Тема: Вместе лучше

Ключевые идеи: в разных сложных жизненных обстоятельствах человеку трудно быть одному. Он нуждается в поддержке и помощи. Есть также и такие дела, которые нуждаются в тесном взаимодействии. В то же время, чтобы действовать вместе, надо уметь договариваться, иногда уступать свои желания.

Цель: знать правила совместной деятельности, что лучше делать вместе; уметь действовать вместе; ценить дружбу, добрые взаимоотношения.

Вам понадобятся: кукла или изображение девочки, листики бумаги, карандаши, палочки для муравейника, корзины, шишки, желуди, модели бутербродов, накидка.

Ход занятия:

1. Мотивирующая ситуация. Помощь девочке (кукла или ее изображение), которая не умеет действовать вместе с другими. Воспитатель предлагает послушать историю и дать девочке совета.

Нина (так звать девочку) живет в большом доме, в нем много квартир, и во дворе всегда играют много мальчиков и девочек. У Нины много игрушек, и она любит выносить их на улицу. У нее есть большой мяч, у него - половина красная, половина синяя. Мяч новенький, его недавно ей подарили. Побила Нина мячом о землю, потом покатала его, потом просто поносила в руках - самой скучно играть. Подошел мальчик, предложил играть вместе. Вместе, действительно, лучше, но мяча жаль, можно запачкать его или даже порвать. Не согласилась. Мяч домой отнесла, чтобы был целее.

Сделал отец Нине качели: за турник веревку прицепил, дощечку положил, такие хорошие качели вышли. Раскачал папочка Нину к самому небу, летит на качели то вниз, то вверх — дух замирает! Дети выбежали всем двором, всем хочется покататься. Просят Нину позволить. Но нет: веревки жаль, вдруг разорвется. Отказала детям, они постояли и разошлись. Села Нина на качели, но самой раскачаться не просто. А детям до этого нет дела. Да, вместе лучше, однако... Так и скучала Нина, когда мы ее встретили — к детям идти не хочет: проситься в игру она не умеет, а детям и без нее хорошо. А в одиночестве играть невесело... Сердится Нина на детей. Что делать?

2. Постановка проблемы. Воспитатель. Деть, вы поняли, в чем беда Нины? Оказывается, она не умеет дружить.

— Как лучше: вместе или одному?

3. Игра-стратегия «Мы идем». Воспитатель предлагает придумать какое-то дело, которое можно выполнять вместе, например, отправиться вместе путешествовать. В походе может случиться что-нибудь, следовательно, надо держаться дружно, тогда любые препятствия можно преодолеть.

Основные шаги игры: а) Договориться, что надо взять с собой, какие вещи следует взять каждому отдельно, только для себя, а какие мы возьмем для всех. Взрослый помогает детям составить предложения, обращает внимание на то, что начинать надо со слов: «Друзья, я предлагаю взять…», то есть инициировать свои действия. «Принятые» предложения можно символично изобразить на отдельных листиках. Кроме того, советуем сразу договориться, кто и что может нести, то есть важно помочь детям оценить реальность предложения.

б) Во время путешествия могут случиться разные приключения: огромная лужа, например. Дети объединяются сначала по три, потом по пятеро, потом по восьмеро, чтобы показать размеры лужи. Надо выдумать способ, как преодолеть лужу и остаться чистыми, сухими, при этом не навредить природе, не потерять много времени. Главное — найти правильное решение. Следующее приключение — неожиданный таинственный шорох в лесу. Прежде чем испугаться, надо попробовать определить, что там может быть, от чего потрескивают ветки, шуршат листья? Ветерок сухую ветку отломал, ежик пробежал, на веточку наступил, мышка зашуршала, а, возможно, белка неосторожно прыгнула и веточку сломала. А еще птички, насекомые или зайка пугливый. Воспитатель предлагает детям не тревожить зверей, а даже помочь им — сделать муравейник из палочек по образцу.

4. Формирование первичного понятия (1). Взрослый предлагает добровольцу самостоятельно строить муравейник отдельно, а группе мальчиков — отдельно. По завершении педагог пытается убедить детей в том, что задание лучше выполнять вместе.

5. Игровое упражнение «Копна». Педагог предлагает детям, объединившись, образовать копну, а потом попробовать сделать ее поодиночке. Дети убеждаются, что одному копну не сложить! Ведь в ней травинка к травинке, прижатые крепко. Вот и будет стоять она, ни ветром ее не сдвинуть, ни дождем.

6. Речевая ситуация. Во время отдыха дети решили осторожно развести небольшой очаг и нагреть на нем что-то вкусненькое. Но девочка, у которой спички, не хочет делиться. Надо ее убедить.

7. Формирование первичного понятия (2). Педагог стимулирует детей находить доводы-убеждения, почему спичками лучше пользоваться, чем их просто держать в кармане; почему лучше, если будет общий лозунг, для всех, а не для одного человека.

8. Игровое упражнение. Можно предложить детям движениями изображать процесс приготовления бутербродов. Детям, которым очень «трудно делиться» с другими, лучше предложить роль хозяина, который угощает других. Во время мнимого или настоящего «перекуса» взрослый неоднократно подчеркивает, что вместе еда более вкусна.

9. Работа с текстом.

Безразличный Пенек В. Сухомлинський.

Стоит в лесу старый-престарый Пенек. Мхом оброс, греется на солнышке.

Поселился под Пеньком еж. Беспокоится в своей норке, а Пенек смотрит, прищурясь, кряхтит, греется на солнышке.

— Будем с тобой дружно жить, хорошо? — спрашивает его еж.

— Хорошо, — безразличный отвечает Пенек. Он зажмурил глаза, зевнул и греется себе на солнышке.

С второй сторону под Пеньком поселилась Гадюка.

— Будем с тобой дружно жить? — спрашивает она.

— Хорошо, — безразличный отвечает Пенек. Он зажмурил глаза, зевнул и греется себе на солнышке.

Но вот как-то еж увидел, что рядом с ним живет Гадюка. Напал на нее и в кровавом столкновении победил. Выполз, лег на Пенек, отдыхает.

— Что это у вас там за шум был? — спрашивает Пенек.

— Это я Гадюку убил, — отвечает еж.

— Хорошо, — безразличный отвечает Пенек. Он зажмурил глаза, зевнул и греется себе на солнышке.

10. Формирование первичного понятия(3). Как вы поняли, дети, о чем рассказывает нам сказочник, чему он нас хочет научить? Да, научить принимать решение с кем дружить, за кого радоваться или переживать. Нельзя жить безразличным пеньком. Хоть иногда и бывает очень сложно сделать выбор, ведь и в том, и в другом решении есть свои преимущества.

11. Интерактивное упражнение «Дождь», в конце которой педагог предлагает сделать свой выбор в проблемной ситуации. Как сделать, когда один зонтик в ливень на нескольких друзей?

12. Формулировка жизненного правила. Когда мы вместе, мы сильнее, у нас больше возможностей, мы можем друг другу помогать. Вместе весело. А один ты не сможешь стать счастливым, даже если будешь иметь все игрушки мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: