Программное содержание:
• Знакомить с украинскими обычаями, традициями относительно отношения к взрослым, пожилым людям. Объяснить детям, что уважительное отношение к родителям, старым людям воспитывалось с детства, в семье, где главная роль отводилась матери-берегини (охранительнице)
• Обогащать словарь детей в соответствии с темой:
существительные: берегиня (охранительница), источник, любовь, мудрость, матушка, уважение, взрослые;
глаголы: гордиться, помогать, защищать, любить, гордиться, уважать, беспокоиться, уважать;
прилагательные: бездушные, трусливые, вежливые, взрослые, жестокие, летние, мудрые, необязательные, умные, старые, внимательные, заботливые.
• Упражнять в употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами: дедушка – дедуся- дедулечка; бабушка - ба- бабулечка; папа-папуля-папочка; мама-мамуля-мамочка.
• Учить понимать украинскую пословицу "Без корня саду не цвести".
• Учить складывать небольшой рассказ о своих родных с элементами комплиментов: "Мама у меня такая красавица", "У дедушки такие добрые глаза", "У бабушки такая чудесная улыбка", "Папочке очень идет эта прическа".
|
|
• Способствовать развитию оценочно-контрольной деятельности.
Ход занятия:
1 часть. Коммуникативная деятельность
Дети заходят в "Горницу" и здороваются с воспитателем.
В.: Доброго и вам здоровье! Сегодня в гости к нам пришел маленький мальчик со старинным украинским именем, поздороваемся с ним.
Дети: Доброе утро! Доброго здоровья!
В.: Вам интересно, как его звать? Спросите его об этом.
Дети: Мальчик, как твое имя? Мальчик, как тебя звать?
В.: Он говорит, что его звать Драголюбчик, такое интересное, старинное имя. Подумайте, из каких двух слов оно состоит?
(Если дети не отвечают, воспитатель помогает).
В.: Дорогой и любимый означает это имя. Родители очень любят своего дорогого сынка, и он их. Драголюбчик - очень вежливый, хороший мальчик, уважает взрослых, и сегодня он пришел к нам, чтобы узнать, как вы, дети, относитесь к взрослым, к родителям, старым людям.
- Вы готовы провести беседу с мальчиком Драголюбчиком?
Дети: - Да, конечно.
II часть. Этап познавательной деятельности.
Приобретение необходимой информации
В.: Скажите, как надо относиться к взрослым?
Дети: Хорошо: слушать их, помогать.
В.: Правильно. Посмотрим на семейное дерево Драголюбчика, и вспомним, что оно значит.
Дети: Корень дерева - это наши прадеды.
- Ствол - это деды, бабушки.
- Веточки - наши папы и мамы.
- А листочки - это мы, дети.
В.: Да, дерево живет благодаря корню и стволу, а дети в семье благодаря кому, подумайте?
Дети: Папе и маме. Бабушке и дедушке.
|
|
В.: Молодцы! Правильный ответ дали Юля, Костя, Юра. Поэтому в народе и говорят "Без корня саду не цвести". Взрослые, и особенно старые, пожилые люди прожили на свете многие годы, потому они мудры, умны. Как можно сказать о взрослых и пожилых людях?
Дети: Старые люди мудрые, умные.
В.: Правильно, это как источник мудрости, родник для молодого поколения. Повторите это слово.
Дети: Источник, родник. Взрослые и старые люди как источник мудрости для детей.
И потому нужно к взрослым относиться с уважением, любовью.
В.: Молодцы!
(Воспитатель выставляет нужные рисунки).
В.: А кто вас учит быть вежливыми, внимательными, заботливыми?
Дети: Мама. Взрослые. Бабушка. Папочка.
Правильно, потому и уважали в каждой семье маму, ласково ее называли матушка, мамочка и берегиня. Как называли маму?
Дети: В украинской семье маму называли матушка, берегиня.
В.: А чему учила мама-берегиня?
Дети: Быть вежливыми, внимательными, заботливыми.
Молодцы! Мальчик-Драголюбчик очень радуется вашим ответам.
А еще, дети, взрослые защищают вас, помогают, любят, уважают. Кто запомнил эти слова?
(Ответы детей)
В.: Да, правильно, а еще они гордятся вами. (Воспитатель выставляет нужные рисунки).
В.: Дети, скажите, как можно назвать этих детей на рисунках?
Дети: Плохие, нехорошие.
В.: Да, правильно сказать жестокие, бездушные, трусливые. Скажите, какими нельзя быть.
Дети: Нельзя быть жестокими,бездушными, трусливыми.
В.: Молодцы! Вместе с взрослыми вам всегда будет хорошо. Мальчику -Драголюбчику нравится ваше отношение к взрослым. А теперь пришло время отдохнуть.
Проводится физминутка.
III часть. Преобразовательная деятельность
В.: Мальчик-Драголюбчик спрашивает, как вы обращаетесь к своим родным, как их называете? Как можно назвать деда? Можно сказать дед, а можно дедушка... А теперь вы.
Дети: Дедуся, дедулечка.
(Дальше дети по аналогии образуют другие слова: мама-мамуся, мамочка и т.д.).
В.: Молодцы! Вы все любите сладкое. Если вы едите яблоко и маме хочется, чтобы надо сделать?
Дети: - Поделиться.
В.: У вас пол-яблока, и маме дадим пол-яблока.
(Дальше дети по аналогии образуют другие слова: полхлеба, полконфеты..
IV часть. Оценочно-контрольная деятельность
В.: Нам с Драголюбчиком очень хочется услышать рассказы о ваших родных взрослых, но не забудьте похвалить их или сделать комплимент. Сначала я расскажу:
- У меня много родных и знакомых взрослых, к которым я отношусь с любовью, уважением, потому что они мудры, защищают, помогают нам, любят и уважают нас. Я пытаюсь быть вежливым, внимательным, заботливым. У меня мама - красавица, у бабушки такая чудесная улыбка, у дедушки добрые глаза, а папочка сделал новую прическу, которая ему очень подходит. Вместе нам хорошо и красиво.
(Дальше дети составляют свои рассказы).
В.: Молодцы! Мы с Драголюбчиком приглашаем вас поиграть в подвижную украинскую народную игру "Гей, воробей".
Дети считалкой избирают "воробья", говорят слова и разбегаются. "Воробей" ловит, кого поймал - тот следующий "воробей".
«Гей, гей, воробей,
На бабью коноплю,
А на дедов мак, мак
Убегайте, так, так!»
Вопрос к детям на формирование оценочно- контрольных действий:
В.: Вот и приближается к завершению наше занятие. Скажите Драголюбчику, какие слова вас заинтересовали? Чему новому вы научились? Какие игры понравились?
До свидания!