Бюрократическая модель

Автор модели М. Вебер исходит из того, что поведение от­дельной личности непредсказуемо, не всегда разумно и иногда препятствует эффективной деятельности организации. Поэтому он выбрал в качестве идеальной модели такую форму органи­зации, в которой можно было бы свести к минимуму влияние по­ведения отдельной личности.

Основными чертами модели идеальной бюрократической организации, предложенной М. Вебером, являются:

• разделение труда на основе функциональной специализации;

• четкая иерархия власти;

• система правил, определяющих права и обязанности каждо­го члена организации;

• система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, возникающих в процессе функционирования орга­низации;

• отбор и выдвижение работников по их квалификации.

Таким образом классическая и бюрократическая модели рас­сматривают организацию как чисто формальную, в которой внут­ренняя жизнь протекает по строго определенной системе пра­вил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех чле­нов организации.

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Неоклассическая модель строится с учетом возможностей человека, который рассматривается не только как оператор, выполняющий некоторую работу, но и как личность, обладающая определенными социальными инте­ресами.

Ниже приводятся характерные черты неоклассической модели:

• Организационные цели — выживание системы, поддержа­ние равновесия со средой, удовлетворение интересов и по­требностей группы и индивидов.

• Структуры и процессы — децентрализованные структуры и кооперативные отношения, складывающиеся самопроиз­вольно под влиянием эволюции и адаптации организаций ис­ходя из потребностей ее членов.

• Характер организационного поведения — действия, вызы­ваемые ценностями, нормами, особенностями групп и лич­ностей, организационной культурой и климатом и трудно под­дающиеся регулированию.

• Тип системы управления — органический — самонастраи­вающаяся совокупность личностей и групп, функционирую­щая в условиях слабо регламентируемых отношений.

• Развитие — спонтанно назревающие изменения из-за нару­шения баланса между организацией и средой, из-за обостре­ния внутренних проблем.

• Главные направления совершенствования — воздействие на групповые и индивидуальные нормы, убеждения, органи­зационный климат, стимулирование членов организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: