Оценка экономической эффективности проекта

Существуют простые методы, или «экспресс-методы», позволяющие достаточно быстро произвести оценку экономической эффективности проекта. На основании прогноза движения денежных средств (cash flow) оцениваются:

Срок окупаемости (англ. Pay-Back Period) - период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции.

Внутренняя норма доходности это норма прибыли, порожденная инвестицией. ВНД показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль вложенных средств

Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации услуг к сумме затрат на производство и реализацию услуг. Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию услуг.

Рентабельность продаж (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле.

Показатели эффективности проекта представлены в таблице.

Таблица – Показатели эффективности проекта

Наименование Значение показателя
1. Инвестиционные затраты, в том числе: - собственные средства, тыс. руб. - привлеченные средства, тыс. руб.  
2. Выручка от реализации, тыс. руб.  
3. Себестоимость услуг, тыс. руб.  
4. Чистый поток денежных средств, тыс. руб.  
5. Срок окупаемости, год/месяц (п. 1/п. 4)  
6. Внутренняя норма доходности, руб. на 1 руб. инвестиций (п. 4/п. 1)  
7. Рентабельность производства, руб. на 1 руб. затрат (п. 4/п. 3)  
8. Рентабельность продаж, % (п. 4/п. 2)  

Пример выводов, сделанных по расчетным поаказателям эффективности проекта представлен в Приложении 4.

Все расчетные значения показателей свидетельствуют об эффективности проекта.

При разработке плана развития предприятия нужно учесть типичные ошибки:

- занижение затратной части (не учтены вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-наладочные работы, пуско-наладочные работы, профилактика оборудования, обслуживание оргтехники, вывоз мусора, расход электроэнергии, неверно учтены налоги, занижены издержки, связанные со сбытом);

- завышение доходной части (завышена конечная цена продукции, план производства и прогноз продаж, не учтены скидки);

- недостаточная проработка юридических вопросов;

- проведение маркетинговых исследований только «кабинетным» способом.

Приложение 3

Прогноз движения денежных средств (тыс. р.)

  Наименование Нулевой период 1 год проекта (по месяцам) Итого
      ….        
  1. Операционная деятельность                    
  Притоки (CIF)                    
  Выручка от реализации продукции                    
  Оттоки (COF)                    
  - закупки товаров, материалов                    
  - зарплата персонала со страховыми взносами                    
  - арендная плата                    
  - расходы на рекламу                    
  - транспортные расходы                    
  - прочие расходы (связь, канцтовары, хозяйственные расходы и т. д.)                    
  CF от операционной деятельности                    
Налоги                    
CF от операционной деятельности с налогами                    
2. Инвестиционная деятельность                    
Притоки (CIF)                    
Продажа оборудования, мебели, офисной техники и др.                    
Оттоки (COF)                    
Расходы организационного периода (инвестиционные), всего в том числе:                    
- капитальные затраты (приобретение оборудования)                    
- покупка мебели и офисной техники                    
- приобретение зданий, помещений                    
- затраты на текущий ремонт                    
CF от инвестиционной деятельности                    
3. Финансовая деятельность                    
Притоки (CIF)                    
Остаток денежных средств на начало периода                    
Собственные средства                    
Заемные средства                    
Прочие поступления (субсидии, гранты)                    
Оттоки (COF)                    
Выплаты по кредитам и займам                    
Лизинговые платежи                    
CF от финансовой деятельности                    
NCF проекта                    
NCF проекта c накоплением                    
                               

Приложение 4

Пример обоснования результатов показателей эффективности проекта

Таблица – Показатели эффективности проекта

Наименование Значение показателя
9. Инвестиционные затраты, в том числе: - собственные средства, тыс. руб. - привлеченные средства, тыс. руб. -
10. Выручка от реализации, тыс. руб.  
11. Себестоимость услуг, тыс. руб. 434,35
12. Чистый поток денежных средств, тыс. руб. 660,65
13. Срок окупаемости, год/месяц (п. 1/п. 4) 0,13/1,6
14. Внутренняя норма доходности, руб. на 1 руб. инвестиций (п. 4/п. 1) 7,68
15. Рентабельность производства, руб. на 1 руб. затрат (п. 4/п. 3) 1,52
16. Рентабельность продаж, % (п. 4/п. 2)  

Срок окупаемости (англ. Pay-Back Period) - период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции. Срок окупаемости проекта составил 1,6 месяца.

Внутренняя норма доходности это норма прибыли, порожденная инвестицией. ВНД показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль вложенных средств. В приведенном проекте на 1 руб. затраченных инвестиций приходится 7,68 руб. прибыли.

Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации услуг к сумме затрат на производство и реализацию услуг. Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию услуг. Таким образом в проектируемом новом виде услуг на 1 руб. затрат планируется получить 1,52 руб. прибыли.

Рентабельность продаж (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. В предлагаемом проекте доля прибыли в выручке составляет 60 %.

Все расчетные значения показателей свидетельствуют об эффективности проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: