Содержание. Издательство Института психотерапии

Гунтхард Вебер

КРИЗИСЫ ЛЮБВИ

СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА

Издательство Института Психотерапии

Москва

Перевод с немецкого: Ирина Белякова Научный редактор: Михаил Бурняшев, км.н.

Вебер Г.

Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с.

Все права защищены. Любая перепечатка издания является

нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Опубликовано по соглашению с автором.

Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами во взаимоотношениях.

В книге рассказывается об условиях, при которых отношения между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями не складывались или же, наоборот, складывались и становились более глубокими. Здесь говорится о порядках любви, о кризисах, которые проявляются как следствие нарушений этих порядков, о том, как их преодолеть и найти правильное решение. При этом речь идет о самых основных составляющих человеческого бытия и совместной жизни в семье, таких, как право на принадлежность или обособленность, принятие родителей, равноправие в партнерских отношениях и согласие с собственной судьбой.

Проницательность и методы работы Берта Хеллингера непосредственно затрагивают и высвобождают скрытые силы, интенсивность которых редко можно испытать на психотерапии. Особое значение имеют его идеи и опыт работы с конфликтами, которые охватывают не одно поколение. Это открывает новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями. Очень эффективны его решения, найти которые помогает метод расстановки семьи, они трогают до глубины души, а иногда просто ошеломляют.

В этой книге Гунтхард Вебер, который сам является системным психотерапевтом, обобщил теорию и практику психотерапевтической работы Берта Хеллингера, используя множество примеров и расшифровок терапевтических сессий. Эта интересная книга способна дать читателю многое как для профессиональной, так и личной жизни.

ISBN 5-89939-032-8

© G. Weber, 1992

© Изд-во Института Психотерапии, 2001


СОДЕРЖАНИЕ

От редактора................................................................................................................... 7

Предисловие.................................................................................................................... 8

Благодарности............................................................................................................... 12

Ко второму изданию...................................................................................................... 12

I. Условия, необходимые для хороших отношений............................................ 13

1. Привязанность................................................................................................. 13

2. Сбалансированность «давать» и «брать»................................................... 14

а) Счастье зависит от размеров оборота «давать» и «брать»............. 15

б) Когда нет равновесия между «давать» и «брать»............................. 15

в) Когда равновесие невозможно............................................................. 16

г) Компенсация в негативном.................................................................... 19

д) Прощать по-хорошему и по-плохому.................................................. 20

е) Превентивные страдания......................................................................23

ж) Отказ от счастья как попытка компенсации......................................23

з) Согласие с судьбой...............................................................................27

и) Ребенок как Отступное.........................................................................29

3. Порядок.............................................................................................................30

II. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях.................... 31

1. Совесть следит за наличием условий для хороших отношений.............. 32

а) Совесть и привязанность......................................................................32

б) Совесть и баланс.................................................................................. 34

в) Совесть и порядок.................................................................................35

2. Согласованность потребностей в привязанности, сбалансированности и порядке......................................................................................................................................... 36

3. У каждой системы своя совесть.................................................................... 37

4. Совесть как обосабливающий фактор. Преодоление обособления........ 38

5. Границы свободы............................................................................................ 40

III. Отношения между родителями и детьми........................................................43

1. Родители дают детям жизнь..........................................................................43

2. Чтить дары и дающих.....................................................................................44

3. Иерархический порядок в семье.................................................................. 44

4. Нарушения порядка между родителями и детьми..................................... 45

а) Инверсия порядка «давать» и «брать».............................................. 45

б) Отвержение одного из родителей....................................................... 46

в) Когда ребенок становится доверенным лицом................................. 49

5. Принятие отца и матери................................................................................. 51

6. Обращение с родительскими заслугами и потерями................................ 54

7. О некоторых этапах совместного пути........................................................ 55

а) (Не) стать такими, как родители......................................................... 55

б) Ты вправе стать таким, как твой отец/твоя мать.............................. 56

в) Правила хорошего воспитания............................................................ 57

г) Отрыв от родителей и самостоятельная жизнь................................ 58

д) Поиск самореализации и просветления............................................ 58

е) Забота о пожилых родителях.............................................................. 69

8. Специальные темы и области в сфере отношений между родителями и детьми......................................................................................................................................... 60

а) Замалчивание происхождения детей.................................................. 60

б) Внебрачный ребенок, не знавший своих братьев............................ 60

в) С кем останутся дети после развода?................................................ 61

г) Почетное или опасное усыновление (удочерение)............................ 62

д) Помощь детям, пережившим сексуальное насилие.......................... 77

9. Родители и дети связаны судьбой................................................................ 86

IV. Об удачных и неудачных отношениях в паре................................................ 88

1. Как мы становимся мужчиной и женщиной.................................................. 88

а) Анима и Анимус...................................................................................... 92

б) Что касается небольшого различия.................................................... 93

2. Фундамент партнерства мужчины и женщины............................................. 94

а) Отказ от другого пола в себе............................................................... 95

б) Равенство как предпосылка длительных партнерских отношений 95

в) Женщина следует за мужчиной, а мужчина должен служить женскому............................................................................................................................... 97

г) Соотношение любви и порядка............................................................. 97

д) В каких случаях партнерство построено на песке?.......................... 98

е) Влюбленность слепа, любовь начеку................................................. 99

ж) Когда сталкиваются две семейные традиции................................. 100

3. Привязанность к партнеру............................................................................ 101

а) Значение исполнения любви со всем ее плотским и инстинктивным 101

б) Желать и позволять............................................................................ 106

в) Потеря мужественности и женственности в длительном партнерстве............................................................................................................................. 107

г) Обновление мужского й женского...................................................... 109

д) С ростом числа партнерских связей привязанность уменьшается, а счастье не убывает............................................................................................................................. 110

е) Отношения в треугольнике................................................................. 113

ж) Ревность............................................................................................... 114

з) Границы свободы................................................................................. 115

4. Ориентированность партнерских отношений, на детей............................ 115

а) Любовь к ребенку через любовь к партнеру.................................... 116

б) Отказ от детей...................................................................................... 117

в) Искусственное оплодотворение........................................................ 118

г) Значение абортов и их последствия.................................................. 119

5. Расставания................................................................................................... 126

а) Когда двое не могут расстаться........................................................ 126

б) Скоропалительное расставание и его последствия....................... 127

V. Системные конфликты и пути их решения.................................................... 129

1. Родня............................................................................................................... 129

2. Условия для процветания рода................................................................... 129

а) Право на принадлежность.................................................................. 130

б) Закон целого числа............................................................................. 130

в) Закон приоритета более раннего....................................................... 131

г) Признание того, что ничто не вечно................................................... 132

3. Иерархия семейных систем......................................................................... 133

4. Родовая совесть............................................................................................ 133

5. Попытки восстановить в правах исключенного из системы члена семьи 135

а) Воскрешение чужой судьбы............................................................... 135

б) Двойное смещение............................................................................... 137

6. Высвобождение из системных переплетений........................................... 140

а) Найти того, кого нет............................................................................. 140

б) По каким признакам можно распознать системное переплетение? 143

в) Замена плохой компенсации хорошей.............................................. 145

г) Отданный Богу во искупление............................................................ 149

VI. О практике системной психотерапии.............................................................. 162

1. Терапевтическая позиция............................................................................. 162

а) Восприятие, ориентированное на ресурсы....................................... 162

б) Сдержанность...................................................................................... 164

в) Сила в минимуме................................................................................. 168

г) Смотреть на решение........................................................................... 170

2. Возможности терапевтической ориентации............................................... 176

а) Интерпретация — это только краешек покрова............................... 176

б) Любопытство разрушает воздействие.............................................. 179

в) Верный момент..................................................................................... 180

г) Прочь от драмы!................................................................................... 181

д) Каждый человек хороший................................................................... 181

е) Ответственность выпадает на долю человека................................ 183

ж) Легкое и трудное.................................................................................. 184

з) Дух веет................................................................................................. 186

и) Варианты счастья................................................................................ 187

к) Иллюзорные связи............................................................................... 188

л) Значимость терапевтических высказываний................................... 189

3. Специфические способы действий............................................................. 190

а) Круги...................................................................................................... 190

б) Терапевтическая работа при прерванном движении любви к....... 198

в) Расстановка семейных систем.......................................................... 214

г) Выводы: важные моменты при семейных расстановках................. 231

4. Специальные области терапии................................................................... 233

а) Терапевтическая работа с чувствами............................................... 233

б) Терапевтическая работа со снами.................................................... 247

в) Терапевтическая работа с сопротивлениями................................... 254

г) Если не помогает понимание, поможет страдание: терапевтическая работа с симптомами........................................................................................................ 263

д) Страдать легче, чем действовать..................................................... 285

VII. Движение к целому............................................................................................ 289

Вера в Творение и вера в Откровение............................................................ 290

Профессиональный путь Берта Хеллингера................................................. 292

Приложение

Фразы, несущие освобождение....................................................................... 295



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: