Б) Факторы внешней среды

Планирование как наука, вид деятельности и искусство

Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельнос­ти (профессией) и искусством.

Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятель­ности, функцией которой является выработка и теоретическая сис­тематизация объективных знаний о действительности.

Понятие «наука» включает:

• деятельность по получению нового знания;


1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство 13

• результат этой деятельности (сумму полученных к данному
моменту научных знаний).

Цели науки — описание, объяснение и предсказание процес­сов и явлений действительности (теоретическое отражение дейст­вительности).

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука пла­нирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например оперативно-календарное планирование, всесторонне разработа­ны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирова­ние на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом пока находится в стадии формирования. Тем не менее роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны об-и'^ственного производства, возрастает. К факторам, обусловлива­ющим возрастающую роль науки планирования, можно отнести:

• рост числа управленческих кадров, который усиливает тре­
бования к уровню организации его работы и подготовке;

• рост масштабов общественного производства, усложнение
хозяйственных связей, что требует улучшения координации про­
цессов производства, распределения, обмена и потребления;

• расширение и усложнение международных связей;

• изменение методов хозяйствования, переход к рыночным
отношениям, что требует кардинальной перестройки системы пла­
нирования на всех уровнях управления экономикой;

• развитие научно-технического прогресса;

• морально-политические аспекты, связанные с необходимос­
тью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни,
повышения материальной и моральной заинтересованности работ­
ников и т.п.

Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.

Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.

В качестве предмета науки планирования (не путать с предме­том планирования как управленческой деятельности) выступают


14 Глава 1. Предприятие как объект планирования

отношения, которые складываются между участниками производ­ственного процесса по поводу установления и реализации приори­тетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечиваю­щих их достижение.

Эти отношения проявляются в:

• кооперации труда различного вида и масштаба;

• производственно-хозяйственных процессах, совершающих­
ся в экономических системах.

Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каж­дой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако осно­ву существования общества составляет материальное производст­во. Отношения по поводу производства определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит его главной сфере — непосредственному про­изводству, которое является объектом данной науки.

Процессы планирования исследуются наукой планирования

в двух разрезах:

• применительно к первичным звеньям производства (пред­
приятиям, производственным объединениям);

• применительно к производству в масштабе всей страны.

Последний момент является определяющим в теории планиро­вания, поскольку позволяет исследовать хозяйственные процессы во взаимосвязи на народнохозяйственном уровне. Проблема сос­тоит в том, что планирование на уровне предприятия или даже от­расли не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений, которые выявляются на макроуровне в системе народ­нохозяйственного оборота.

Планирование как наука имеет собственные методы исследований.

Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов науки планирования входят:


1 .2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство 15

/. Конкретно-исторический подход. Предусматривает изуче­ние отношений планирования как процессов, находящихся в ста­дии развития и изменения под влиянием действующих на них фак­торов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной свя­зи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования в странах Запада, например США, принципиально отличается от стран Востока, например Японии.

2. Системный подход. Позволяет подходить к исследованию
количественных и качественных параметров протекания вероят­
ностных процессов в сложных социально-экономических систе­
мах с системных позиций. Системный подход предполагает,
во-первых, рассмотрение системы планирования производством
как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, воз­
можность расчленения системы на подсистемы и исследования их
взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как
на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым
создается возможность вскрыть закономерности и связи подсис­
тем, их соотношение и субординацию, дать не только качествен­
ные, но и количественные оценки.

Суть системного подхода вытекает из его принципов:

• динамичности системы;

• взаимодействия, взаимозависимости явлений и элементов
системы;

• комплексности;

• целостности;

• иерархичности;

• главного звена.

3. Комплексный подход. Так же, как и системный, он предпо­
лагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако
комплексный подход является более широким понятием, посколь­
ку реализуется с помощью системного.

Комплексный подход предусматривает:

• совместное использование методов исследований несколь­
ких наук;

• рассмотрение всей совокупности целей планирования по
уровням;


 

Глава 1. Предприятие как объект планирования

• рассмотрение различных проблем планирования с точки
зрения временных интервалов и т.д.

4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточ­
нения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным
путем. В планировании эксперимент, как и моделирование, слу­
жит для апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

• возможность специально вызвать изучаемое явление, не
ожидая его естественного появления;

• возможность повторения опыта и накопления данных для
количественного анализа изучаемых явлений.

Недостатки эксперимента:

• трудность искусственного создания условий, тождествен­
ных естественным;

• ограниченная возможность воздействия на социально-эко­
номические объекты в исследовательских целях;

Необходимые условия эксперимента:

• сохранение сущности общественного и государственного
строя;

• недопустимость ущемления интересов населения;

• хозяйственная значимость планируемого нововведения;

• обратимость результатов (контролируемый характер экспе­
римента);

• возможность возврата к исходному состоянию;

• наличие контрольного объекта;

• создание экспериментальной ситуации (обеспечение чисто­
ты эксперимента с целью выделения основного содержания экспе­
римента и исключение побочных обстоятельств).

5. Моделирование. Сущность моделирования заключается
в создании такого аналога планируемого процесса, в котором от­
ражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свой­
ства и опущены второстепенные черты.

В планировании моделирование применяется в следующих
случаях: *



1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство

когда необходимо разработать проект системы, не создавая
ее в реальной жизни;

• когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему,
а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически
не оправдан, например, в силу больших затрат;

• когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее
разрушением.

В планировании моделирование не дает никакого решения, а лишь позволяет получить аналог реального процесса или объ­екта, выбрать не оптимальный, а реальный или рациональный ва­риант планируемого процесса. Для этого применяются различ­ные типы моделей: графические, числовые, логические, таблич­ные и др.

6. Методы специальных исследований. В планировании име­ются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических ис­следований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.

Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать ее теорию. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и законо­мерностей, определения принципов планирования и создания со­ответствующего категорийно-понятийного аппарата. * Задачи теории планирования:

• объяснять (исследовать) механизм отношений, возникаю­
щих в производстве в процессе планирования;

• находить пути и способы эффективного решения конкрет­
ных хозяйственных задач;

• изучать и разрабатывать пути комплексного применения ме­
тодов воздействия на людей в процессе планирования производст­
ва и т.п..

■ Разделы теории планирования включают: - v> °|



Глава 1. Предприятие как объект планирования


1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство




       
   
 


• методологические основы планирования производства. Здесь
сущность, содержание, законы, закономерности и принципы плани­
рования;

• учение о системе планирования. В этом разделе исследуют­
ся организационные формы, функции и структура, сочетание от­
дельных видов планирования;

• учение о механизме и методах планирования как о совокуп­
ности средств и рычагов воздействия;

• учение о процессе планирования. Рассматриваются свойст­
ва, динамика, типология частей, цели, методы процесса планиро­
вания; информационное, программное, техническое и информаци­
онное обеспечение планирования;

• учение о качестве и эффективности планирования. Освеща­
ются культура и стиль планирования, научная организация плано­
вого труда, методология оценки экономической эффективности
плановых решений.

Задача науки планирования состоит в том, чтобы за внешней видимостью отношений путем теоретического анализа вскрыть их сущность, определить направления развития, возможности на­илучшего использования для повышения эффективности произ­водства.

Планирование также является специализированным видом уп­равленческой деятельности, широко распространенным в произ­водстве.

Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласован­ность работы всех участников производственного процесса. Пла­нирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в хо­де разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства.

Хотя элементы планирования присущи любому процессу тру­да, планирование выделилось в самостоятельную функцию обще­ственного труда лишь на определенной ступени развития произ­водства. Однако выделение особой функции планирования как ви­да деятельности не совпадает по времени с возникновением науки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале XX столетия.


В настоящее время в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе идет переосмыс­ление места и роли планирования в управлении экономикой. Планирование как функция может занимать в управлении раз­личное положение. В зависимости от этого принято различать два типа управления: базирующееся на принципах централизо­ванного планирования и основанное на рыночных механизмах регулирования.

Сущность концепции, базирующейся на принципах централи­зованного планирования, сводится к жесткому целенаправленно­му воздействию на человека, коллектив и общество. Планирова­ние из одной, пусть даже важнейшей, функции превращается в цель и содержание процесса управления. Более того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управления такая трактовка придавала функции планирования и контроля ги­пертрофированную роль, дающую основание для усиления адми­нистрирования и укрепления исполнительского, а не творческого характера управленческого труда. В силу этого другие функции, например активизация и стимулирование, превратились в фор­мальность, имеющую сугубо идеологическое назначение.

В роли планирования как ключевого звена в системе функций отражались особенности социалистической системы управления, подчеркивались ее отличия от капиталистического менеджмента. В то же время в системе централизованно устанавливаемых на ос­нове единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов и еди­ной политики развития всего хозяйства не было необходимости развивать функции, связанные с изучением рынка и спроса. Это привело к ориентации производства не на потребителя, а исключи­тельно на план, порой оторванный от реальной действительности. Данное обстоятельство породило кризис концепции социалисти­ческого планирования и хозяйственных систем, построенных на его принципах.

Рыночная концепция управления основана на том, что управле­ние является деятельностью хозяйствующего субъекта, в процессе которой происходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных про­цессов. Основой данной концепции является стратегическое пла-


 

Глава 1. Предприятие как объект планирования

нирование, которое опирается на человеческий потенциал как ос­нову организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта на любые изменения, происходящие во внешней среде, позволяет организации выживать и достигать сво­их целей в долгосрочной перспективе.

Таким образом, необходимость реформирования планирова­ния вообще,'и внутрифирменного планирования в частности, обусловлена несоответствием структуры сложившейся системы планирования рыночному механизму хозяйствования, что явля­ется важнейшей народнохозяйственной научной и практической задачей.

Планирование — это искусство. Деятельность руководителя и специалиста, занимающихся решением проблем планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характе­ра их труда. Процесс принятия плановых решений, как правило, со­провождается переработкой больших объемов управленческой ин­формации, связан с решением проблем достоверности и неопреде­ленности информации, необходимостью организации коллективно­го труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений.

Разработка планов происходит, как правило, в условиях дефици­та времени и других ресурсов. При принятии плановых решений приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работа многими своими сторонами связана с огромным нервным напряже­нием, большими физическими и эмоциональными нагрузками, рис­ком, ответственностью не только за свою личную судьбу, но и судь­бу коллектива. Плановик должен уметь держать в поле зрения одно­временно многие вопросы и знать, сможет ли он в критических ситуациях оперативно и обоснованно принимать плановые реше­ния. Он должен обладать высоким профессионализмом и компетен­тностью. В конечном счете деятельность планового работника дол­жна быть направлена на поиск новых сфер выгодного вложения ре­сурсов, осуществление новых комбинаций ресурсов в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов, обоснован­ный риск.


1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии 21

Реализовать требования могут руководители и специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом практической ра­боты. На эти процедуры влияют психологические особенности че­ловека: темперамент, своеобразие познавательных психических процессов, характер и т.п. Отсюда можно утверждать, что приня­тие плановых решений — не только наука, но и искусство. Как ис­кусство, планирование тесно связано с мыслительной деятельнос­тью человека, и в основе своей неповторимо.

1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии

Объектом планирования на предприятии является его деятель­ность, под которой понимается выполнение им своих функций.

Как известно, основными функциями (видами деятельности) предприятия являются:

1. Хозяйственная деятельность. Главной задачей пред­приятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и эконо­мических интересов собственника имущества и членов трудово­го коллектива. Достижение этой задачи возможно только путем производства и реализации необходимой обществу продукции и оказания услуг. Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законода­тельством и отвечают целям, предусмотренным в уставе пред­приятия. Однако основным видом хозяйственной деятельности является производственная, в процессе которой ресурсы пре­вращаются в продукцию.

Хозяйственная деятельность включает следующие стадии (рис. 1.З.):

• исследования и разработки. На этой стадии рождаются идеи
создания новых или улучшения существующих изделий и процессов;

• производство, в процессе которого происходит превраще­
ние исходных ресурсов и идей в конечную продукцию;

• маркетинг, обеспечивающий надежный прогноз спроса и ре­
альные заказы на продукцию;

• формирование и использование ресурсов;


       
 
   
 


• продвижение товара, перемещение продукции в места, где ее может купить потребитель или откуда она может быть ему дос­тавлена.

Чтобы процесс производства и реализации продукции осущест­влялся непрерывно, необходимо скоординировать все его стадии во времени и в пространстве, что может быть достигнуто только на ос­нове единого плана. Поэтому планирование охватывает разработку системы сбалансированных показателей, характеризующих взаи­мосвязи процессов производства и реализации продукции на наме-

ченный период как в целом по предприятию, так и его структурным подразделениям.

2. Социальная деятельность. Она обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов. Сюда вхо­дит политика оплаты труда, деятельность предприятия, направлен­ная на обеспечение безопасных условий труда для всех работаю­щих. Предприятие несет ответственность за причиненный их здоро­вью и трудоспособности ущерб.

Важной составляющей социальной деятельности является под­готовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабо­чих и служащих, что может осуществляться в собственных учебных заведениях или на основе договоров в государственной и негосу­дарственной сети учебных заведений.

Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и бы­та работников. Для отдельных категорий работающих могут уста­навливаться различные льготы. Например, женщины, имеющие малолетних детей, и подростки обеспечиваются работой преиму­щественно в дневное время, беременные женщины переводятся на более легкую работу с безвредными условиями труда, пенсионеры и инвалиды, работавшие до ухода на пенсию на данном предприя­тии, пользуются наравне с его работниками имеющимися возмож­ностями по медицинскому обслуживанию, обеспечению жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения.

Перечисленные мероприятия требуют значительных средств и проводятся на плановой основе.

3. Экологическая деятельность. В процессе производствен­но-хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия нап­равлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Предприятие также несет от­ветственность за несоблюдение требований и норм по рациональ­ному использованию, восстановлению и охране земель, недр, ле­сов, других природных ресурсов. Оно обязано возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате его деятельности. Финансирование таких мероприятий производится за счет собст-


венных средств или иных источников и должно быть четко увяза­но с основной деятельностью.

Планирование охватывает все виды деятельности предприя­тия. Формы планирования и виды планов зависят от конкретных объектов планирования. С организационной точки зрения каждый вид деятельности разделяется на планируемые функциональные процессы. Например, хозяйственная деятельность включает про­изводственные и управленческие процессы (рис. 1.4.).

Производственный процесс представляет собой процесс функ- ] ционирования сложной системы «человек-машина». В различных типах производств роль человека и машины неодинакова. В авто­матизированном производстве велика роль машины, в ручном, на­оборот, возрастает роль человека. Однако человек - непременный и непосредственный участник любого производственного процес­са. Он планирует, производит, строит, конструирует, корректиру­ет. Даже в полностью автоматизированном производственном процессе человек играет ведущую роль, так как им осуществляет­ся постановка цели перед производством и контроль за ее выпол-; нением.

В процессе производства возникает широкий спектр различ- ; ных отношений: экономических, политических, социальных, ор­ганизационных, управленческих и т.п. Эти отношения усложня- I ются тем, что они возникают между участниками производствен- \ ного процесса, различающимися по образованию, полу, возрасту, ' характеру, интеллекту, личным наклонностям. Таким образом, функционирование производственного процесса наряду с мате­риально-вещественным (техническим) дает еще экономический и социально-психологический результат. Причем значение соци­ально-психологического результата с развитием производства все более и более возрастает.

Отсюда вытекает, что производственный процесс — явление очень сложное. Такая сложность обусловлена характером взаимо­отношений между его целями, большим количеством составляю­щих элементов и разнообразием связей между ними, многообрази­ем поведения, вероятностнам характером протекающих процессов и наличием противоречивых сил. Как и любая сложная система,


состоит из множества составляющих частей. В современной эко­номической науке и практике пока не сложилось единого, общеп­ринятого мнения относительно состава этих частей, что затрудняг ет процессы планирования. Нет даже общепризнанного термина, который бы служил научным обоснованием составной части про­изводственного процесса. Для обозначения рассматриваемого по­нятия используются такие термины, как «элемент производствен­ного процесса», «стадия производства», «производственная фаза», «процесс» и т.д. Нет единого мнения и в отношении критериев вы­деления составных частей производственного процесса, что зат­рудняет разработку научно обоснованной концепции внутрифир­менного планирования.


 

Глава 1. Предприятие как объект планирования

При всем разнообразии подходов к выделению элементов про­изводства чаще всего различают два типа процессов: технические (технологические) и управленческие. В технических процессах предметом и продуктом труда являются материально-веществен­ные элементы: материалы, заготовки, детали, сборочные единицы, готовые изделия. Эти производственные процессы можно назвать материальными.

По отношению к результатам все материальные процессы де­лятся на две группы. Первая группа создает готовые изделия. Эти процессы принято называть основными производственными. Вто­рая группа создает материальные условия для осуществления пер­вой группы. Их принято называть вспомогательными и обслужи­вающими производственными процессами.

В управленческих процессах предметом и продуктом труда яв­ляется информация: планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты и т.п. Эти процессы можно назвать информационны­ми. Они всегда завершаются информационным результатом.

Управленческие процессы по своему назначению также обслу­живают материальные (технические) процессы путем создания их информационных моделей, которые задают параметры состояний как производственного процесса, так и его конечных результатов. Можно сказать, что управленческие процессы обеспечивают взаи­модействие технических процессов. Причем это взаимодействие может быть технологическим и организационным. В технологии производства увязываются модели и конструкции выпускаемых изделий, материалы, режимы обработки, оборудования и т.п. В от­личие от технологии, организация производства увязывает во вре­мени и в пространстве деятельности всех производственных под­разделений предприятия (цехов, участков, рабочих мест).

Составные части производственного процесса связаны между собой хронологически (результаты предшествующего процесса служат началом последующего) и иерархически (процессы выс­шего уровня ставят определенные ограничения процессам более низкого уровня), что является объектом планирования на пред­приятии.


1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии 27

Таким образом, можно сделать вывод, что хозяйственная дея­тельность предприятия состоит из двух групп процессов: произ­водственных и управляющих. Каждый из них имеет свою структу­ру, являющуюся объектом планирования.

С точки зрения структуры производственный процесс, как объ­ект планирования, представляет собой совокупность взаимосвя­занных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда. К основным относятся процессы изготовления продукции (оказания услуг), составляющей производственную программу предприятия и соответствующей специализации предприятия. Со­вокупность основных производственных процессов образует ос­новное производство, представляющее собой важнейший объект планирования на предприятии, цель которого — увязать между со­бой три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

К вспомогательным относятся процессы, связанные с изготов­лением продукции, которая потребляется на предприятии в основ­ном производстве. Сюда входит изготовление технологической оснастки, штампов, моделей, инструмента и различных приспо­соблений. Совокупность вспомогательных процессов образует вспомогательное производство, в состав которого входят инстру­ментальное, ремонтное, энергетическое и т.п. Планирование их работы производится в тесной связи с основным производством и представляет собой самостоятельный объект.

В практике внутрифирменного планирования основные и вспомогательные'процессы могут быть разделены в конкретных условиях на простые и сложные.

Простыми называются процессы изготовления несложных предметов труда, а также отдельно взятые сборочные процессы, например изготовление детали, сборочной единицы и т.п. Простой процесс представляет собой ряд последовательных операций изго­товления изделия.

Сложный процесс —это совокупность скоординированных во времени и по месту выполнения простых процессов.

В качестве основного элемента при планировании простого процесса выделяется операция. Операции могут выполняться с участием человека (трудовые операции) и без его участия (есте-


 

Глава 1. Предприятие как объект планирования

ственные операции). Примером естественных операций являются сушка поверхностей после покраски, старение отливок, охлажде­ние кованых заготовок.

Обслуживающие процессы включают производственные услу­ги основному производству. Сюда входят транспортные услуги, складирование и хранение материалов и полуфабрикатов, контроль точности приборов, инструмента и приспособлений, применяемых в основном и вспомогательном производстве, и т.п. Совокупность обслуживающих процессов образует обслуживающее хозяйство — транспортное, складское, контрольно-измерительное и др.

Состав и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслужи­вающих процессов составляют структуру производственного про­цесса, которая формируется, поддерживается и развивается в про­цессе принятия соответствующих плановых решений.

Наряду с производственным процессом важным объектом пла­нирования на предприятии является опытное, производство. Оно создается в рамках стадии «исследования и разработки». В него входят процессы производства опытных образцов изделий, испы­таний и доводки проектируемых машин до требований стандартов и технических условий, сдача опытных образцов заводам серийно­го производства.

Вместе с техническими процессами важным объектом плани­рования на предприятии является процесс управления. Это состав­ная часть производственного процесса, один из его локальных процессов. В процессе организации современного производства процессы управления организационно обособились и представля­ют собой самостоятельную область хозяйственной деятельности предприятия. Производственные процессы осуществляются в уп­равляемом объекте, а управленческие — в системе управления (субъекте управления).

Процесс управления производством представляет собой сово­купность активных технических, экономических, организацион­ных и социально-психологических информационных процессов. Несмотря на внешние различия, их объединяет одна общая цель — обеспечение нормального функционирования материальных про­изводственных процессов. Выполнение этой цели достигается воз-


1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии 29

действием на материальные производственные процессы путем постановки целей (технических, экономических, социальных) и разработки способов их достижения, наделения необходимыми ресурсами, а также путем контроля за выполнением целей и расхо­дованием ресурсов. Взаимодействие между управляющими (ин­формационными) и материальными производственными процес­сами, а также внутри самих информационных процессов осущест­вляется посредством функций управления, важнейшей из которых является планирование.

Процесс управления предполагает определенную последова­тельность действий, их протяженность во времени и в пространст­ве. В простейшем виде процесс управления представляет собой деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе, одна­ко по мере увеличения масштабов производства возрастает, ус­ложняется и объем управленческой деятельности. Он разветвляет­ся по уровням и звеньям, становится не только процессом воздей­ствия системы управления на производство, но и процессом воздействия на отдельные части системы управления, то есть про­цессом взаимодействия отдельных компонентов системы управле­ния между собой. Следовательно, функция планирования реализу­ется не только в отношении производственного процесса, но и в отношении процесса управления.

Технологически планирование процесса управления основано на разделении труда между работниками аппарата управления, ко­торое может быть:

• функциональным (по функциям управления или видам уп­
равленческих работ);

• профессиональным (по специальностям внутри каждой фун­
кции управления);

• квалификационным (по уровню сложности работ);

• технологическим (по видам выполняемых функций, проце­
дур и операций).

Таким образом, объектом планирования на предприятии явля­ются все функциональные процессы, включая развитие производ­ства и совершенствование управления. Вместе с тем важно мето­дологически правильно классифицировать эти процессы. Функци-


 

Глава 1. Предприятие как объект планирования

ональные процессы, как правило, выделяются по признаку их воздействия на следующие компоненты:

все сферы деятельности предприятия, например планирова­
ние стандартизации, качества, стратегии;

• отдельные стадии производственного процесса (планирова­
ние технической подготовки производства, основного, вспомога­
тельного и обслуживающего производства);

• отдельные факторы производства (планирование персонала,
сбыта).

С целью рациональной организации управления функциональ­ными процессами они объединяются в так называемые функцио­нальные блоки. Примерный перечень функциональных блоков промышленного предприятия включает:

• общее руководство;

• линейное и оперативное руководство производством;

• техническое руководство;

• управление экономической деятельностью;

• управление материальными ресурсами;

• управление персоналом и социальным развитием;

• управление капитальным строительством;

• программно-целевое управление.

Все производственные и управленческие процессы на предпри­ятии выполняются в конкретных подразделениях (цехах, производ­ственных участках, рабочих местах, службах, отделах и т.п.). Поэто­му, наряду с функциональными процессами, объектами планирова­ния на предприятии являются его структурные подразделения.

1.4. Предмет планирования

В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Результатом планирования является принятие органом управле­ния решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются аль­тернативные варианты будущего действия, из которых выбирает­ся наилучший. Решения руководства передаются по иерархичес-


 

1.4. Предмет планирования

ким ступеням организации с тем, чтобы управляющие каждого ни­жестоящего уровня могли разработать свой план. Таким образом, планирование представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем це­ленаправленной сравнительной оценки различных альтернатив­ных вариантов действий в ожидаемых условиях.

Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. Можно упрощенно сказать, что план — это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия. Поэтому ресурсы предприятия являются предметом планирования на предприятии. Цель планирования ресурсов — оптимизация их использования. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней их расхода, направлений и сроков использования, режима потреб­ления, взаимозаменяемости ресурсов в смесях и рецептурах, ком­бинаций ресурсов в продукте и т.п.

Классификация ресурсов может быть различной. Однако чаще всего в практике планирования выделяют следующие группы ре­сурсов:

1. Трудовые ресурсы. Под трудовыми ресурсами понимается часть трудоспособного населения страны, обладающая физичес­ким развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы на предприятии. Трудовые ресурсы име­ют количественную и качественную оценку.

Количественная оценка выражается через показатели числен­ности трудовых ресурсов. Трудоспособное население состоит из двух групп: экономически активной и неактивной. Экономически активное население включает: занятых в народном хозяйстве (ра­ботающих по найму); работников, самостоятельно обеспечиваю­щих себя работой; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ре­бенком; военнослужащих, а также безработных, получающих по­собие. В группу экономически неактивного населения входят: учащиеся трудоспособного возраста; инвалиды трудоспособного возраста, потерявшие трудоспособность; лица, находящиеся в местах лишения свободы; лица трудоспособного возраста, вре­менно не работающие, но способные выйти на рынок труда. Соот-



Глава 1. Предприятие как объект планирования


1.4. Предмет планирования




       
 
 
   


 

ношение между численностью экономически активного и неак­тивного населения зависит от ряда социально-экономических, по­литических и демографических факторов.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется: степенью здоровья; психофизиологическим потенциалом; образо­вательным и квалификационным уровнем; половозрастной струк­турой работающих; уровнем социальной зрелости, интересов, пот­ребностей работников и т.п.

Трудовые ресурсы предприятия — это его кадры. Западные специалисты рассматривают структуру предприятия как совокуп­ность вещественного и человеческого капитала, главным среди ко­торых является человеческий капитал. Роль трудовых ресурсов на предприятии определяется следующими факторами:

• возрастают наукоемкий и инвестиционный характер совре­
менного производства, что повышает уровень требований к кадро­
вому потенциалу предприятий;

• в условиях возрастающей конкуренции увеличивается при­
оритетность качества и научно-технического уровня продукции,
которые, в свою очередь, зависят от кадрового потенциала;

• необходимость внедрения новой техники и современных
технологий повышает значимость творческого отношения к труду
и высокого профессионализма кадров;

• возрастает коллективный характер труда, что порождает
проблемы взаимодействия, сотрудничества, конфликтов и т.п.;

• труд работников, даже на государственных предприятиях,
начинает носить характер предпринимательской деятельности.

Указанные факторы требуют при планировании трудовых ре­сурсов учета в работе предприятия личностных качеств работни­ков, индивидуальных установок и психологических предпочте­ний, глубокой заинтересованности каждого в конечном результате труда, творческого отношения к работе. Основными аспектами влияния кадрового потенциала на эффективность производства являются:

• рационально спланированная политика отбора, расстановки
и продвижения кадров;


• подготовка, переподготовка и повышение квалификации
кадров;

• обеспечение стабильности и гибкости кадрового состава
предприятия;

• эффективная система материальной и моральной оценки и
стимулирования работников.

На предприятии предметом планирования трудовых ресурсов могут быть следующие показатели:

• численность и структура кадров работающих;

• производительность труда;

• оплата труда работников;

• потребность в рабочей силе и подготовке кадров;

• сокращение применения ручного труда;

• кадровый резерв на выдвижение;

• нормы времени, выработки, трудоемкость производствен­
ной программы, длительность производственного цикла и т.д.

2. Производственные фонды. В процессе производства работ­ники предприятия с помощью средств труда воздействуют на предметы труда и превращают их в готовую продукцию. Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства представляют собой производствен­ные фонды предприятий. В зависимости от их функционирования в процессе производства, способа перенесения их стоимости на го­товый продукт и характера воспроизводства средств и предметов труда, различают основные и оборотные фонды.

Основные производственные фонды — это часть производст­венных фондов, которая участвует в процессе производства дли­тельное время, сохраняя при этом свою первичную натуральную форму. Их стоимость переносится на изготовляемый продукт пос­тепенно, по частям, по мере использования. Они пополняются за счет капитальных вложений.

В социальной деятельности предприятия участвуют непроиз­водственные основные фонды — жилые дома, детские и спортив­ные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначе-

2 Зак. 550



Глава I. Предприятие как объект планирования


1.4. Предмет планирования




ния, находящиеся на балансе предприятия. В отличие от производ­ственных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на продукт. Их стоимость исчезает в процессе потребления. Они воспроизводятся за счет прибыли предприятия.

Основные производственные фонды составляют материаль­но-техническую базу предприятия и представляют собой важней­ший объект планирования. От их объема зависят производствен­ная мощность предприятия и в значительной мере уровень техни­ческой вооруженности труда. В условиях перехода к рыночной экономике основные фонды — главный фактор, обеспечивающий экономический рост за счет всех факторов интенсификации произ­водства, повышение качества, научно-технического уровня и кон­курентоспособности продукции. В промышленности основные производственные фонды охватывают огромное количество раз­нообразных средств труда, которые отличаются целевым назначе­нием. Отсюда возникает необходимость их классификации по признакам, учитывающим производственное назначение различ­ных видов фондов.

Принято выделять следующие группы основных производ­ственных фондов:

• здания и сооружения;

• передаточные устройства;

• машины и оборудование, в том числе силовые машины и
оборудование, измерительные и регулирующие приборы и уст­
ройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника,
прочие машины и оборудование;

• инструменты и приспособления, относимые в соответствии
с действующим порядком учета к основным фондам;

• производственный и хозяйственный инвентарь.

Соотношение отдельных групп основных фондов в их общем объеме представляет собой видовую (производственную) структу­ру основных фондов. Цель планирования основных производст­венных фондов — найти такую их оптимальную величину, состав и структуру, которые бы обеспечивали достижение поставленных


стратегических и тактических целей предприятия и нормальное функционирование активных элементов фондов.

Предметом планирования основных производственных фон­дов являются:

• интенсивное и экстенсивное использование фондов;

• фондовооруженность труда, фондоотдача и фондоемкость
продукции;

• мероприятия по капитальному ремонту и модернизации ос­
новных фондов;

• размеры и структура машинного парка;

• производственная мощность предприятия и его подраз­
делений;

• ввод в действие производственных мощностей и основных
фондов;

• режимы работы оборудования и др.

Для осуществления процесса производства наряду с основными производственными фондами предприятию необходимы оборотные фонды и фонды обращения. Оборотные фонды — это часть произ­водственных фондов, которая целиком потребляется в каждом про­изводственном цикле, изменяя в процессе производства свою нату­рально-вещественную форму. Их стоимость целиком переносится на готовый продукт в течение одного периода производства. Потреб­ность в этих фондах увеличивается, как правило, в такой же пропор­ции, в какой растет выпуск продукции. Однако внедрение науч­но-технического прогресса уменьшает материальные затраты на единицу продукции и соответственно сокращает потребность в обо­ротных фондах.

Оборотные производственные фонды предприятия состоят из трех частей: производственные запасы; незавершенное производ­ство и полуфабрикаты собственного производства; расходы буду­щих периодов.

Фонды обращения — необходимый элемент, обеспечиваю­щий бесперебойность процесса реализации продукции и закупки сырья. К ним относятся: запасы готовой продукции; денежные средства, используемые для закупки сырья, материалов, топлива,



Глава 1. Предприятие как объект планирования


1.4. Предмет тонирования




       
   
 
 


энергии, для выдачи заработной платы. Фонды обращения обес­печивают продвижение готовой продукции до потребителя через сферу обращения.

Наряду с терминами «оборотные фонды» и «фонды обраще­ния» в практике внутрифирменного планирования применяется термин оборотные средства, под которыми понимается совокуп­ность оборотных фондов и фондов обращения, выраженная в де­нежной форме. Планирование оборотных средств позволяет обес­печить эффективное использование их, ускорение оборачиваемо­сти; снижение материалоемкости продукции.

Показателями планирования оборотных фондов и оборотных средств могут быть:

• номенклатура и размеры запасов сырья, материалов и топли­
ва, полуфабрикатов, комплектующих изделий, тары, запасных
частей для текущего ремонта основных фондов;

• номенклатура и величина запасов незавершенного произ­
водства и полуфабрикатов собственного производства (материа­
лов, деталей, узлов и изделий, находящихся в процессе обработки
или сборки);

• нормы расхода товаро-материальных ценностей на изготов­
ление изделий и его отдельных элементов;

• эффективность использования материальных ресурсов;

• потребность в оборотных средствах, включая источники ее
покрытия;

• конструктивный состав изделий (рецептура), показатели ка­
чества, надежности, долговечности, конкурентоспособности про­
дукции и т.п.

3. Инвестиции. Это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения соци­ального эффекта. В зависимости от характера ценностей предме­том планирования являются три типа инвестиций:

• реальные, под которыми понимаются долговременные вло­
жения средств в материальное производство;


• финансовые — приобретение ценных бумаг и имуществен­
ных прав;

• интеллектуальные, предусматривающие вложение средств
в персонал (подготовку специалистов, приобретение лицензий,
ноу-хау, совместные научные разработки).

Объектами планирования инвестиционной деятельности мо­гут быть: вновь создаваемые и модернизируемые основные фон­ды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные цен­ности, научно-техническая продукция. В качестве специфичес­кого объекта инвестиционной деятельности может выступать земля.

Таким образом, инвестиции могут иметь различную форму или направления их вложения, что является результатом стратегии предприятия. Одним из элементов стратегии предприятия являет­ся «портфельная» стратегия, предусматривающая планирование ресурсов. В самом общем виде «портфельная» стратегия преду­сматривает:

• приобретение предприятий или их акций в новых отраслях;

• создание совместных предприятий;

• постепенный выход из нерентабельных или неперспектив­
ных отраслей;

• продажа предприятий, их отдельных частей или акций, ко­
торые могут переориентироваться на более подходящие для них
сегменты рынка;

• размещение свободных ресурсов в форме капитала и т.д.

4. Информация. Включение в состав ресурсов производства информации не бесспорно. Например, согласно марксистской концепции, производство характеризуется взаимодействием трех основных факторов: рабочей силы, предметов труда и средств труда. В последней четверти XX века информация стала для промышленно развитых стран одним из наиболее важных на­циональных ресурсов, который определяет экономическую мощь страны.

Национальные информационные ресурсы — новая экономиче­ская категория. Председатель программы по формированию поли­тики в области информационных ресурсов, профессор Гарвард-



Глава 1. Предприятие как объект планирования


1.4. Предмет планирования





ского университета А. Оеттингер считает, что наступило время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия.

Информация как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерче­ского или иного характера. Она имеет собственника, имеет техно­логию обработки, является предметом и продуктом труда, предме­том защиты от несанкционированного доступа.

Информационные ресурсы сферы коммерческого использова­ния относятся к весьма ограниченному числу экономически зна­чимых воспроизводимых ресурсов. Увеличение роли информации в производстве привело к появлению специфических наукоемких отраслей: радиоэлектроника, самолетостроение, микробиология, химическая промышленность и т.п.

Как и всякий ресурс, информация имеет технологию обработ­ки и является предметом планирования. В отличие от материаль­ных ресурсов информация является единственным видом ресур­сов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершен­ствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эф­фективному использованию всех прочих ресурсов. Можно утвер­ждать, что информация в производственных системах выступает как взаимозаменяемый ресурс по отношению к таким ресурсам, как трудовые, сырье, энергия, основные фонды. В зависимости от содержания и качества используемой в управлении информации достижение запланированной цели на предприятии возможно различными путями и соответственно при различных затратах материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Повышение качества планирования на основе совершенствования информа­ционных технологий нередко становится более важным фактором развития производства, нежели вовлечение в производство допол­нительных объемов труда, сырья и энергии.

5. Время. Это важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, явля­ющийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке раз-


личных предпринимательских проектов. В планировании принято говорить об экономии или потере времени. Например, потери вре­мени возникают тогда, когда запланированный процесс идет мед­леннее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осущест­вляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким поте­рям дохода, прибыли от проекта способны приводить потери вре­мени.

Время как ресурс присутствует при принятии любых плано­вых решений. Оно может рассматриваться как цель и как ограни­чение. В зависимости от характера задачи время может состав­лять секунды или часы для оперативных задач, месяцы или го­ды— для долгосрочных стратегических задач. Располагаемое время влияет на возможности получения информации о проблем­ной ситуации и всестороннего обоснования последствий плани­руемого решения.

6. Предпринимательский талант. Наличие данного ресурса в плановой деятельности в производстве также воспринимается неоднозначно. Предпринимательский ресурс или фактор пред­ставляет особый вид людских ресурсов, представленный деятель­ностью по координированию и комбинированию всех других ре­сурсов. Он проявляется в умении наиболее рационально осущест­влять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах.

Предпринимательство — это талант, в основе которого лежат врожденные задатки. Привить такие качества достаточно сложно, а порой и невозможно. Это невозобновляемый ресурс, связанный с личностью конкретного человека. Плановое решение связано не только с использованием специального экономического инстру­ментария, но и с интуицией плановика, способного предвидеть ход развития событий. Здесь важны мыслительная деятельность человека, мотивы его поведения, эмоции и воля в процессе приня­тия и реализации решения. В концепции принятия плановых реше­нии ведущая роль отводится человеку. При всей важности техни-


 

Глава 1. Предприятие как объект планирования

37. Назовите показатели планирования оборотных фондов и фондов
обращения.

38. Что предусматривает портфельная стратегия предприятия?

39. Раскройте структуру инвестиций как объекта планирования.

40. Чем характеризуется информация как объект планирования?


Глава 2

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


2.1. Формы планирования и виды планов

Планирование является важнейшей функцией управления, ко­торая, так же как и управление, видоизменяется в процессе разви­тия экономики. Централизованной системе планирования эконо­микой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной концепции управле­ния потребовал пересмотра всех элементов планирования.

Система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов:

• монополия государственных предприятий, обусловленная
преобладанием государственной собственности;

• жесткая система установления хозяйственных связей между
предприятиями;

• ограничение самостоятельности субъектов хозяйствования;

• концентрация производства, ориентация производственной
специализации не на хозрасчетную, а на народнохозяйственную
эффективность;

• замкнутость единого народнохозяйственного комплекса
страны.

Сложившейся экономической системе в полной мере соответ­ствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами:

• централизация управления единым народнохозяйственным
комплексом в одном центре;

• доминирование планирования над остальными функциями
управления;

• жесткий государственный контроль за деятельностью всех
субъектов хозяйствования;

• директивность всех плановых решений и т.п.


2.1. Формы планирования и виды планов




           
 
   
 
 
   


Основными задачами народнохозяйственного планирования являлись:

• обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общест­
венного производства, устойчивого сбалансированного роста и ра­
ционального размещения народнохозяйственного комплекса;

• ориентация всех звеньев экономики на достижение высоких
конечных народнохозяйственных результатов с наименьшими зат­
ратами;

• всемерное развитие прогрессивных форм организации об­
щественного производства;

• ускорение внедрения достижений научно-технического
прогресса;

• улучшение использования производственных фондов, мате­
риальных и трудовых ресурсов, увеличение прибыли и рентабель­
ности субъектов хозяйствования.

Обеспечить на основе единого плана сбалансированное разви­тие огромного и сложного хозяйственного организма, каким явля­ется экономика страны, немыслимо без централизованного распре­деления ресурсов. Поэтому на практике народнохозяйственное планирование сводилось к распределению ограниченных ресурсов между министерствами и ведомствами, территориально-производ­ственными комплексами, стройками, предприятиями и объедине­ниями. В орбиту влияния центрального планирующего органа были втянуты все основные фондодержатели, на долю которых дриходи-лось до 85% материальных ресурсов. Однако такой подход не толь­ко не приводил к сбалансированности заданий планов промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства и товарооборота с реаль­ными возможностями народного хозяйства, но и порождал массу противоречий, что в конечном счете приводило к несовпадению ин­тересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов.

По этой причине методология централизованного народнохозяй­ственного планирования не выдержала испытания временем и пот­ребовала пересмотра как принципов, так и средств и методов практи­ческой реализации. К сожалению, ни в теоретическом, ни в практи­ческом аспекте работа по адаптации планирования к рыночным условиям хозяйствования проведена не была. Планирование как


инструмент управления было отвергнуто, что сделало экономику неуправляемой.

Многие хозяйственники, ученые-экономисты полагают, что рыночные регуляторы успешно заменяют планирование. Однако автоматически этого не произошло и произойти не могло. Вся исто­рия развития экономики свидетельствует, что планирование явля­ется мощным средством управления на микро- и макроуровне. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соот­ветствии с объективными условиями экономического развития, а, во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управле­ния. В этом отношении можно сказать, что потеря управляемости экономикой в период перехода к рынку состоит в ослаблении пла­новых функций, а порой в их полной ликвидации в то время, когда рыночные методы не получили необходимого развития.

Более того, сами по себе рыночные методы управления возник­нуть не могут. Необходимо на плановой основе создать условия для их формирования, такие как разгосударствление, приватиза­ция, реструктуризация, санация и т.п. Без активной роли государст­ва эти процессы вообще невозможны. Поэтому в период рыночного реформирования экономики роль государства как субъекта плани­рования должна не ослабляться, а, наоборот, усиливаться.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органи­чески вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что — сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необ­ходимо рассмотреть виды планирования.

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий — ди­рективное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс при­нятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйст­венного планирования носила исключительно директивный харак­тер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители






Глава 2. Система планирования на предприятии


2.1. Формы планирования и виды планов




субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда и уго­ловную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Многие недостатки социалистического планирования порож­дены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о не­целесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффектив­ным средством решения многих народнохозяйственных задач, име­ющих общенациональное значение, например, в области охраны ок­ружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирова­ния отмечают, что директивное планирование, будучи аль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: