен придерживаться общих правил. Они простые, их легко запомнить: делись тем, что принес, учись уступать, если игрушка одна, играйтесь по очереди, научись договариваться об общей игре. Воспитатель предлагает детям создать сообща коллаж с ограниченным количеством материала и оборудования.

14. Формулировка жизненного правила. И дома, и в детском садике, и в твоем городе есть то, о чем можно сказать «наше»: домашний телефон, телевизор, мебель, посуда; в детском садике — музыкальный зал, площадки, мячи, игрушки; в городе — парк, газоны, улицы, троллейбусы, музеи. Это не является твоим лично, однако положено и тебе также. А значит все вместе, и ТЫ, и Я, все МЫ должны заботиться о нашем имуществе. Беречь, чтобы не пачкалось, не ламалось, чтобы дольше служило нам. И, если увидишь, что кто-то из твоих товарищей портит НАШЕ добро, останови его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: