Разметкой называются линии, надписи и другие обозначения на проезжей части и элементах дорожных сооружений, устанавливающие порядок движения или информирующие водителей и пешеходов об условиях движения.
Разметка делится на горизонтальную и вертикальную. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр, означающих первое число – номер группы (1 – горизонтальная, 2 – вертикальная), второе – номер разметки в группе, третье – разновидность разметки.
Горизонтальная разметка может быть постоянной (белого и желтого цвета) и временной (оранжевого цвета).
Горизонтальная разметка, как правило, применяется на дорогах с усовершенствованными покрытиями, имеющих проезжую часть шириной 6 м и более при интенсивности движения 1000 авт./сутки и более. В населенных пунктах горизонтальная разметка применяется на скоростных дорогах, магистральных улицах, а также других улицах, где проходят МТС.
К вертикальной разметке относятся линии, наносимые на элементы дорожных сооружений, обстановки дорог и различных предметов, которые представляют опасность для движения, с целью предупреждения наезда на них транспортных средств.
ДР является одним из простых и действенных средств управления движением. Ее применение способствует повышению пропускной способности дороги и улучшению видимости проезжей части и придорожной обстановки, особенно в темное время суток.
К горизонтальной разметке относятся продольные сплошные, продольные прерывистые, поперечные линии; надписи; указательные стрелы; символы ДЗ. При этом важной характеристикой продольных прерывистых линий является отношение длин штриха и разрыва, а также их общая длина.
Наибольшее влияние на режим движения оказывает разметка с соотношением 1:1, наименьшее 1:3. Поскольку увеличение частоты мелькания за счет общей длины штриха и разрыва и за счет их соотношения приводит к снижению скорости.
Форму, цвет, размеры и технические требования к разметке устанавливает ГОСТ Р 51256-99 (см. таблицы 2 и 3).
Таблица 2 – Виды горизонтальной разметки
| Номер | Форма, цвет, размеры в м | Назначение | |
| 1.1 | | Разделение транспортных потоков противоположных направлений. Обозначение полос движения. Обозначение границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен. Обозначение границ мест стоянки транспортных средств | |
| 1.2.1 | | Обозначение края проезжей части | |
| 1.2.2 | v £ 60 км/ч, l 1 = 1,00 l 2 = 2,00; v > 60 км/ч, l 1 = 2,00, l 2 = 4,00; l 1: l 2 = 1:2. v - скорость движения* | Обозначение края проезжей части на двухполосных дорогах | |
| * Здесь и далее под скоростью движения v следует считать скорость, установленную Правилами дорожного движения на данной дороге | |||
| 1.3 | | Разделение транспортных потоков противоположных направлений | |
| 1.4 | | Обозначение мест, где запрещена остановка транспортных средств | |
| 1.5 | v £ 60 км/ч, l 1 = 1,00 - 3,00, l 2 = 3,00 - 9,00; v > 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 4,00, l 2 = 9,00 - 12,00. l 1: l 2 = 1:3 | Разделение транспортных потоков противоположных направлений. Обозначение полос движения | |
| 1.6 | v £ 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00; v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00. l 1: l 2 = 3:1 | Обозначение приближения к сплошной линии продольной разметки | |
| 1.7 | | Обозначение полос движения в пределах перекрестка | |
| 1.8 | P = 0,4 - на автомагистралях Р = 0,2 - на прочих дорогах | Обозначение границы между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части | |
| 1.9 | v £ 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00; v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00. l 1: l 2 = 3:1 | Обозначение границ полос движения, на которых осуществляете» реверсивное регулирование. Разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование (при выключенных реверсивных светофорах) | |
| 1.10 | | Обозначение мест, где запрещена стоянка транспортных средств | |
| 1.11 | В местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории l 1 = 0,9, l 2 = 0,3 v £ 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00; v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00; l 1: l 2 = 3:1 | Разделение транспортных потоков противоположных или попутных направлений в местах, где необходимо ограничить маневрирование на проезжей части. Обозначение мест, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда со стояночных площадок, АЗС, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств и т.п.) | |
| 1.12 | | Обозначение места остановки транспортных средств - стоп-линия | |
| 1.13 | | Обозначение места, где водитель обязан уступить дорогу | |
| 1.14.1 | | Обозначение пешеходного перехода при 6,00 ³ Р ³ 4,00 | |
| 1.14.2 | | Обозначение пешеходного перехода при Р > 6,00 | |
| 1.15 | | Обозначение переезда для велосипедистов | |
| 1.16.1 | | Обозначение островков, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений | |
| 1.16.2 | | Обозначение островков, разделяющих транспортные потоки одного направления | |
| 1.16.3 | | Обозначение островков в местах слияния транспортных потоков | |
| 1.17 | | Обозначение остановок маршрутных транспортных средств и стоянок автомобилей такси | |
| 1.18 | | Обозначение направлений движения по полосам | |
| 1.19 | | Обозначение приближения к сужению проезжей части или к сплошной линии продольной разметки 1.1 | |
| 1.20 | | Обозначение приближения к поперечной линии разметки 1.13 | |
| 1.21 | | Обозначение приближения к поперечной линии разметки 1.12 | |
| 1.22 | | Обозначение номера дороги | |
| 1.23 | | Обозначение полосы проезжей части предназначенной исключительно для движения маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы) | |
| 1.24.1 | | Дублирование предупреждающих дорожных знаков | |
| 1.24.2 | | Дублирование запрещающих дорожных знаков | |
| 1.24.3 | | Дублирование дорожного знака «Инвалиды» | |
| 1.25 | | Обозначение искусственных неровностей | |
Таблица 3 – Виды вертикальной разметки
| Номер | Форма, цвет, размеры в м | Назначение |
| 2.1.1 2.1.2 2.1.3 | Н < 2,00, В £ 0,30, а = 0,10; Н < 2,00, В > 0,30, а = 0,15; Н ³ 2,00, В > 0,30, а = 0,20 | Обозначение вертикальных поверхностей дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.). 2.1.1 - слева от проезжей части; 2.1.2 - на проезжей части; 2.1.3 - справа от проезжей части данного направления движения |
| 2.2 | | Обозначение нижнего края пролетного строения путепроводов, мостов, тоннелей |
| 2.3 | В £ 0,30, а = 0,10; В > 0,30, а = 0,15 | Обозначение круглых тумб на островках безопасности |
| 2.4 | | Обозначение сигнальных столбиков, надолб, опор тросовых ограждений и т.п. |
| 2.5 | | Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог на опасных участках |
| 2.6 | | Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог |
| 2.7 | l 1 = 0,20 - 1,00; l 2 = 0,40 - 2,00; l 1: l 2 = 1:2 | Обозначение бордюра на опасных участках и боковых поверхностей возвышающихся островков безопасности |
v £ 60 км/ч, l 1 = 1,00 l 2 = 2,00; v > 60 км/ч, l 1 = 2,00, l 2 = 4,00; l 1: l 2 = 1:2. v - скорость движения*
v £ 60 км/ч, l 1 = 1,00 - 3,00, l 2 = 3,00 - 9,00; v > 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 4,00, l 2 = 9,00 - 12,00. l 1: l 2 = 1:3
v £ 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00; v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00. l 1: l 2 = 3:1
P = 0,4 - на автомагистралях Р = 0,2 - на прочих дорогах
v £ 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00; v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00. l 1: l 2 = 3:1
В местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории l 1 = 0,9, l 2 = 0,3 v £ 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00; v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00; l 1: l 2 = 3:1
Н < 2,00, В £ 0,30, а = 0,10; Н < 2,00, В > 0,30, а = 0,15; Н ³ 2,00, В > 0,30, а = 0,20
В £ 0,30, а = 0,10; В > 0,30, а = 0,15
l 1 = 0,20 - 1,00; l 2 = 0,40 - 2,00; l 1: l 2 = 1:2