Диагностика особенностей детей и детского коллектива лагере

Педагогическая диагностика (в переводе с греческого «способность распознавать») - это процесс постановки «диагноза», т. е. установление уровня развития субъекта диагностики. Суть педагогической диагностики состоит в отслеживании качественных изменений, происходящих в объекте диагностики, кроме этого, важен анализ собранной информации с целью определения удач и неудач в развитии, становлении личности, в раскрытии смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики.

Диагностическое познание служит конкретным практическим задачам и может стимулировать развитие объекта диагноза.

В теории познания выделяют следующие этапы диагностического процесса:

· Выявление и узнавание присущих данному объекту диагностических признаков и их идентификация: отражение внешнего образа предмета, процесса, его признаков, отношений и связей. То есть происходит определение состояния явления или процесса.

· Постановка диагноза. Заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному, установленному наукой классу, виду предметов. Происходит оценка актуального состояния явления или процесса.

· Реализация полученных знаний на практике: прогнозирование дальнейшего развития, выбор соответственных средств воздействия, разработка рекомендаций для коррекции, превращение знаний в действия по управлению системой, объектом, контролем над её состоянием.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие требования:

1. Должна быть четко сформулирована проблема, цель и задачи исследования.

2. Установлены критерии и признаки, по которым можно будет судить о качественных изменениях субъекта диагностики.

3. Точно определены объект и предмет диагностики.

4. Выбраны и разработаны методы диагностики. Необходим учет возрастных особенностей при отборе методов диагностики.

5. Определены адекватные формы фиксации и представления результатов диагностика, предусматривающие дальнейший анализ.

6. Определена периодичность диагностики, время проведения.

Основанием для педагогической диагностики служит воспитательная или образовательная цель, развернутая в программе обучения и воспитания.

  Что диагностируем, выявляем? Цель диагностики Методы диагностики Период диагностики
1. Общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата рождения, состояние здоровья, место жительства, сведения о родителях) Получить исходные данные о детях Анкета, беседа с родителями, врачом Заезд, первый день смены
2. Какой раз в этом лагере ребенок и в лагере вообще, ожидания от лагеря Определить ожидания от лагеря Анкета, беседа с ребенком, рассказ детей на огоньке знакомств Заезд, первый день смены
3. Интересы, любимые занятия в свободное время, способности к различным видам деятельности Выявить интересы для того, чтобы учесть их при планировании и организации жизнедеятельности отряда Анкета, индивидуальные беседы с детьми, рассказ детей о себе во время огонька знакомства, наблюдение во время игр, малых форм работы Организационный период смены
4. Выявление лидеров и положения других детей в коллективе Выявление лидеров как потенциальных участников самоуправления и помощников вожатого Наблюдение во время игр, малых форм работы, использование, тестов и стандартизированных опросников для подростков и старшеклассников Организационный период смены
5. Определение индивидуальных особенностей детей (темперамент, характер, воля, ценностные ориентации, мотивы участия в деятельности, самооценка) Выявить детей со сходными индивидуальными особенностями и детей, которые отличаются от большинства, то есть в силу своих особенностей могут попасть в группу риска Наблюдение за поведением во время игр, малых форм работы, использование, тестов и стандартизированных опросников для подростков и старшеклассников, индивидуальные беседы Организационный период смены
6. Эмоциональное состояние ребенка Определить самочувствия детей в лагере Наблюдение, индивидуальные беседы, беседы во время вечерних огоньков, использование «Цветописи» или других вариантов Дневника настроения В течение всей смены
7. Уровень развития временного детского коллектива, взаимоотношения в отряде Определить уровень развития детского коллектива и положение каждого ребенка в нем для того, чтобы управлять развитием коллектива, предупредить возможные трудности Наблюдение, социометрия (для детей младшего школьного возраста, эта методика имеет особенности проведения), «Мой отряд» (для детей старше 10 лет), анализ и обсуждение деятельности отряда на отрядных огоньках, самоаттестация (для подростков и старших школьников) Периодически в течение смены (после оргпериода, в середине смены и в заключительный период смены)
8. Удовлетворенность детей пребыванием в лагере Определить результативность работы в течение смены Наблюдение, анкеты, опросы, индивидуальные беседы с детьми, разговоры в отряде на огоньках, на огоньке прощания Периодически в течение смены (после оргпериода, в середине смены, перед заключительным периодом смены, в последний день смены

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: