Понятие института как базового элемента институциональной теории

«Под институтами понимают публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности».

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе

Также под институтами Веблен понимает:

- привычные способы реагирования на стимулы;

- структуру производственного или экономического механизма;

- принятую в настоящее время систему общественной жизни.

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.

1) Конституционные правила

В первую очередь к конституционным правилам относится то, что они устанавливают иерархическую структуру государства. Также данные правила определяют порядок принятия решений, что существенно влияет на результат голосования.

2) Экономические правила

Экономическими называются правила, определяющие возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения.

3) Контракты

Контракты следует рассматривать как правила, структурирующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением.

28. Провалы и границы государства. Соотношение планового и рыночного начала.

К «провалам» государства относятся:

♦ ограниченность необходимой для принятия решений информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, модного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации;

♦ несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.;

♦ ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему;

♦ неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений, ибо конечные результаты действий государства зависят не только от него самого.

Соответственно причинам провалов рынка можно назвать основные экономические функции государства,определяющие задачи государственной политики, связанные с корректировкой рыночного механизма: оптимизация внешних эффектов; предоставление государством общественных благ; пресечение асимметричной информации и компенсация неполноты рынков; ограничение монопольной власти, поддержка конкуренции; поддержание макроэкономической стабильности; социальная политика, направленная на более справедливое распределение доходов в обществе.

Внешние эффекты (экстерналии) -выгоды или издержки, получаемые экономическими субъектами, которые не находят отражения в цене благ. Они могут быть положительными и отрицательными.

Общественные блага– это неделимые блага коллективного пользования. Отличаются от частных благ тем, что обладают двумя основными свойствами: неисключаемостью и неконкурентностью. Неисключаемость – люди не могут быть исключены из сферы потребления блага, даже если они отказываются за это платить. Неконкурентность– предельные издержки предоставления блага еще одному члену общества остаются неизменными(благо могут потреблять одновременно множество людей и это не вызывает дополнительных издержек). Если присутствуют оба свойства, мы имеем дело счистым общественным благом. Чаще мы встречаемся со смешанными общественными благами (здравоохранение, образование и т.п.). Эти блага производятся и в государственном, и в частном секторе. Свойства неконкурентности и неисключаемости присущи им в большей или меньшей степени.

Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется посредством проведения государственной политики в определенных сферах экономики. Разработка оптимальной экономической политики включает ряд конкретных шагов: выбор конечных целей экономической политики и расчет целевых показателей, характеризующих намеченный уровень благосостояния; оценка значимости тех политических инструментов, которыми реально располагаетправительство; увязка между собой целевых показатели и инструментов для их достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: