Удовлетворительно (что-то вроде тройки)

Четыре божественных родителя расположились посередине нашей шкалы. Некоторые тройки повыше, некоторые пониже. Иногда они небрежны (хотя частично это может быть оправдано законом, запрещающим прямое вмешательство), а иногда злоупотребляют манипулированием (Перси называет это «обращение с детьми, как с шахматными фигурами»), но в них все-таки заметны ростки родительских способностей.

Давайте начнем с Посейдона, отца Перси. К его плюсам можно отнести то, что он признает Перси своим сыном вскоре после того, как тот появляется в лагере, а это уже больше, чем делают другие божественные родители. (Жалко только, что он не сказал: «Перси, я твой отец» глубоким голосом Джеймса Эрла Джонса. Насколько это было бы потрясающе… Однако не забудем, что пожилой учитель дает Перси ручку, которая трансформируется в волшебный клинок, похожий на световой меч, и говорит, что отец просил передать это Перси, когда он станет достаточно взрослым, — так что фанат «Звездных войн» во мне удовлетворен).

Еще одна положительная сторона папы Перси: он всегда оказывается там, где сын просит о помощи. Например, после нападения химеры в первой книге Перси, падая в воду, обращается к своему отцу с просьбой о спасении, и отец не только спасает его, но и передает через свою посланницу полезные советы для завершения поисков. (Похоже, что кто-то напрашивается на дополнительные баллы…) Во второй книге в ответ на просьбы о помощи папа Перси посылает ему морских коней — гиппокампов. (Так что гиппокампы теперь мои новые любимые мифологические существа. Я уговариваю своего мужа завести такого. Но он отказывается, говорит, это не понравится нашему грифону.)

К недостаткам Посейдона можно отнести то, что он, как и большинство богов, почти все время отсутствует. В «Море чудовищ» Гермес спрашивает Перси, чувствует ли он себя когда-нибудь покинутым своим отцом, и Перси думает: «Всего лишь сотню раз в день». Ему жаль, что его отец не вместе с его матерью, он хотел бы чаще общаться с ним, жалеет, что отец не предупредил его о появлении единокровного брата, и он хотел бы, чтобы папа узнал его получше. Как и Кларисса, Перси жаждет родительского одобрения, даже если он не признает этого. Как говорит Гроувер: «Ты рад, что твой папа жив. Ты рад, что он признал тебя, и часть тебя хочет, чтобы он гордился тобой. Именно поэтому ты отправил голову Медузы по почте на Олимп. Ты хотел, чтобы он заметил то, что ты сделал»

В отличие от Ареса с Клариссой, Посейдон действительно признает и хвалит Перси. Более того, его отец ручается за него и оказывает огромное доверие, ручаясь, что его сын не станет злым и не разрушит мир. (Хорошо, для большинства родителей эта проблема в действительности не актуальна, но боги должны волноваться о таких вещах.) Хм… возможно, Посейдон действительно заслужил повышения до четверки. Единственное, что не позволяет поставить ему более высокую оценку, — то, что он оставил своего сына Тайсона (циклопа) жить на улицах Нью-Йорка в картонной коробке от холодильника. Ну, правда, позже он отвечает на молитвы Тайсона, знакомит его с его братом Перси и найдя ему выгодную работу… Хорошо, он получает три с плюсом, но, приложив некоторые усилия, Посейдон мог бы продвинуться по шкале родительских навыков до твердой четверки.

Гермес — следующий родитель-троечник, у которого тоже есть потенциал для продвижения по шкале. Он добрый и отзывчивый, поэтому он хочет спасти своего сына Луку. Лука пошел по плохой дорожке. Возможно, из-за отсутствия родительского руководства, он присоединился к нехорошей компании. Злой повелитель титанов, который хочет уничтожить цивилизацию, вряд ли может благотворно повлиять на еще формирующийся ум. (Я думаю, что должна быть такая социальная реклама: не курите, не пейте, не готовьте заговоров по уничтожению мира с помощью древних мифологических монстров…) Но, несмотря на подлые поступки Луки, Гермес не хочет отказываться от сына. «Мой дорогой юный родственник, — говорит он Перси в „Море чудовищ“, — если чему-то я и научился за истекшие тысячелетия, то лишь одному: ты не можешь бросить свою семью, как бы тебя ни искушали». Гермес надеется, что Лука заметит его попытки помочь, но пока что этого не произошло.

У Луки, безусловно, есть проблемы с отцом. (Серьезно, только посмотрите на его лодку — она названа в честь Андромеды, девушки, которую родители приковали цепью к скале на съедение морскому змею. А еще говорите о семейных проблемах…) Вы видите его озлобленность против отца при первой же встрече с Перси в «Похитителе молний», и эта горечь склоняет его предать Перси в первой книге, действовать в интересах Кроноса — во второй и принимать участие в заточении Аннабет — в третьей. Так что, хотя мы видим его всего лишь несколько раз на протяжении всей серии, и несмотря на все его добрые намерения, Гермес — также движущая сила разрушительного поведения Луки.

Следующий «средненький» божественный родитель — Афина, мать Аннабет. Мы почти не видим ее в этих трех книгах. Она действительно выручила свою дочь при случае — дала Аннабет свою кепку невидимости (эй, идея: вот что я должна выпросить у мамы на Рождество), и она дает совет Перси, когда тот отправляется спасать Аннабет в «Проклятии титана». Но у них точно не бывает доверительных разговоров по вечерам. Я оценила бы ее на 3. Она нейтральная сила в жизни Аннабет.

Зевс получает тройку с минусом. Да, он спасает свою дочь Талию от смерти, превращая ее в сосну, но неужели жизнь в роли дерева так привлекательна? Разве он не мог немного вмешаться вскоре или решить проблему иначе? А как насчет того, чтобы превратить ее врагов в деревья? (Я знаю, я знаю, никакого прямого вмешательства, но разве он уже не нарушил правила с превращением в дерево?) Он также послал ангелов, чтобы помочь нашим героям убежать от воинов-скелетов на плотине Гувера, но он был не настолько быстр, чтобы отвечать на другие ее молитвы (например, в «Проклятии титана» она молится о грозе, однако эффект от этого не больше, чем от моей песенки «Дождик, дождик, уходи…»). Таким образом, он рядом с ней в самые страшные моменты, но не в повседневных трудностях.

Это не способствует построению отношений, основанных на доверии. Когда молния чуть не попадает в нее в «Проклятии титана», Талия думает, что отец пытается убить ее, хотя на самом деле это Кронос пытается ею манипулировать, пользуясь сложностями в ее отношениях с Зевсом. Позже доктор Торн старается переманить ее на сторону Кроноса, рассказывая, что отец оставил ее, и упоминание Луки об отце заставляет ее колебаться. Надо признать, что в конце поиска Зевс все-таки признает и похвалит ее — и скажет больше, чем «Привет, дочка. Отличная прическа». Но его ненадежность делает Талию непредсказуемой на протяжении большей части третьей книги, так что этого недостаточно, чтобы повысить Зевсу оценку.

Об этих родителях-троечниках можно сказать одно: по крайней мере, иногда они стараются. У них не всегда получается, но они хотя бы время от времени проявляют заботу. «У родственников все так перемешано, — говорит Гермес в „Море чудовищ“. — Бессмертные семьи — это вечная путаница. Иногда лучшее, что мы можем сделать, — это напомнить друг другу о том, что мы связаны, плохо это или хорошо… и стараться как можно меньше калечить и убивать друг друга».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: