Педагогическая диагностика (в переводе с греческого «способность распознавать») - это процесс постановки «диагноза», т. е. установление уровня развития субъекта диагностики. Суть педагогической диагностики состоит в отслеживании качественных изменений, происходящих в объекте диагностики, кроме этого, важен анализ собранной информации с целью определения удач и неудач в развитии, становлении личности, в раскрытии смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики.
Диагностическое познание служит конкретным практическим задачам и может стимулировать развитие объекта диагноза.
В теории познания выделяют следующие этапы диагностического процесса:
· Выявление и узнавание присущих данному объекту диагностических признаков и их идентификация: отражение внешнего образа предмета, процесса, его признаков, отношений и связей. То есть происходит определение состояния явления или процесса.
· Постановка диагноза. Заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному, установленному наукой классу, виду предметов. Происходит оценка актуального состояния явления или процесса.
· Реализация полученных знаний на практике: прогнозирование дальнейшего развития, выбор соответственных средств воздействия, разработка рекомендаций для коррекции, превращение знаний в действия по управлению системой, объектом, контролем над её состоянием.
При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие требования:
1. Должна быть четко сформулирована проблема, цель и задачи исследования.
2. Установлены критерии и признаки, по которым можно будет судить о качественных изменениях субъекта диагностики.
3. Точно определены объект и предмет диагностики.
4. Выбраны и разработаны методы диагностики. Необходим учет возрастных особенностей при отборе методов диагностики.
5. Определены адекватные формы фиксации и представления результатов диагностика, предусматривающие дальнейший анализ.
6. Определена периодичность диагностики, время проведения.
Основанием для педагогической диагностики служит воспитательная или образовательная цель, развернутая в программе обучения и воспитания.
Что диагностируем, выявляем? | Цель диагностики | Методы диагностики | Период диагностики | |
1. | Общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата рождения, состояние здоровья, место жительства, сведения о родителях) | Получить исходные данные о детях | Анкета, беседа с родителями, врачом | Заезд, первый день смены |
2. | Какой раз в этом лагере ребенок и в лагере вообще, ожидания от лагеря | Определить ожидания от лагеря | Анкета, беседа с ребенком, рассказ детей на огоньке знакомств | Заезд, первый день смены |
3. | Интересы, любимые занятия в свободное время, способности к различным видам деятельности | Выявить интересы для того, чтобы учесть их при планировании и организации жизнедеятельности отряда | Анкета, индивидуальные беседы с детьми, рассказ детей о себе во время огонька знакомства, наблюдение во время игр, малых форм работы | Организационный период смены |
4. | Выявление лидеров и положения других детей в коллективе | Выявление лидеров как потенциальных участников самоуправления и помощников вожатого | Наблюдение во время игр, малых форм работы, использование, тестов и стандартизированных опросников для подростков и старшеклассников | Организационный период смены |
5. | Определение индивидуальных особенностей детей (темперамент, характер, воля, ценностные ориентации, мотивы участия в деятельности, самооценка) | Выявить детей со сходными индивидуальными особенностями и детей, которые отличаются от большинства, то есть в силу своих особенностей могут попасть в группу риска | Наблюдение за поведением во время игр, малых форм работы, использование, тестов и стандартизированных опросников для подростков и старшеклассников, индивидуальные беседы | Организационный период смены |
6. | Эмоциональное состояние ребенка | Определить самочувствия детей в лагере | Наблюдение, индивидуальные беседы, беседы во время вечерних огоньков, использование «Цветописи» или других вариантов Дневника настроения | В течение всей смены |
7. | Уровень развития временного детского коллектива, взаимоотношения в отряде | Определить уровень развития детского коллектива и положение каждого ребенка в нем для того, чтобы управлять развитием коллектива, предупредить возможные трудности | Наблюдение, социометрия (для детей младшего школьного возраста, эта методика имеет особенности проведения), «Мой отряд» (для детей старше 10 лет), анализ и обсуждение деятельности отряда на отрядных огоньках, самоаттестация (для подростков и старших школьников) | Периодически в течение смены (после оргпериода, в середине смены и в заключительный период смены) |
8. | Удовлетворенность детей пребыванием в лагере | Определить результативность работы в течение смены | Наблюдение, анкеты, опросы, индивидуальные беседы с детьми, разговоры в отряде на огоньках, на огоньке прощания | Периодически в течение смены (после оргпериода, в середине смены, перед заключительным периодом смены, в последний день смены |