Подходы к принятию решений в различных школах управления

Чтобы определить наиболее обоснованный порядок принятия управленческого решения, сравним этапы процесса принятия уп­равленческих решений различными школами управления: американ­ской, немецкой, японской и российской.

Американская школа принятия управленческих решений. В процессе рационального решения проблем (рис. 2.12) менеджер заботится не столько о самом решении, сколько обо всем, что связа­но с ним и исходит из него. При этом количество этапов в процессе принятия решения определяется самой проблемой.

 
 


Рис. 2.12. Последовательность работ при принятии управленческого решения американской школой управления

Диагноз проблемы. Это первый этап на пути решения пробле­мы, на котором осознаются и устанавливаются причины (симптомы) затруднений или имеющиеся возможности. Например, могут быть следующие симптомы «болезни» организации: низкая прибыль, сбыт, чрезмерные издержки производства товаров (оказания услуг) и т.д.

Установление симптомов помогает обозначить проблему в общем виде. Для выявления причин возникновения проблем фирмы собирается и анализируется информация (внешняя и внутрен­няя). Для оптимизации работ и средств на этом этапе лицо, прини­мающее решение, старается не допускать избытка информации и собирает только релевантную (соответствующую состоянию) информацию.

Формулировка критериев и ограничений принятия решения. На этом этапе определяется диапазон, интервал, в пределах которо­го в дальнейшем принимается управленческое решение. Ограниче­ния связаны с наличием ресурсов, острой конкуренцией и т.п. и ва­рьируют в зависимости от ситуации и конкретных менеджеров. В дополнение к идентификации ограничений определяются стандар­ты, позволяющие оценивать альтернативные варианты выбора (кри­терии принятия решения).

Выявление альтернатив. На этом этапе отбираются альтерна­тивы решения проблем, наиболее желательные из всех имеющихся.

Оценка альтернатив. При выборе альтернатив необходимо их оценить, определить преимущества, недостатки и вероятность реа­лизации каждой альтернативы.

Окончательный выбор. При правильном определении, тщатель­ной взвешенности каждой альтернативы довольно легко выбрать наиболее рациональную.

Практика американских менеджеров показывает, что принять оптимальное решение при дефиците времени очень трудно, и руково­дители ограничиваются удовлетворительным решением, а не мак­симизирующим. Они учитывают, что на процесс принятия решения влияют:

— их личные оценки;

— уровень риска;

— время и изменяющееся окружение;

— возможность отрицательных последствий;

— взаимозависимость решений на различных уровнях иерархии.

Немецкая школа принятия управленческих решений. Про­цесс принятия решений рассматривается как составная часть про­цессов планирования и контроля и включает в себя в идеальном случае ряд этапов (рис. 2.13).

 
 


Рис. 2.13. Последовательность работ при принятии управленческого решения немецкой школой управления

Постановка проблемы (идентификация). На этом этапе изуча­ется и формулируется проблема, воспринимаются неблагополучные симптомы; изучается положение дел и целей, конкретизируются последние; формулируются критерии решений, уясняются условия границ и ограничений; организуется процесс принятия управлен­ческих решений.

Поиск (добывание) информации. Определяются возможности решения проблемы, сопоставляются вероятные действия, осущест­вляется предварительный выбор.

Оценка (оценка возможностей действий по влиянию на цель). Определяются предпосылки для реализации, прогнозируются и клас­сифицируются результаты, анализируется риск.

Принятие решения (установление альтернативы действия, ко­торое следует реализовать). Определяется лучший вариант (акт выбора) и рассматривается в аспекте его реализации (акт решения), выполняется операционный анализ плана (установление сроков, финансирование).

Критерии принятия решения включают:

— полезность решения (в частности, достижимое улучшение результатов);

— финансовый аспект решения, особенно в рамках его исполь­зования (сумма экономии средств на персонале, материальные и служебные расходы);

— удовлетворенность принимающих решения;

— количество и качество решений;

— время процесса использования решения.

Японская школа принятия управленческих решений. Специ­алист в области управления П. Друкер считает, что японцы – един­ственные, кто наработали методичный и стандартизованный подход к решению, его правильной оценке. Этот подход, по его мнению, опровергает все правила, выдвинутые теоретиками. Тем не менее их решения на практике оказываются эффективными (рис. 2.14).

 
 


Рис. 2.14. Последовательность работ при принятии управленческого решения японской школой управления

Согласно традиционной теории первой, самой важной стади­ей является корректная постановка задачи. Эта стадия очевидна и проста, и после нее быстро приходит решение. Вторая стадия – предложение различных вариантов решений и третья – выбор луч­шего из них.

Рассмотрим особенности организации работы при принятии решения.

Постановка задачи. В постановке задачи участвуют различ­ные группы. Допустим, есть предложение создать за границей пред­приятие. Различные группы, представляющие фирму, посещают эту страну. Они тщательно изучают план зарубежного предприятия с раз­личных точек зрения: маркетинга, производственных отношений, планирования производства и т.д. Когда группы достигнут консен­суса, начинается стадия воплощения.

Утверждение. На основе выбора готовится всесторонний док­лад, который выносится на суд высшего менеджмента. На этом уровне с привлечением экспертов решение изучается и утверждается.

Воплощение. Осуществляется решение очень быстро, так как каждый аспект был тщательно обсужден при подготовке. Поскольку решение было принято единодушно, все энергично его выполняют.

Классическая теория менеджмента формулирует принцип еди­ноначалия, согласно которому каждый человек в организации дол­жен получать поручения только от старшего администратора и от­вечать за работу лишь перед ним. Следовательно, за приказ ответственность несет только один человек. Японская система про­тивоположна: ответственность за принятие решения несет не инди­видуум, а вся группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принимать решение.

Особенности системы принятия решения. Первым этапом яв­ляется подготовка документа по рассматриваемому вопросу. Далее с ним знакомятся все заинтересованные лица. Получив документ, работник подписывает его и вносит любые замечания, которые счи­тает нужными. В конце концов документ попадает к руководителю, который его одобряет. Однако решение принадлежит группе. Систе­ма требует, чтобы решение было принято всеми. Если у кого-то возникают возражения, то документ возвращается к его инициатору.

Российская школа принятия управленческих решений. Схе­ма принятия решения предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. После выявления проблемы и установления условий и факторов, способствующих ее возникновению, разрабатываются решения, из которых выбирается лучшее. Более детальная структура процесса принятия решений по этапам и процедурам приведена в табл. 2.4.

Таблица 2.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: