Общие положения. Компетенция Европейского Союза

Компетенция Европейского Союза

В отличие от международно-правовых образований, Европейский Союз является уникальной надгосударственной политической организацией с реальными властными прерогативами. Регламенты, директивы и другие решения, принимаемые институтами Европейского Союза, являются обязательными для граждан, предприятий, государств, входящих в его состав; их нарушение влечет ответственность. Именно поэтому для рассмотрения его компетенции часто используют «федеративную модель». Действительно, после вступления в силу Лиссабонского договора разграничение компетенции в Договорах стало напоминать разграничение компетенции, которое обычно предусматривается в конституциях федеративных государств.

Компетенция Европейского Союза основывается на сложной системе принципов, в отдельных аспектах сходной, в других отличающейся от компетенции как федераций, так и международных организаций. Источником компетенции Европейского Союза и его институтов являются Договоры, прежде всего ДФЕС, в рамках которого сосредоточена наибольшая часть вопросов, составляющих компетенцию Европейского Союза.

Компетенция ЕС, как и компетенция любой международной организации, является производной от суверенных прав государств-членов и ограниченной рамками Договоров, устанавливающих цели деятельности объединения. Вместе с тем учитывая специфику содержания учредительных договоров, в соответствии с которыми государства-члены передали свои суверенные права организации, компетенция ЕС является делегированной и властной, что отличает Европейский Союз от классических международных межправительственных структур. Европейский Союз в рамках Договоров обладает предельно широкой автономией воли, его основная и дополнительная компетенции характеризуются универсализмом и охватывают практически все сферы общественной жизни.

Правовые источники компетенции Европейского Союза. Одна из важнейших отличительных особенностей европейского права состоит в том, что сфера его предметного применения строго лимитирована действующими учредительными актами. Любая национальная система права носит абсолютно универсальный характер. Нормами национального права регулируются все виды правоотношений, возникающих на территории данного государства, нормами европейского права регулируются лишь те области общественных отношений, на которые распространяется юрисдикция ЕС.

За годы существования ЕС сфера его ведения претерпела существенные изменения. Если в первых учредительных актах — Парижском 1951 г. и Римских 1957 г. — в основном к ведению Сообществ были отнесены вопросы создания и функционирования общего рынка», то в последующие годы, по мере реализации задач и целей Европейских сообществ, происходило заметное расширение предметов ведения. Важнейшую роль в этом процессе сыграл также Суд ЕС, решения которого (особенно вынесенные в преюдициальном порядке) во многом способствовали уточнению юрисдикции ЕС и ее расширительному толкованию.

Значительные изменения и дополнения внесены в учреждающее Союз законодательство Лиссабонским договором. Сравнительно традиционная сфера ведения ЕС была расширена и дополнена. Она включает в себя весьма широкий круг преимущественно экономических, социальных и правовых вопросов, связанных с реализацией тех целей и задач, которые установлены учредительными актами. Впервые в сферу ведения ЕС были включены вопросы гражданской обороны, административного сотрудничества государств-членов при реализации права ЕС, космоса, энергетики, спорта, гуманитарной помощи.

Правовым источником, из которого вытекает компетенция Европейского Союза решать различные вопросы, являются «конституционные» акты Европейского Союза: Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза. Все вопросы, входящие в компетенцию Европейского Союза (в том числе гражданство) регулируются ДФЕС, за исключением общей внешней политики и политики безопасности, продвинутого сотрудничества поправок в Договоры и принятия новых членов, которые регулируются ДЕС. Необходимо также отметить, что институты (главные органы ЕС) также управляют и другой организацией — Евратомом, осуществляющей деятельность в области мирного использования атомной энергии.

ЕС как субъект права. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз единой правосубъектностью, определив эту формулу в ст. 47 ДЕС. Европейский Союз является правопреемником Европейского сообщества (абз. 3 ст. 1 ДЕС), архаичная система опор Союза была ликвидирована. При этом Евратом сохранил свою правосубъектность и является отдельной организацией, управляемой институтами Союза.

В соответствии со ст. 335 ДФЕС в каждом из государств-членов Союз обладает максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами и юридическими лицами. Он может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде. С этой целью его представляет Комиссия. В то же время на основании своей административной автономии каждый из институтов представляет Союз по вопросам, связанным со своим собственным функционированием.

На территории государств-членов Союз пользуется привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения его задач согласно условиям, определенным в Протоколе о привилегиях и иммунитетах (ст. 343 ДФЕС).

Деликтоспособность ЕС определена абз. 1 и 2 ст. 340 ДФЕС. Договорная ответственность Союза регулируется правом, подлежащим применению к соответствующему договору. В области внедоговорной ответственности Союз в соответствии с общими принципами, являющимися общими для правовых систем государств-членов, должен возмещать убытки, причиненные его институтами или сотрудниками при осуществлении своих функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: