Цель и задачи эстетического воспитания

Цель ЭВ — формиро­вание эстетической культуры личности.

Различают понятия эстетической культуры общества и эстетической культуры личности.

Под эстетической культурой общества понимается синтез материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении всей истории его развития.

Эстетическая культура личности – это результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества. Эстетическая культура личности включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический интерес,эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеа­лы.

Эстетическое восприятие - способность вы­делять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства, соотнося воспринятое с имеющимися у личности эстетическими критериями, характеризующими взаимосвязь эмоционального и интеллектуального опыта. Полноценное эстетическое восприятие возможно лишь в единстве с формированием эстетических понятий и суждений.

Эстетические чувства - эмо­циональные состояния, вызванные оценочным отношением чело­века к явлениям действительности и искусства. Эстетические чувства выражаются в духовном наслаждении формой, содержанием объекта или в отвращении к ним в процессе созерцания или деятельности. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находятся в единстве с интеллектом человека. Наличие эстетических чувств рождает глубокие и стойкие эстетические интересы.

Эстетический интерес – направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности и произведений искусства. Показателями эстетического интереса является стремление личности к эстетической деятельности; наличие у человека любимых произведений искусства, стремление их неоднократно воспринимать, высказываться о них, интересоваться мнением других; наличие избирательной направленности, выражающейся в предпочтении определенного художника, музыканта, писателя и др., жанра, направления, школы. Более высокий уровень эстетических интересов определяется педагогическим воздействием. Эстетические интересы порождают эстетические потребности.

Эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические потребности включают потребность в эстетической информации, стремление глубже познать законы развития науки о прекрасном, к многократному восприятию того, что доставило эстетическое наслаждение; нетерпимость к безобразному и стремление к его искоренению; потребность узнать новое о конкретном произведении искусства, его авторе.

Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явле­ния с позиций эстетических знаний и идеалов. Вкус проявляется в оценках и формируется через поток эстетической информации, через сумму эстетических и моральных норм, идеалов, выработанных человечеством на протяжении истории его развития и выраженными через определенные эстетические суждения. Эстетическая оценка опирается на категории прекрасного и безобразного, красивого и уродливого, возвышенно-героического и пошлого, ужасного и комического в явлении или событии окружающей действительности, в произведениях искусства и содержит определенные высказывания об их эстетической ценности, глубине и оригинальности образного отражения, яркости и выразительности творческой манеры автора.

Эстетические идеа­лы - социально и индивидуально - психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, челове­ке, искусстве.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержание ЭВ.

1. Приобщение детей к эстетическим ценностям:

· совершен­ствование эстетического сознания;

· формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов;

· ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков;

· развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве, природе, жизни и труде;

· овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

· развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

· формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде.

2. Включение ребенка в активную эстетическую деятельность:

· формирование первичных умений и навыков в различных видах художественной деятельности, а именно - обучение детей рисованию, лепке, конструированию; обучение пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества и др.

· воспитывать желание активно вносить элементы прекрасного в быт, собственный облик, в отношения с окружающими.

3. Развитие творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры, включение в гармоничное саморазвитие личности.

Данные группы задач дадут положительный результат лишь при усло­вии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Задачи эстетиче­ского воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: