Эта модель рассматривает организацию как политический институт, как объединение групп, каждая из которых преследует свои цели.
В соответствии с институциональной моделью нормальное функционирование организации обусловливается не только рациональностью структуры, учетом социально-психологических запросов ее членов как индивидов, но и учетом запросов социальных групп, действующих как внутри, так и вне организации.
Характерные черты институциональной модели:
• Организационные цели — достижение целей развития организации.
• Структуры и процессы — согласование социальной, неформальной структуры с формальными структурами организации, при котором неформальным системам придается ведущее значение.
• Характер организационного поведения — установление порядка, при котором направляющие установки социального действия признаются членами коллектива как моральные и социально важные для существования организации.
• Тип системы управления — сочетание органических и механистических систем управления, которые взаимодействуют и в ряде случаев противоборствуют в достижении целей организации.
|
|
• Развитие — реализация изменений, обеспечивающих преодоление внутриорганизационных противоречий и конфликтов.
• Главные направления совершенствования — решение возникающих проблем на основе учета взаимных требований и осуществления уступок, ведущих к определенным компромиссам между группами.
В целом институциональная модель ориентирована на развитие производственной демократии и расширение участия работников в принятии решений, на специальную подготовку руководителей, повышающую их восприимчивость к подчиненным и помогающую наладить свободные коммуникации между членами организации.