Семинар № 2. Тема 1.2. История диагностики отклонений в развитии

Тема 1.2. История диагностики отклонений в развитии

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с развитием и критическими взглядами на тестометрический подход к диагностике отклоняющегося развития

2. Формировать представление о динамическом подходе к изучению развития ребенка

3. Раскрыть сущность социально-педагогического направления диагностики отклоняющегося развития в России и за рубежом

4. Определять перспективные цели и задачи развития психодиагностики отклоняющегося развития

5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов проводится экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 2, тема 1.2, раздел 1)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Развитие и критика тестометрического подхода к диагностике отклоняющегося развития

2. Сущность и необходимость динамического подхода к изучению развития ребенка

3. Становление социально – педагогического направления в диагностике отклоняющегося развития в России и за рубежом: причины появления, исторические условия. Почему проблема нарушений психофизического развития стала психолого-педагогической?

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: в 6 т. Т.5. М., 1983.

2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М., 1989.

3. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.

4. Сорокин В.М. Специальная психология. СП-б., 2003.

5. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.62-85.

6. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж. 1995. – 416 с.

7. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж. 1995. – 416 с.

Тема 1.3. Задачи и принципы диагностики аномального развития.

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с этическими требованиями к проведению психологического исследования и психодиагностики

2. Раскрыть морально-этические нормы психодиагностики и социально-этические требования к психодиагносту

3. Формировать представление о специфических этических проблемах психодиагностики лиц с отклонениями в развитии.

4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов проводится экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1,2, тема 1.3., раздел 1)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Главные этические принципы исследования человека – свободной воли и защиты испытуемых от негативных последствий.

2. Информационный, совещательный и интерпретационный типы взаимоотношений психолога и клиента как формы защиты прав и достоинств человека. Морально – этические нормы психодиагностики.

3. Организация и проведение эксперимента и психодиагностического обследования в контексте этических требований.

4. Этические нормы обработки, интерпретации, формулирования выводов и распространения результатов исследования.

5. Специфические этические проблемы психодиагностики лиц с отклонениями в развитии.

6. Социально – этические требования к психодиагносту

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Психология и этика. / Под ред. Б.С. Братуся. Самара, 1999.

2. Рахманова В.М. Вопросы этики и деонтологии в практике медицинских и педагогических коллективов // Дефектология. 1993, № 2. С. 3.

3. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.33-45.

Дополнительная литература:

1. Блюмина М.Г. Онтогенетический подход к диагностике олигофрении // Дефектология. 1984, № 3. С.19.

2. Рахманова В.М. Вопросы этики и деонтологии в практике медицинских и педагогических коллективов // Дефектология. 1993, № 2. С. 3.

3. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей // Дефектология. 1995, № 1. С.6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: