Гунтхард Вебер
КРИЗИСЫ ЛЮБВИ
СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА
Издательство Института Психотерапии
Москва
Перевод с немецкого: Ирина Белякова Научный редактор: Михаил Бурняшев, км.н.
Вебер Г.
Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с.
Все права защищены. Любая перепечатка издания является
нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Опубликовано по соглашению с автором.
Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами во взаимоотношениях.
В книге рассказывается об условиях, при которых отношения между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями не складывались или же, наоборот, складывались и становились более глубокими. Здесь говорится о порядках любви, о кризисах, которые проявляются как следствие нарушений этих порядков, о том, как их преодолеть и найти правильное решение. При этом речь идет о самых основных составляющих человеческого бытия и совместной жизни в семье, таких, как право на принадлежность или обособленность, принятие родителей, равноправие в партнерских отношениях и согласие с собственной судьбой.
|
|
Проницательность и методы работы Берта Хеллингера непосредственно затрагивают и высвобождают скрытые силы, интенсивность которых редко можно испытать на психотерапии. Особое значение имеют его идеи и опыт работы с конфликтами, которые охватывают не одно поколение. Это открывает новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями. Очень эффективны его решения, найти которые помогает метод расстановки семьи, они трогают до глубины души, а иногда просто ошеломляют.
В этой книге Гунтхард Вебер, который сам является системным психотерапевтом, обобщил теорию и практику психотерапевтической работы Берта Хеллингера, используя множество примеров и расшифровок терапевтических сессий. Эта интересная книга способна дать читателю многое как для профессиональной, так и личной жизни.
ISBN 5-89939-032-8
© G. Weber, 1992
© Изд-во Института Психотерапии, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора................................................................................................................... 7
Предисловие.................................................................................................................... 8
Благодарности............................................................................................................... 12
Ко второму изданию...................................................................................................... 12
I. Условия, необходимые для хороших отношений............................................ 13
1. Привязанность................................................................................................. 13
|
|
2. Сбалансированность «давать» и «брать»................................................... 14
а) Счастье зависит от размеров оборота «давать» и «брать»............. 15
б) Когда нет равновесия между «давать» и «брать»............................. 15
в) Когда равновесие невозможно............................................................. 16
г) Компенсация в негативном.................................................................... 19
д) Прощать по-хорошему и по-плохому.................................................. 20
е) Превентивные страдания......................................................................23
ж) Отказ от счастья как попытка компенсации......................................23
з) Согласие с судьбой...............................................................................27
и) Ребенок как Отступное.........................................................................29
3. Порядок.............................................................................................................30
II. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях.................... 31
1. Совесть следит за наличием условий для хороших отношений.............. 32
а) Совесть и привязанность......................................................................32
б) Совесть и баланс.................................................................................. 34
в) Совесть и порядок.................................................................................35
2. Согласованность потребностей в привязанности, сбалансированности и порядке......................................................................................................................................... 36
3. У каждой системы своя совесть.................................................................... 37
4. Совесть как обосабливающий фактор. Преодоление обособления........ 38
5. Границы свободы............................................................................................ 40
III. Отношения между родителями и детьми........................................................43
1. Родители дают детям жизнь..........................................................................43
2. Чтить дары и дающих.....................................................................................44
3. Иерархический порядок в семье.................................................................. 44
4. Нарушения порядка между родителями и детьми..................................... 45
а) Инверсия порядка «давать» и «брать».............................................. 45
б) Отвержение одного из родителей....................................................... 46
в) Когда ребенок становится доверенным лицом................................. 49
5. Принятие отца и матери................................................................................. 51
6. Обращение с родительскими заслугами и потерями................................ 54
7. О некоторых этапах совместного пути........................................................ 55
а) (Не) стать такими, как родители......................................................... 55
б) Ты вправе стать таким, как твой отец/твоя мать.............................. 56
в) Правила хорошего воспитания............................................................ 57
г) Отрыв от родителей и самостоятельная жизнь................................ 58
д) Поиск самореализации и просветления............................................ 58
е) Забота о пожилых родителях.............................................................. 69
8. Специальные темы и области в сфере отношений между родителями и детьми......................................................................................................................................... 60
а) Замалчивание происхождения детей.................................................. 60
б) Внебрачный ребенок, не знавший своих братьев............................ 60
в) С кем останутся дети после развода?................................................ 61
г) Почетное или опасное усыновление (удочерение)............................ 62
д) Помощь детям, пережившим сексуальное насилие.......................... 77
9. Родители и дети связаны судьбой................................................................ 86
IV. Об удачных и неудачных отношениях в паре................................................ 88
1. Как мы становимся мужчиной и женщиной.................................................. 88
а) Анима и Анимус...................................................................................... 92
б) Что касается небольшого различия.................................................... 93
2. Фундамент партнерства мужчины и женщины............................................. 94
а) Отказ от другого пола в себе............................................................... 95
б) Равенство как предпосылка длительных партнерских отношений 95
|
|
в) Женщина следует за мужчиной, а мужчина должен служить женскому............................................................................................................................... 97
г) Соотношение любви и порядка............................................................. 97
д) В каких случаях партнерство построено на песке?.......................... 98
е) Влюбленность слепа, любовь начеку................................................. 99
ж) Когда сталкиваются две семейные традиции................................. 100
3. Привязанность к партнеру............................................................................ 101
а) Значение исполнения любви со всем ее плотским и инстинктивным 101
б) Желать и позволять............................................................................ 106
в) Потеря мужественности и женственности в длительном партнерстве............................................................................................................................. 107
г) Обновление мужского й женского...................................................... 109
д) С ростом числа партнерских связей привязанность уменьшается, а счастье не убывает............................................................................................................................. 110
е) Отношения в треугольнике................................................................. 113
ж) Ревность............................................................................................... 114
з) Границы свободы................................................................................. 115
4. Ориентированность партнерских отношений, на детей............................ 115
а) Любовь к ребенку через любовь к партнеру.................................... 116
б) Отказ от детей...................................................................................... 117
в) Искусственное оплодотворение........................................................ 118
г) Значение абортов и их последствия.................................................. 119
5. Расставания................................................................................................... 126
а) Когда двое не могут расстаться........................................................ 126
б) Скоропалительное расставание и его последствия....................... 127
V. Системные конфликты и пути их решения.................................................... 129
1. Родня............................................................................................................... 129
2. Условия для процветания рода................................................................... 129
а) Право на принадлежность.................................................................. 130
|
|
б) Закон целого числа............................................................................. 130
в) Закон приоритета более раннего....................................................... 131
г) Признание того, что ничто не вечно................................................... 132
3. Иерархия семейных систем......................................................................... 133
4. Родовая совесть............................................................................................ 133
5. Попытки восстановить в правах исключенного из системы члена семьи 135
а) Воскрешение чужой судьбы............................................................... 135
б) Двойное смещение............................................................................... 137
6. Высвобождение из системных переплетений........................................... 140
а) Найти того, кого нет............................................................................. 140
б) По каким признакам можно распознать системное переплетение? 143
в) Замена плохой компенсации хорошей.............................................. 145
г) Отданный Богу во искупление............................................................ 149
VI. О практике системной психотерапии.............................................................. 162
1. Терапевтическая позиция............................................................................. 162
а) Восприятие, ориентированное на ресурсы....................................... 162
б) Сдержанность...................................................................................... 164
в) Сила в минимуме................................................................................. 168
г) Смотреть на решение........................................................................... 170
2. Возможности терапевтической ориентации............................................... 176
а) Интерпретация — это только краешек покрова............................... 176
б) Любопытство разрушает воздействие.............................................. 179
в) Верный момент..................................................................................... 180
г) Прочь от драмы!................................................................................... 181
д) Каждый человек хороший................................................................... 181
е) Ответственность выпадает на долю человека................................ 183
ж) Легкое и трудное.................................................................................. 184
з) Дух веет................................................................................................. 186
и) Варианты счастья................................................................................ 187
к) Иллюзорные связи............................................................................... 188
л) Значимость терапевтических высказываний................................... 189
3. Специфические способы действий............................................................. 190
а) Круги...................................................................................................... 190
б) Терапевтическая работа при прерванном движении любви к....... 198
в) Расстановка семейных систем.......................................................... 214
г) Выводы: важные моменты при семейных расстановках................. 231
4. Специальные области терапии................................................................... 233
а) Терапевтическая работа с чувствами............................................... 233
б) Терапевтическая работа со снами.................................................... 247
в) Терапевтическая работа с сопротивлениями................................... 254
г) Если не помогает понимание, поможет страдание: терапевтическая работа с симптомами........................................................................................................ 263
д) Страдать легче, чем действовать..................................................... 285
VII. Движение к целому............................................................................................ 289
Вера в Творение и вера в Откровение............................................................ 290
Профессиональный путь Берта Хеллингера................................................. 292
Приложение
Фразы, несущие освобождение....................................................................... 295