Тема 1.2. История диагностики отклонений в развитии
Цель и задачи изучения темы:
1. Знакомиться с развитием и критическими взглядами на тестометрический подход к диагностике отклоняющегося развития
2. Формировать представление о динамическом подходе к изучению развития ребенка
3. Раскрыть сущность социально-педагогического направления диагностики отклоняющегося развития в России и за рубежом
4. Определять перспективные цели и задачи развития психодиагностики отклоняющегося развития
5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов проводится экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 2, тема 1.2, раздел 1)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Развитие и критика тестометрического подхода к диагностике отклоняющегося развития
2. Сущность и необходимость динамического подхода к изучению развития ребенка
3. Становление социально – педагогического направления в диагностике отклоняющегося развития в России и за рубежом: причины появления, исторические условия. Почему проблема нарушений психофизического развития стала психолого-педагогической?
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: в 6 т. Т.5. М., 1983.
2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М., 1989.
3. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.
4. Сорокин В.М. Специальная психология. СП-б., 2003.
5. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.62-85.
6. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж. 1995. – 416 с.
7. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж. 1995. – 416 с.
Тема 1.3. Задачи и принципы диагностики аномального развития.
Цель и задачи изучения темы:
1. Знакомиться с этическими требованиями к проведению психологического исследования и психодиагностики
2. Раскрыть морально-этические нормы психодиагностики и социально-этические требования к психодиагносту
3. Формировать представление о специфических этических проблемах психодиагностики лиц с отклонениями в развитии.
4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов проводится экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1,2, тема 1.3., раздел 1)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Главные этические принципы исследования человека – свободной воли и защиты испытуемых от негативных последствий.
2. Информационный, совещательный и интерпретационный типы взаимоотношений психолога и клиента как формы защиты прав и достоинств человека. Морально – этические нормы психодиагностики.
3. Организация и проведение эксперимента и психодиагностического обследования в контексте этических требований.
4. Этические нормы обработки, интерпретации, формулирования выводов и распространения результатов исследования.
5. Специфические этические проблемы психодиагностики лиц с отклонениями в развитии.
6. Социально – этические требования к психодиагносту
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Психология и этика. / Под ред. Б.С. Братуся. Самара, 1999.
2. Рахманова В.М. Вопросы этики и деонтологии в практике медицинских и педагогических коллективов // Дефектология. 1993, № 2. С. 3.
3. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.33-45.
Дополнительная литература:
1. Блюмина М.Г. Онтогенетический подход к диагностике олигофрении // Дефектология. 1984, № 3. С.19.
2. Рахманова В.М. Вопросы этики и деонтологии в практике медицинских и педагогических коллективов // Дефектология. 1993, № 2. С. 3.
3. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей // Дефектология. 1995, № 1. С.6.