Баланс доходов и расходов предприятия

Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития)

Одной из важнейших задач стратегического планирования в условиях рынка является обеспечение достижения предприятием необходимого конкурентного преимущества перед другими фирмами.

Для достижения подобного преимущества необходимым условием является планирование и поддержание высокого потенциала своего развития. Предприятия, которые проводят подобную работу обычно оказываются наиболее устойчивыми и стабильно развивающимися. Каждое предприятие должно стремиться обеспечить более быстрые темпы роста своего потенциала по сравнению с конкурентами.

Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.

В качестве основного ограничителя роста потенциала предприятия выступает ограниченность различных ресурсов, используемых конкретным предприятием. Причем ограничение появляется тогда, когда планируемые действия превосходят необходимые доступные ресурсы предприятия. Потребность в ресурсах может быть снижена, если предприятие сумеет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

При отсутствии необходимого количества ресурсов в отдельных случаях могут использоваться их заменители. Однако, в этом случае необходимо четко знать каков будет конечный результат и удовлетворит ли он потребителей производимых товаров и услуг.

Наиболее ценным ресурсом практически для любой организации являются люди, потенциал которых должен использоваться максимально эффективно. Чем выше уровень развития людей, работающих в организации, тем меньше ее зависимость от различных ресурсов, поскольку только люди способны находить многочисленные возможности использовать данные ресурсы с большей эффективностью, либо найти им адекватную замену.

Анализ опыта многочисленных предприятий и организаций показывает, что в качестве ограничителя роста потенциала предприятия выступает его окружение, а ограничителя развития – внутренние факторы.

Выбор направления развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ или услуг, существующего положения на рынке и поставленных целей и т.д.

Согласно современному представлению, основные ресурсы предприятия, работающего в рыночных условиях можно разделить на две большие категорииматериальные и людские и четыре основных вида:


  • Земля (природные ресурсы) представленные в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха и т.д.

  • Трудовые ресурсы – совокупность умственных и физических способностей людей, необходимых для осуществления производственного процесса.

  • Капитал (инвестиционные ресурсы) – весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, сырье и материалы.

  • Предпринимательские (творческие) способности людей – способность найти перспективное направление деятельности, организовать производственный процесс и успешно управлять данной деятельностью.


Планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:

1.
оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли и занимаемого положения на рынке;

2.
определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции и услуг, самого предприятия и его совокупного потенциала;

3.
анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии;

4.
выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;

5.
планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

6.
осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.


Планирование технического прогресса предприятия включает планирование повышения его технического уровня и улучшения орга­низации производства, научной организации труда, капитального ре­монта основных фондов, производства новых видов продукции и про­ведения научно-исследовательских работ.

Технический уровень производства определяется соответствием дей­ствующих на предприятии средств производства, машин и оборудова­ния, технологий, предметов труда современным достижениям науки и техники.

Уровень технического развития характеризуется следующими ос­новными параметрами:


  • состав и структура орудий труда по видам выполняемых опера­ций, мощности и возрасту;

  • соответствие применяемых на предприятии технологий совре­менным мировым требованиям, позволяющим создавать конкурентос­пособную продукцию;

  • энерговооруженность и фондовооруженность персонала пред­приятия.


Показателями технического уровня производства являются специ­ализация производства, трудоемкость продукции, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и уро­вень механизации и автоматизации производства.

Работа по составлению плана повышения технического уровня на предприятии начинается с выявления фак­тически сложившегося уровня в данном году. На основе этого анализа определяются наиболее перспективные направления повышения техни­ческого уровня, составляются перспективные и текущие плановые зада­ния, разрабатываются конкретные мероприятия по их выполнению.

При планировании оцениваются экономические и социальные по­следствия внедрения новой техники. Определение эффективности по­зволяет сделать вывод об экологической целесообразности внедрения новой техники. Экологически эффективным считается применение машин, повышающих производительность труда, экономящих мате­риальные ресурсы и, в конечном счете, увеличивающих рентабель­ность и конкурентоспособность производимой с их помощью про­дукции, а также улучшающих условия труда. Основные показатели эффективности:


  • срок, в течение которого новая техника и технологии могут быть внедрены;

  • объем финансовых ресурсов, необходимый для приобретения новой техники и технологии;

  • рост производительности труда;

  • увеличение объема выпускаемой продукции;

  • повышение рентабельности производства и снижение себестои­мости производимой продукции.


План повышения технического уровня предприятия включает раз­работку и внедрение следующих мероприятий:


  • замену действующих средств труда более совершенными;

  • модификацию действующих средств труда;

  • внедрение новых технологий;

  • применение новых материалов;

  • улучшение условий и организации труда работников.


Организационный уровень производства — это система организа­ции управления производства, позволяющая наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия для достижения основных его це­лей. При составлении плана улучшения организации производства ана­лизируют состояние на предприятии средств производства, органи­зацию труда и производства. При планировании мероприятий плана повышения организационного уровня предприятия используется стан­дартная методика оценки экономической эффективности каждого ме­роприятия.

План повышения технического уровняи улучшения организации производства предприятия включает следующие оргтехмероприятия (по разделам):

I раздел. Повышение технического уровня производства:

— механизация производства;

— автоматизация производства;

— внедрение прогрессивной технологии;

— модернизация производства и замена устаревшего оборудования.

II раздел. Совершенствование систем управления, планирования и организации производства.

Illраздел. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе:

— внедрение передовых проектов организации рабочих мест от­дельно для рабочих и ИТР и служащих;

— совершенствование разделения и кооперации труда;

— совершенствование нормирования и оплаты труда, в том чис-,ле — внедрение передовых норм и нормативов труда раздельно для рабочих и ИТР и служащих;

— улучшение условий труда.

IV раздел. Улучшение качества продукции.

V раздел. Прочие оргтехмероприятия.

Планирование научно-исследовательских работ на предприятии зак­лючается в определении и уточнении тематики, трудоемкости, про­должительности и стоимости объемов, которые должны быть выпол­нены в плановом периоде. Как и в других разделах, определяется эко­номический эффект от каждой темы в денежном выражении.

Убедившись по предварительному расчету в эффективности каждо­го мероприятия, плановая группа должна рассчитать необходимые объе­мы и источники финансирования данного мероприятия. При этом под­разделяют капитальные (т.е. единовременные затраты, увеличивающие стоимость факторов производства) и текущие затраты (неинвестици­онные расходы), включающиеся в себестоимость продукции и работ. Все затраты помимо денежных расходов включают расходы материа­лов, топлива, энергии, живого труда, потребность в которых следует тщательно рассчитывать. Определяют также источники финансирова­ния мероприятий по техническому прогрессу (ими могут быть соб­ственные или заемные средства), порядок и время возврата кредитов, если их предполагают использовать.

^

Планирование производства и сбыта продукции

Разработка плана производства и продажи продукции является ведущей задачей планирования. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений организации, основной профиль плановой организационной и управленческой деятельности, а также главные цели и задачи.

Требующаяся в рыночных условиях гибкость деятельности предприятия может входить в противоречие с целями отдельных подразделений и их работников. В этой ситуации планирование призвано обеспечить координацию целей, задач и деятельности различных подразделений в рамках единой стратегии. Это позволит достигать оптимального соотношения между производством и сбытом продукции или услуг.

Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и реализации продукции, расчет потребности всех видов экономических ресурсов.

В годовом плане производства содержится связанная система следующих плановых показателей:


  • основная цель производственной деятельности организации и ее отдельных подразделений;

  • объемы и сроки производства с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

  • расчет производственной мощности предприятия и его подразделений, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства и реализации;

  • определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы;

  • распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;

  • выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей;

  • обоснование методов и форм организации производства запланированной продукции и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.


На основе плана производства разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. Количество разделов или частей плана, а также их название могут быть различными в различных организациях. Также могут различаться методика и порядок планирования.

В комплексном плане производства также предусматриваются источники финансирования отдельных работ и предельно допустимые затраты, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции и ответственность исполнителей по всем видам работ.

^ По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др.

По длительности периода планирован ия различают долгосрочные и текущие планы.

Основные различия между долгосрочными и текущими планами предприятия группируются по следующим отличительным характеристикам:


  • степень точности устанавливаемых интервалов планирования;

  • уровень интеграции и дифференциации производственных процессов;

  • количество применяемых показателей;

  • допустимая точность затрат и результатов планирования производства;

  • действующая система распределения обязанностей и функций между основными исполнителями.


Производственная деятельность характеризуется системой показателей, часть из которых начала применяться с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. К числу показателей относятся:


  • спрос показывает количество продукции, которое потребители хотят и могут приобрести в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях. Спрос определяет то количество продукции, которое может быть реализовано на рынке, а значит, он определяет объемы производства;

  • предложение показывает, сколько продукции готовы реализовать производители на рынке в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях;

  • объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой продукции в планируемом периоде. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью;

  • натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры и т.д. и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей;

  • трудовые измерители характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах, нормо-рублях и др. Являются наиболее универсальными и наиболее распространены на производстве;

  • стоимостные измерители характеризуют объем производства в денежном выражении. Позволяют на единой основе сопоставлять, анализировать и суммировать объем выпуска разнородной продукции. Мало эффективны в условиях высокой инфляции;

  • номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и т.д.;

  • валовый оборот (ВО) – суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в стоимостном измерении;

  • внутрифирменный оборот (ВнО)– часть суммарного объема производства, обращающаяся между его цехами и подразделениями;

  • валовая продукция (ВП) – разность между валовым и внутрифирменным оборотом: ВП = ВО – ВнО;

  • коэффициент обновляемости продукции – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства.


К основным плановым показателям относятся:


  • Номенклатура;

  • Ориентировочная сумма капиталовложений;

  • Ориентировочные сроки исполнения;

  • Ответственные исполнители;

  • Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат.


Производственная программа предприятия представляет собой развернутый (комплексный) план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска продукции.

В процессе разработки производственной программы руководство организации должно ориентироваться на выбор таких продуктов, которые принесут производителям максимально лучшие результаты.

Существуют различные методы составления производственной программы. Среди них можно выделить следующие наиболее популярные методы:


  • Уровневое прогнозирование. Это процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный и минимальный. Уровневое прогнозирование обладает следующими достоинствами: помогает увеличить число плановых альтернатив и подготовиться к возможным отрицательным последствиям; представляет реальное значение показателей, что позволяет избежать составления недостаточно обоснованных проектов; способствует разработке системы раннего предупреждения, что позволяет предотвратить снижение плановых и фактических показателей;

  • Ситуационное планирование. Процесс ситуационного планирования обычно включает следующую последовательность этапов: 1) установление ключевых факторов среды, влияющих на деятельность предприятия; 2) составление нормативного плана, исходящего из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы производственных факторов на планируемые результаты; 3) отбор для каждого продукта нескольких определяющих или основных допущений, отличных от наиболее вероятных, и составление отдельного плана; 4) определяется ситуация перехода к данному плану, момент переключения с нормального плана на резервный ситуационный.

  • Линейное программирование. Методы линейного программирования представляют собой последовательность операций, ведущих к оптимальному решению определенного вида задач, в тех случаях, когда оптимум существует. Линейные модели программирования используются, чтобы помочь руководителю в принятии решения в таких областях как распределение ресурсов, проблемы назначения и распределения (работников, операций), проблемы транспортировки, определение производственной мощности и др.


Выделяют три основные схемы планирования и разработки производственной программы: «снизу вверх», «сверху вниз» и во взаимодействии (интерактивно).

При разработке производственной программы должны быть обоснованы объемы и сроки выпуска по стадиям и циклам производства. С этой целью производственные планы отдельных подразделений составляются цепным методом в порядке, обратном ходу технологического процесса.

^ Объемы производства подразделений могут планироваться в натуральных, трудовых, стоимостных и иных измерителях. Основными плановыми показателями обычно являются годовая величина спроса, годовой объем предложения, важнейшая номенклатура и ассортимент выпуска, трудоемкость единицы или объема продукции, издержки производства, рыночные цены и др.

Годовая производственная программа цехов, характеризующая в трудовых измерителях (нормо-часах) номенклатуру и объем выпуска товаров, выполнения работ и услуг, определяется по формуле

где Пп — производственная программа цеха, н-ч; н — номенклатура выпускаемой продукции или работ; Тшт— штучное время, норматив­ная трудоемкость единицы продукции, мин/шт.; Nг — годовой объем выпуска (спроса) продукции, шт.

Производственная программа по номенклатуре и объему выпуска должна обеспечивать полную загрузку всех рабочих мест и персонала, годовой номинальный фонд рабочего времени.

Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров на предприятии, не­обходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Конкретным выражением производственных возможностей каж­дого предприятия служит его производственная мощность. Она харак­теризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном исполь­зовании всех имеющихся ресурсов на основе приме­нения прогрессивной технологии, передовых форм и методов орга­низации труда и производства.

Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производст­венная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площа­дей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Производственная мощность может быть выражена в еди­ницах продукции, массой товаров, линейных величинах, рублях, чело­веко-часах и др. показателях. Принято различать теоретическую, практическую, нормальную и другие виды производственной мощ­ности.

Теоретическая производственная мощность представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицатель­ными результатами. Это максимально возможный выход продукции, называемый паспортной производственной мощностью предприятия.

Практическая производственная мощность определяет наивысший уровень производства, который достигается при сохранении прием­лемой степени эффективности с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и ре­жимом работы предприятия.

Нормальная производственная мощность характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворе­ния спроса на производимые предприятием товары и услуги в тече­ние ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.

Плановая производственная мощность соответствует годовой нор­мальной производственной мощности предприятия.

К важнейшим экономическим ресурсам, широко используемым в процессе производства относятся в первую оче­редь средства производства и предметы труда. На пред­приятии величина этих производственных ресурсов ограничена мно­жеством различных факторов и показателей. Полное использование технологиче­ского оборудования означает соответствие планируемой производст­венной программы предприятия или подразделения его производст­венной мощности.

Производственная мощность и предложение характеризуют суще­ствующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а также динамику их роста и пер­спективы развития. Являясь величиной динамичной, производствен­ная мощность должна быть сбалансирована с производственной про­граммой.

Производственная мощность устанавливается на начало планово­го периода (входная) и конец этого срока (выходная). Входная мощ­ность определяется с учетом имеющихся на начало года производст­венных фондов, рабочей силы и других ресурсов, а выходная на конец года с последующей корректировкой при соответствующем изменении техники и технологии. В плановых расчетах применяется показатель среднегодовой мощ­ности, определяемый по формуле

где Мср — среднегодовая мощность, шт./год; Mвх — входная мощ­ность; Мвв — вводимая мощность; Мвыб — выбывающая мощность; Тп — период времени (число месяцев) соответственно ввода и выбы­тия мощности.

В общем виде годовая величина производственной мощности пред­приятия или его подразделения определяется отношением соответст­вующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости еди­ницы продукции по формуле

где Мп — производственная мощность, шт./год; Фэф — эффективный годовой фонд времени работы оборудования, мин; Тшт — трудоем­кость единицы работы или продукции, мин/шт.

На предприятиях машиностроения производственная мощность устанавливается по ведущим цехам, в которых сосредоточена наи­большая часть действующего технологического оборудования. В этом случае годовая мощность обычно определяется по каждой группе технологически взаимосвязанного оборудования по формуле

где Мо — производственная мощность группы технологического обо­рудования цеха, шт./год; Cоб — количество единиц оборудования дан­ной группы; Фэф — эффективный фонд времени работы одного стан­ка в год; Тшт — трудоемкость одного изделия или представителя.

На основе расчета производственной мощности отдельных еди­ниц и групп оборудования, участков и цехов предприятия выявляют­ся так называемые «узкие» и «широкие» места и планируются меро­приятия по выравниванию мощности, в том числе за счет ввода но­вого оборудования. Завершается процесс планирования производст­венной мощности определением коэффициента ее использования, представляющего собой отношение годового объема выпуска продук­ции к среднегодовому значению мощности:

где Км – коэффициент использования производственной мощности; Nг — годовой объем выпуска продукции; Мср — среднегодовая мощ­ность.

^ Планирование сбыта продукции. Система рыночных отношений предусматривает тесную взаимо­связь между процессами производства, распределения и потребления продукции. Положенный в основу планирования современного производства принцип заключается в необходимости полного удовлетворения всех потребностей покупателей. Спрос определяет объемы и сроки продажи продукции и таким образом задает все свои плановые показатели предприятиям-производителям.

^ Разработка плана продажи (реализации продукции) является за­вершающим этапом составления производственной программы пред­приятия. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит ос­новой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров.

В любом плане продаж, как правило, указывается количество про­дукции каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализо­ваны в предстоящий период хозяйственной деятельности фирмы. При равномерных поставках объем продаж на плановый срок можно оп­ределить как произведение среднесуточного выпуска продукции (Вс) на период времени (Тпер) по следующей формуле:

где Ппр — планируемый объем продаж продукции, руб.; Вс — средне­суточный выпуск (продажа) товаров, руб.; Тпер — планируемый пери­од продаж, месяц, квартал, год, дней.

При неравномерном или нестабильном производстве, подвержен­ном сезонным колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц. В годовой план сбыта продукции предприятия вклю­чаются объем реализации продук­ции на внутреннем рынке, размер полуфабрикатов и комплектующих изделий собственного производства, величина экспортных поставок товаров, нормативы запасов готовой продукции, количество работ и услуг производственного назначения и т.п. Объем продаж планирует­ся в стоимостном выражении в рыночных ценах.

Показательобъема реализации продукции связывает каждое пред­приятие со всеми своими потребителями на соответствующих рынках сбыта. Реализованной считается проданная готовая (товарная) про­дукция. Ее показатель объединяет не только объем производимой в плановом году новой продукции, но и остатки нереализованной в прошлом (отчетном) году готовой продукции. В общем виде годовой объем реализации рассчитывается по формуле

РП = НП +Δ ГП,

где РП — планируемый годовой объем реализации; НП — объем новой продукции; Δ ГП — остатки готовой продукции.

Совокупный объем продажи продукции в планируемом году опре­деляется по всем видам и срокам поставок продукции, а также усло­виям ее оплаты и отгрузки, согласованным с потребителями. При планировании годового объема продаж производители должны пре­дусматривать при заключении хозяйственных договоров пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг: по факту отгрузки (на дату поставок), в кредит (на установленный срок), авансом (предваритель­ная оплата), а также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиен­тов и т.д.

Планы продажи и производства продукции тесно взаимосвязаны. В условиях рынка план сбыта, составленный на основе портфеля за­казов потребителей, оказывает прямое воздействие и на планирова­ние объемов производства товаров и услуг. Рассмотрим более подроб­но алгоритм составления плана сбыта. В ходе разработки плана продажи на первом этапе на основе плановых показателей производства устанавливаются объемы потребности в ресурсах, а так­же основные их поставщики. Сравнение наличных и требуемых ре­сурсов позволяет плановикам и менеджерам убедиться в том, что движение материальных потоков в должных объемах может быть дей­ствительно обеспечено в течение рассматриваемого периода.

При нехватке тех или иных ресурсов следует согласовать план про­изводства и продажи продукции с учетом финансово-экономических и материально-технических приоритетов.

Второй этап разработки плана продаж предусматривает составле­ние программы движения потоков изделий по всей распределитель­ной логистической сети: от производственных подразделений пред­приятия до торговых центров конечной продажи или даже до отдель­ных потребителей продукции. Эта стадия сопряжена с планировани­ем потребности в складских помещениях и транспортных средствах. Здесь снова возникает необходимость учета объема ресурсов с точки зрения анализа внешних и внутренних возможностей предоставления услуг в данном плановом периоде. При дефиците транспорта и склад­ских помещений, которые должны быть использованы в процессе сбыта продукции, разработчикам плана продаж следует пересматри­вать уже сверстанные программы товародвижения. При этом также не исключается необходимость внесения изменений или корректи­ровки ранее составленного плана производства и реализации продук­ции.

На заключительной стадии разработки плана продаж составляется программа массовых перемещений товаров, оптимизируется схема размещения складских помещений и транспортных потоков, созда­ются календарные планы-графики подготовки товаров к отгрузке и выполнения поставок продукции потребителям. Правильное плани­рование продажи продукции на каждом предприятии обеспечивает комплексное решение следующих производственно-хозяйственных и финансово-экономических задач:


  • своевременное выполнение производственных заказов с учетом степени их срочности;

  • рациональное использование наличных материальных и трудо­вых ресурсов;

  • сокращение материальных запасов и улучшение их оборачи­ваемости;

  • оптимальное распределение перевозок по различным видам и типам транспортных средств;

  • повышение качества выполнения работ и обслуживания потре­бителей.


В процессе выполнения основных стадий разработки плана про­дажи, или сбыта, продукции весьма важным является планирование товародвижения, в частности обоснование оптимальных каналов или схем движения товаров от производителя к потребителю. В совре­менном маркетинге под планированием товародвижения понимается систематическое принятие планово-управленческих решений в отно­шении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортиров­ку, хранение и совершение сделок.

Важнейшей характеристикой эффективности выбранного канала товародвижения могут служить издержки сбыта, которые колеблются в зависимости от вида продукции и условий поставки. В России транспортные расходы составляют значительную часть конечной цены продукции и могут достигать 60-70%. При планировании сбыта экономисты-менеджеры долж­ны уметь определять признаки дорогостоящей системы товародвиже­ния и обеспечивать снижение издержек и повышение ее эффективности.

Планирование продвижения представляет собой систематическое принятие решений о формах, методах и спо­собах деятельности компании на стадии обращения продукции. Хо­роший план продвижения обеспечивает взаимодействие всех видов информации, рекламы, персональных продаж и стимулирования сбы­та.

В осуществлении разработанного плана решающее значение име­ет стимулирование сбыта, которое поможет привлекать покупателей и поддерживать приверженность к продукту или фирме высокой их ценностью и репутацией для потребителей товаров и услуг, планиру­емых к производству и продаже на существующих рынках сбыта.
^

Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия

Расчеты потребности в материальных ресурсах осуществляют­ся в плане материально-технического обеспечения предприятия, который является важнейшим разделом тактического плана. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение про­изводственной программы и эффективность работы данного пред­приятия, но и многих других, так как установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов одновременно являются основа­нием для разработки плана производства и реализации продукции других предприятий и объединений.

Целью разработки плана материально-технического обеспече­ния является оптимизация потребности предприятия в материаль­но-технических ресурсах, так как экономия на ресурсах может привести к ухудшению качества и конкурентоспособности про­дукции, а стремление к созданию сверхнормативных запасов и не­рациональному использованию ресурсов — к «омертвлению» обо­ротных средств и снижению эффективности их использования, что, в конечном счете, скажется на конечных результатах деятель­ности предприятия.

Основными задачами плана материально-технического обес­печения (МТО) являются:

• своевременное и полное удовлетворение потребности пред­приятия в материально-технических ресурсах;

• обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;

• минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение товароматериальных ценностей;

• определение оптимальных сроков поставки и размеров транспортных партий приобретаемых материальных ресурсов;

• определение оптимального уровня запасов материально-технических ресурсов;

• разработка политики всемерной экономии материальных ре­сурсов, максимального вовлечения в хозяйственных оборот вто­ричного сырья, опережающего развития производства экономич­ных и ресурсосберегающих видов продукции и технологий;

• создание условий для эффективной деятельности структур­ных подразделений предприятия на принципах полного коммерче­ского расчета и т.д.

При планировании потребности производственных ресурсов, кро­ме мощности и показателей ее использования, определяется также количество необходимых материальных ресурсов. Годовая потреб­ность в основных видах материалов рассчитывается исходя из про­грессивных норм его расхода на единицу продукции и запланирован­ного объема выпуска продукции.

Планирование потребности материальных ресурсов ведется по каж­дому виду, марке и размеру материала для всей номенклатуры про­дукции, работ и услуг, производимых цехом или предприятием. Рас­четы могут выполняться как в натуральных, так и стоимостных изме­рителях. В стоимостном выражении общую потребность предприятия в материальных ресурсах можно определить по формуле

где Рм – годовой расход материальных ресурсов, руб.; п — номенкла­тура выпускаемой продукции; Нр — норма расхода материала на де­таль, кг/шт.; Цм — цена материала, руб./кг; Во — вес (масса) реали­зуемых отходов, руб./кг; Цо — цена реализуемых отходов, руб./кг; Nг. — годовой объем выпуска продукции, шт.

При планировании материальных ресурсов, кроме годовой потреб­ности, устанавливается также величина (норматив) производственных (текущих) запасов материалов. Расчеты можно выполнить одним из двух способов: 1) делением годовой потребности на число поставок материалов в год; 2) умножением среднесуточного расхода материа­лов на норму их запаса (количество дней).

Все полученные расчетно-плановые показатели потребности про­изводственных ресурсов необходимо свести в таблицу.

^ Коэффициент использования материальных ресурсов определяется отношением веса (массы) детали к весу (массе) заготовки. Получен­ные значения коэффициентов по деталям-представителям характе­ризуют как эффективность применения ресурсов, так и уровень дей­ствующей технологии и квалификации персонала.

Таблица

Потребность материальных ресурсов

^ Наименование материала Норма расхода, кг/шт Цена материала, руб./кг Стоимость материала за вычетом отходов, тыс. руб. ^ Коэффициент использования материала
Сталь 1,0 5,0 500 0,70
Чугун 2,0 3,0 600 0,75
Латунь 0,5 20,0 400 0,86

План производственной мощности предприятия, содержащий по­казатели развития производственного потенциала и потребности ма­териальных ресурсов, определяет не только плановый объем произ­водства, но и продажи продукции, товаров и услуг на рынке.

Потребность предприятия в материальных ресурсах должна быть обоснована соответствующими расчетами по следующим ви­дам их потребления: основное производство; капитальное строи­тельство; внедрение новой техники и проведение эксперименталь­ных работ; ремонтно-эксплуатационные нужды; изготовление технологической оснастки и инструмента; прирост незавершенно­го производства; создание необходимых материальных запасов.

Потребность основного производства в материалах (сырье) на производственную программу (Мпj) определяется умножени­ем нормы расхода данного вида материалов на единицу продук­ции ij) и на планируемый объем ее выпуска в данном периоде j):

В зависимости от того, какие нормы применяются для расчета, различают следующие методы расчета потребности в машинно-технических ресурсах: подетальный, поиздельный, по аналогии и по типовым представителям.
^

Планирование издержек и результатов

Лю­бая производственная деятельность имеет в условиях рынка положи­тельное экономическое значение лишь тогда, когда стоимость произ­веденных благ будет больше стоимости исходных ресурсов или фак­торов, затраченных на их производство и сбыт. Основная цель всяко­го производителя и предпринимателя состоит при прочих равных данных в максимизации этой разности.

Плановый выбор структуры и объема производственных затрат, количества и номенклатуры выпускаемой продукции не мо­жет быть произвольным. В большинстве случаев он зависит от ры­ночного спроса на товары и услуги, действующих цен и тарифов на ресурсы, используемых технологических методов обработки и орга­низационных форм производства и т.д.

С экономической точки зрения издержки представляют собой сто­имость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Издержки служат основным препятствием в достижении главной цели предприятия, состоящей в максимизации прибыли.

Альтернативная ценность любого решения — это наилучшее из всех возможных вариантов решений. Альтернативные издержки ис­пользования ресурсов представляют собой стоимость применяемых ресурсов в лучшем из других худших способов их потребления. Из двух сравниваемых альтернативных значений издержек всегда следует выбирать наилучшее. Альтернативная стоимость вло­жения средств в предприятие определяется наибольшей возможной прибылью, которая может быть получена при их использовании в других плановых проектах. Альтернативные издержки принято назы­вать экономическими.

В теории внутрифирменного планирования производственные издержки подразделяются на постоянные и переменные, об­щие и средние, валовые и удельные, кратковременные и долгосроч­ные и др. Чтобы определить общие издержки производства различ­ных видов продукции, необходимо знать суммарные затраты ресур­сов и объем выпуска товаров.

Постоянными принято называть такие издержки, величина кото­рых не изменяется в зависимости от объема выпуска продукции. К ним относятся расходы на содержание технологического оборудова­ния и производственных зданий, арендная плата, амортизационные отчисления, рентные платежи, страховые взносы, оплата админист­ративно-управленческого персонала и др. В табл. 8.1 приведена сум­ма постоянных издержек, равная 100 тыс. руб. при различных коли­чествах произведенной продукции.

Переменными считаются такие издержки, величина которых меня­ется в зависимости от объема выпущенной продукции. Они включа­ют затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, зарплату производственных рабочих и др. Сумма этих затрат изменяется в прямой зависимости от объема производства продук­ции.

^ Общие, или валовые, издержки — это сумма постоянных и пере­менных затрат при каждом данном объеме выпуска. При нулевом объеме производства общие и постоянные затраты равны. Затем при увеличении объема выпуска валовые издержки изменяются на ту же величину, что и сумма переменных затрат.

Средние издержки определяют величину производственных затрат в расчете на единицу продукции, и именно они используются при пла­нировании для сравнения с рыночными ценами и служат мерой для обоснования оптимальных объемов выпуска различных видов продук­ции. В табл. 8.1 приведены средние постоянные, переменные и вало­вые издержки на единицу продукции, рассчитанные по формуле

где ПерИ — сумма переменных издержек; Вп — объем выпуска про­дукции.

В планировании производственных затрат, кроме рассмотренных показателей, широко применяются предельные издержки, определяю­щие дополнительные или добавочные затраты, связанные с произ­водством еще одной единицы продукции. Предельные издержки мож­но найти для каждой добавочной единицы продукции отношением прироста валовых издержек к соответствующему приросту количест­ва произведенных товаров по формуле

где ПрИ — показатель предельных издержек; Δ ВИ — прирост вало­вых издержек; Δ Вп — прирост выпуска продукции.

Показатель предельных издержек имеет стратегическое значение во внутрифирменном планировании, поскольку устанавливает те про­изводственные затраты, величину которых предприятие имеет воз­можность непосредственно контролировать. Предельные издержки определяют те плановые расходы, которые придется понести фирме в случае производства последней единицы продукции. Одновременно предельные издержки показывают те затраты, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема производства на эту по­следнюю единицу продукции.

^ Себестоимость продукции является важным планово-экономичес­ким показателем предприятия, обобщающим его издержки на произ­водство и реализацию продукции, выполнение работ или услуг. Она представляет собой суммарную стоимостную оценку используемых в процессе изготовления и сбыта товаров природных, производствен­ных, трудовых, финансовых и других ресурсов.

В общем виде плановую себестоимость продукции можно выразить суммой следующих затрат, сгруппированных по их экономическому содержанию:

где Сп — себестоимость продукции, руб.; Мз — материальные затра­ты; Зо — затраты на оплату труда; Ос — отчисления на социальные нужды; Ао — амортизация основных фондов; Пр — прочие затраты.

При планировании себестоимости выпускаемой продукции, вы­полняемых работ и услуг все издержки, связанные с их производст­вом и реализацией, группируются по отдельным статьям затрат. Пе­речень затрат, их состав и методы распределения по видам продук­ции, работ и услуг устанавливаются действующими отраслевыми ме­тодическими рекомендациями с учетом характера и структуры произ­водства.

Общепринятой является группировка всех затрат по двум основным признакам: экономическим элементам и калькуляционным статьям. Группирование затрат по экономическим элементам предус­матривает их объединение по признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены. Такая группировка применя­ется при планировании сметы затрат на производство. Однако в эко­номических элементах невозможно планировать себестоимость еди­ницы продукции. Для этой цели необходима группировка затрат по производственному назначению и месту возникновения; т.е. по каль­куляционным статьям.

^ Прямые затраты, представляющие собой отдельные калькуляци­онные статьи, относятся на себестоимость продукции на основании первичных документов. Косвенные расходы, в состав которых входят общепроизводственные и общехозяйственные затраты, учитываются сначала по местам возникновения, а в конце месяца распределяются по видам продукции, отражаясь в себестоимости отдельными статья­ми. Они включаются в себестоимость конкретных видов продукции, работ и услуг пропорционально какой-либо базе распределения, на­пример заработной плате основных производственных рабочих или другим прямым затратам.

^ Планирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции выражает в денежной форме индивидуаль­ные издержки предприятия на производство и реализацию единицы или объема продукции в действующих экономических условиях. В себесто­имости возмещаются затраты производственных ресурсов, израсхо­дованных на изготовление продукции в конкретных условиях того или иного предприятия, в текущих рыночных ценах. Принято различать производственную, отраслевую, коммерческую, цеховую и технологическую себестоимость изделия, а также готовой продукции и другие ее виды. Все они отличаются друг от друга не только составом затрат, но и методами планирования как отдельных издержек, так и общей себестоимости.

Расчет издержек на производство отдельных видов работ и всей выпускаемой продукции называется калькулированием или калькуля­цией себестоимости. Во внутрифирменном планировании применя­ются три метода калькуляции или расчета себестоимости:

1) нормативный — на основе действующих в данный период вре­мени прогрессивных нормативов и норм расхода экономических ре­сурсов на единицу продукции и других рыночных показателей;

2) плановый — на основании разработанных на определенный пе­риод (год, квартал, месяц) плановых показателей прямых затрат и комплексных смет расходов;

3) отчетный — на основе фактических (бухгалтерских) затрат на производство продукции в отчетный период.

Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продук­ции, предусмотренные в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуре выпускаемых товаров пла­новые расчеты себестоимости могут производиться на так называе­мые детали-представители однородных групп изделий или работ.

В современном производстве плановая калькуляция себестоимос­ти единицы продукции содержит следующие типовые статьи затрат:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Итого материальных затрат.

6. Основная заработная плата производственных рабочих.

7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

8. Отчисления на социальные нужды.

9. Расходы на подготовку и освоение производства новых изделий.

10. Изготовление инструмента и приспособлений целевого назна­чения.

11. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

12. Цеховые расходы.

13. Потери от брака.

14. Прочие производственные расходы.

15. Цеховая себестоимость.

16. Общехозяйственные расходы.

17. Производственная себестоимость.

18. Внепроизводственные расходы.

19. Коммерческая себестоимость.

Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных ви­дов продукции предполагает использование прогрессивных норма­тивов расхода таких производственных ресурсов, как сырье и мате­риалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовые затра­ты и тарифные ставки и др. В частности, необходимы также норма­тивы косвенных общецеховых или общепроизводственных, общеза­водских или общехозяйственных, внепроизводственных или ком­мерческих и других расходов, например, на содержание технологи­ческого оборудования, оплату административно-управленческого персонала и т.д.

^ Полная (плановая) себестоимость единицы продукции определяет­ся суммированием прямых и косвенных затрат по формуле

где Си — себестоимость изделия, руб./шт.; М — прямые затраты на материалы и комплектующие, руб. Зо — основная заработная плата, руб.; К1 — косвенные общепроизводственные затраты на содержание оборудования и цеховые расходы, %; К2 - общезаводские (общехо­зяйственные) расходы, %; α — процент дополнительной оплаты и премий рабочим; Зд — дополнительная заработная плата, руб.; β — процент отчислений на социальные нужды; Кз — внепроизводственные расходы, %.

На основе плановых калькуляций отдельных изделий разрабаты­вается план себестоимости выпускаемой продукции. В общем виде себестоимость готовой продукции предприятия можно определить по формуле

где Nг — годовой объем производства продукции; n — количество видов (номенклатура) выпускаемой продукции.

При разработке плана себестоимости продукции целесообразно выявить резервы снижения издержек производства за счет техничес­ких, организационных и других факторов. Планирование снижения себестоимости продукции может производиться с помощью уточнен­ных и укрупненных способов расчета. Уточненные расчеты основы­ваются на сравнении показателей плановой и базовой себестоимости единицы продукции. В этом случае общая годовая экономия может быть найдена как разность отчетных и новых плановых значений себестоимости по всей номенклатуре выпуска продукции по формуле

где С1 — базовая себестоимость единицы продукции; С2 — планиру­емая себестоимость одной детали.

Планирование снижения себестоимости продукции на основе ук­рупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснование процента сокращения отдельных затрат за счет соответ­ствующих факторов.

В ходе планирования себестоимости составляющие ее затраты включаются в тот период, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Непроизводственные затраты отражаются в том от­четном месяце, когда они выявлены. Затраты в иностранной валюте пересчитываются по действующему курсу Центрального банка РФ на дату совершения операций.

В теории и практике внутрифирменного планирования косвенные расходы распределяются в основном пропорционально тарифной оп­лате труда производственных рабочих. При широкой и разно­образной по качеству и количеству номенклатуре выпускаемых това­ров такой способ не обеспечивает требуемой в условиях рынка точно­сти планирования себестоимости продукции. Поэтому при ограни­ченных рыночных ресурсах более обоснованным и приемлемым спо­собом перенесения комплексных затрат на выпускаемую продукцию, в частности на содержание технологического оборудования, может служить применение показателей отработанных станко-часов или ма­шино-часов. Сущность данного способа состоит в том, что общая величина косвенных расходов, связанных с работой оборудования, устанавливается в расчете на 1 ч или 1 мин его работы, с помощью которых затем определяются в денежном измерении и соответствую­щие затраты на одно изделие.

Во внутрифирменном планировании, как правило, возникает не­обходимость определения полных и удельных издержек. В этих целях все издержки принято подразделять на постоянные и переменные. Полная себестоимость включает суммарные издержки на выпуск все­го объема продукции, удельная себестоимость — на производство единицы товаров и услуг. Удельная себестоимость — это средняя ве­личина затрат, которая определяется делением полных затрат на ко­личество общих единиц продукции, составляющих годовой план про­изводства. Аналитически зависимость между полной и удельной се­бестоимостью и их составляющими — постоянными и переменными затратами выражается формулами:

полная себестоимость:

удельная себестоимость

где S — постоянные затраты; V — переменные затраты; Nг — годовой объем выпуска.

Как видно из формул, полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затрат на выпуск родового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу. Здесь важно иметь в виду, что удельная себестоимость уменьшается с увели­чением объема производства, поскольку величина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении ряда хозяйственных опе­раций, распределяется на все большее число единиц произведенной продукции.

^ Составление сметы затрат на производство. Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельнос­ти, уровням управления предприятием и другим направлениям расхо­дов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного про­изводства, связанные с изготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также на содержание административно-управленческого пер­сонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входя­щих в основную производственную деятельность предприятия. Пла­нирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные в годовых проектах производственные программы, цели и задачи, выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения. Все плановые задания и показатели конкре­тизируются на предприятии в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат по различным видам выпол­няемых работ и применяемых ресурсов. Смета перспективных доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на пред­стоящий период. Смета затрат на производство продукции показывает планируемые уровни материальных запасов» объемы выпускаемой про­дукции, стоимость различных видов ресурсов и т.д. Сводная смета увя­зывает все затраты и результаты по основным разделам годового плана социально-экономического развития предприятия.

В процессе разработки сметы затрат на производство в отечест­венной экономической науке и практике широко применяются три основных метода:

1) сметный метод — на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов плана;

2) сводный метод — путем суммирования смет производства от­дельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;

3) калькуляционный метод — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.

Сметный метод является наиболее распространенным. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов ком­плексного плана. Порядок определения сметных затрат обыч­но следующий.

1. ^ Затраты на основные материалы, полуфабрикаты и комплекту­ющие устанавливаются на основе плана годовой потребности мате­риальных ресурсов. В смету включаются лишь те затраты, которые в течение планового периода будут израсходованы и подлежат списанию на производство продукции. В стоимость материалов включаются суммарные затраты не только на изготовление основной продукции, но и на выполнение других работ и услуг в соответствии с планом их реализации на рын­ке, а также на реконструкцию и расширение различных подразделе­ний и выпуска готовой продукции, но с вычетом стои­мости возвратных материальных отходов.

2. ^ Затраты на вспомогательные материалы также принимаются на основании годовых планов их потребности. В состав этих затрат при­нято включать стоимость расходуемых в плановом периоде покупных инструментов и малоценного хозяйственного инвентаря.

3. ^ Стоимость топлива в смете затрат планируется безотноситель­но к его использованию в технологических процессах или в хозяйст­венно-бытовых службах. Общие затраты устанавливаются без учета изменения остатков энергетических ресурсов.

4. ^ Стоимость энергии включается в смету затрат отдельным эле­ментом только в том случае, если предприятие покупает ее у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемой энер­гии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, пар, газ и др. Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом предприятии, то данные затраты относятся на соответствующие эле­менты сметы затрат (материалы, заработная плата и т.д.).

5. ^ Основная и дополнительная заработная плата всех категорий пер­сонала определяется по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоемкости выполняемых работ, численности и квалификации работников. Сюда же включается и фонд заработ­ной платы несписочного состава работающих, который обычно отно­сится на счет основного производства.

6. ^ Амортизационные отчисления предназначены для возмещения изно­са технологического оборудования, промышленных зданий, производст­венных сооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемой продукции. Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудова­ния и первоначальной стоимости основных производственных фондов.

7. ^ Прочие денежные расходы включают затраты, не предусмотрен­ные в предыдущих статьях сметы производства. По каждой из статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затрат по существующим нормам или опытным данным.

Разработанная смета затрат на производство должна также соот­ветствовать запланированному объему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается корректировка планируемых расхо­дов с учетом изменения норматива складских запасов готовой про­дукции, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущих периодов и т.п.

Сводный метод составления сметы затрат на производство предус­матривает предварительную разработку и свод в единую систему об­щих затрат по цехам основного и обслуживающего производства. В цеховую смету затрат включаются две группы расходов:

1) прямые издержки данного цеха на материальные ресурсы и ком­плектующие детали, основная и дополнительная заработная пла­та, начисления на зарплату, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;

2) комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и пр.

Разработку цеховых смет затрат на производство продукции реко­мендуется начинать с заготовительных подразделений предприятия, затем вспомогательных цехов, а после них следует переходить к механообрабатывающим и сборочным цехам. Сводная смета затрат по предприятию составляется путем суммирования цеховых смет затрат с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.

Рассмотрим для примера более подробно последовательность со­ставления на предприятиях машиностроения сметы расходов на со­держание оборудования, общепроизводственных затрат и общехозяй­ственных расходов.

^ Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования вклю­чает следующие статьи затрат:

1) содержание машин, оборудования и транспортных средств;

2) затраты на ремонт основных средств;

3) эксплуатация машин и оборудования;

4) внутрихозяйственное перемещение грузов;

5) арендная плата за машины и оборудование;

6) износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

7) прочие затраты;

8) всего по смете.

Общая сумма расходов на содержание оборудования и цеховых расходов составляет смету общепроизводственных или общецеховых рас­ходов. В смету цеховых расходов входят статьи затрат на содержание аппарата управления цехом, амортизацию зданий и сооружений, аренду производственных помещений, содержание и ремонт зданий, охрану труда, научные исследования и изобретательство, износ мало­ценных предметов и прочие цеховые издержки.

^ Смета общехозяйственных или общезаводских расходов разрабаты­вается на отечественных предприятиях по следующим статьям затрат:

1) расходы на содержание аппарата управления; -

2) служебные командировки и перемещения;

3) содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны:

4) амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

5) затраты на ремонт основных средств;

6) содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйствен­ного назначения;

7) производство испытаний, проведение исследований и содержа­ние общехозяйственных лабораторий;

8) охрана труда;

9) подготовка кадров;

10) арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

11) налоги, сборы и прочие обязательные отчисления;

12) потери от простоев по внешним причинам;

13) информационные, аудиторские и консультационные услуги;

14) недостачи и потери материальных ценностей на складах пред­приятия;

15) прочие расходы;

16) всего по смете.

Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов себе­стоимости отдельных изделий с учетом годовых объемов производст­ва разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономи­ческие элементы и калькуляционные статьи расходов.

Себестоимость валовой продукции при однопродуктовом произ­водстве может служить основой для уточнения издержек на изготов­ление одного изделия по формуле

где Nг — годовой объем производства товаров.

9. Финансовое планирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow