(6-й год жизни)
Выявление умения наблюдать и выделять существенные признаки предмета, связно описывать знакомый предмет, называя его характерные признаки, используя прилагательные
Прием: описание любимой игрушки.
Методика: воспитатель предлагает детям вопросы: расскажи о своей любимой игрушке. Как она называется? Какая она? Как ты ею играешь? Вопросами задается план логически последовательного описания. Вопросы предлагаются все сразу, без повтора.
Если ребенок молчит, нужно провести беседу, в которой каждый вопрос плана предлагается в отдельности.
Уровни развития:
В - описывает игрушку самостоятельно, придерживаясь плана. 1’ечь грамотная, выразительная. Используются прилагательные;
С - описывает игрушку только при поочередном назывании пун: его в плана. Испытывает трудности в подборе прилагательных. Допускает ошибки при построении сложных предложений;
Н - коротко отвечает на вопросы воспитателя, речь обедненная,
несвязная.
Задание 2. Определение уровня развития ориентации в звуковой структуре речи, умения слушать и определять первый звук в слове (в начале года).
|
|
Прием: дидактическая игра «Подбери картинки».
Методика: воспитатель дает детям предметные картинки и предлагает отобрать те, названия которых начинаются на заданный звук.
Уровни развития:
В - отбирает и называет правильно все отобранные картинки;
С - допускает ошибки. Если в число отобранных картинок входит предмет, в названии которого нет нужного звука, воспитатель должен проверить, умеет ли ребенок выделять звуки в слове. С этой целью воспитатель называет ошибочно отобранный предмет и спрашивает: «Есть ли в этом слове звук, который ты ищешь?» Умение ориентироваться в звуках позволяет отнести ответ к среднему уровню;
Н - не умеет выделять звуки в словах
Задание 3. Выявление умения различать звуковую структуру слова и подбирать сова по заданной звуковой модели (в конце года).
Прием: дидактическая игра «Подбери слово».
Методика: ребенку предлагаются три модели звуковой структуры слов: трехзвуковые слова (дом, рак, сом, лак), четырех-или пятизвуковые слова с разной последовательностью гласных и согласных (мама, рыба, каша или окно, шапка, лампа, утюг).
Уровни развития:
В - задание выполняет самостоятельно, правильно;
С - правильно ориентируется в первой модели, допускает ошибки во второй и третьей моделях;
Н - без помощи взрослого не справляется ни с одним заданием.
Задание 4. Выявление уровня развития произвольного запоминания и припоминании.
Прием: дидактическая игра «Скажи, что запомнил» (на материале дидактической игры «Угадай, что в мешочке»).
|
|
Методика: воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри внимательно игрушки и запомни их. Когда я уберу их, постарайся их вспомнить и назвать». Прежде чем убрать игрушки, воспитатель спрашивает: «Ты уже запомнил?». Этот вопрос акцентирует внимание ребенка на выполнение мнемической задачи - запомнить, а не просто рассмотреть предметы.
Выполнение задания требует умения запоминать и воспроизводить материал по просьбе взрослого. Оно основано на действиях преднамеренного запоминания и последующего припоминания. В начале и середине учебного года предъявляется 6 предметов из набора дидактических игрушек (стаканчик, блюдце, вазочка, кольцо, пирамидка, юла). В конце года к ним добавляется еще 3 - графин, кубик, шарик.
Уровни развития:
В - называет все предметы правильно;
С - называет на 1-2 меньше предъявленных предметов; •
Н - называет половину и менее предметов.
Задание 5. Выявление уровня развития произвольного внимания и сосредоточенности.
Прием: дидактическая игра «Найди одинаковые предметы, или Найди пару».
Методика: воспитатель предлагает ребенку карточку с изображением целого ряда однородных предметов, отличающихся одним. признаком. Среди предметов есть два, полностью идентичных. В начале учебного года предлагается б предметов, в середине года - 10, в конце года - 15 предметов. Ребенку предлагается найти одинаковые предметы. Уровни развития:
В - идентичные предметы находит правильно;
С - в процессе поиска допускает ошибки, но замечает и исправляет их;
Н - задание выполняет неправильно, ошибок не замечает.
Задание 6. Выявление уровня развития целенаправленности, активности в достижении цели, преодолении трудностей.
Прием: дидактическая игра «Составь сам».
Методика: У воспитателя две одинаковые картинки, одна из которых разрезана на разные по размеру и форме части: в начале и середине учебного года - на 4 части, в конце - на 6 частей. Ребенку предлагается составить из частей целую предметную картинку по образцу.
Уровни развития:
В - составляет картинку правильно, сверяя свои действия с образцом;
С - составляет картинку с трудом, не сравнивает с образцом,
Н - не может составить картинку, ограничивается простым манипулированием частями картинки.