Важное значение для обеспечения безопасности дорожного движения имело принятие Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Задачами этого Федерального закона были определены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Принципами государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения Федеральный закон определил:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
|
|
Раскрытие причинно-следственного механизма возникновения дорожно-транспортных происшествий показывает, что основной причиной травматизма на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения [59], что определяет ведущую роль образования в системе безопасности дорожного движения.
Эффективность организации подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожном движении может быть достигнута только при системном подходе к обучению и воспитанию у детей безопасного поведения вдорожном движении, строгой дисциплины и высокой культуры поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Таким образом, основная цель образования - сделать так, чтобы организация подготовки учащихся к безопасному участию в дорожном движении представляла собой стройную систему, элементами которой являются:
- квалифицированные педагоги, владеющие знаниями безопасности дорожного движения и методикой обучения данному предмету;
- соответствующая учебно-методическая база: специальные программы, литература, учебные пособия и методики, наглядные, иллюстративные и другие материалы;
- учебно-техническая база: специально оборудованные классы и тренировочные площадки с дорожной разметкой и моделями действующих светофоров и дорожных знаков, технические средства обучения - видеотехника, информационные технологии, макеты, модели, проекционная аппаратура.
Психолого-педагогические исследования позволяют утверждать о том, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо создание целостной системы непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении[60].
|
|
6.4. Система социально - педагогической деятельности по профилактике правонарушений в образовательном учреждении [61]
Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения.
Результаты научных исследований показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения в России вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается. Из общего числа пострадавших детей более 80% - становятся инвалидами.
За последние 10 лет в нашей стране в результате дорожно-транспортных происшествий погибло около 30 тыс. детей и подростков (40% из них - по вине взрослых, в т.ч. родителей)[62].
Департаментом образования города Москвы и окружными управлениями образования проводится целенаправленная работа не только по созданию здоровых и безопасных условий образовательного процесса в учебных заведениях, но и по предотвращению несчастных случаев с детьми во внеурочное время на улицах, дорогах и в общественном транспорте города.
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в системе Департамента образования осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом совместной работы Управления ГИБДД ГУВД города Москвы и Департамента образования города Москвы.
Вопрос состояния детского травматизма регулярно рассматривается на коллегиях и совещаниях руководителей подведомственных образовательных учреждений с участием представителей ГИБДД, а также на заседаниях Постоянно действующей комиссии по расследованию несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками.
6 апреля 2006 года состоялась коллегия Департамента образования с повесткой дня “О состоянии работы и мерах по обеспечению безопасности обучающихся и воспитанников на улицах и дорогах Москвы”, в работе которой приняли участие руководство ГИБДД города, представители префектур, Департамента здравоохранения, Общественных советов, родительских комитетов окружных управлений образования.
По результатам проведенного анализа состояния дел и материалов, представленных ГИБДД города, Городской инспекцией Департамента образования, Постоянно действующей комиссией по расследованию несчастных случаев с обучающими и воспитанниками, Коллегия дала оценку состоянию работы окружных управлений и подразделений Департамента образования по обеспечению безопасности детей на дорогах и улицах города, определила направления совершенствования этой работы и конкретные задачи по решению имеющихся проблем.
Результаты работы коллегии нашли отражение в приказе Департамента образования г. Москвы от 4 мая 2006 г. № 262 “О состоянии работы и мерах по обеспечению безопасности обучающихся и воспитанников на улицах и дорогах города Москвы” (См.: приложение 6.1).
В рамках выполнения Постановления Правительства Москвы от 30.12.1997 г. № 940 “О работе Управления государственной автомобильной инспекции ГУВД г. Москвы” Департаментом образования и окружными управлениями образования города Москвы в феврале 2006 года рассмотрен вопрос о создании детских автогородков и автоплощадок для развития у детей навыков безопасного поведения на дороге. Предложения по обустройству автогородков на территории административных округов и автоплощадок на территории образовательных учреждений были представлены в Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве для согласования вопроса о возможности размещения их на указанных территориях.
|
|
В настоящее время на базе 33 образовательных учреждений города Москвы созданы автошколы, призванные проводить и обеспечивать как теоретические занятия по автомобильным курсам, так и обучение детей правилам дорожного движения.
Значительную роль в повышении безопасности детей сыграла инициатива Департамента образования и окружных управлений образования в тесном взаимодействии с подразделениями ГИБДД ГУВД города Москвы и префектурами административных округов по созданию зон дорожной безопасности вблизи образовательных учреждений. Создание таких безопасных зон включает в себя: установку искусственных дорожных неровностей («лежачий полицейский») для принудительного снижения скорости; ремонт дорожного покрытия; нанесение соответствующей дорожной разметки и разметки пешеходных переходов и пешеходных зон; строительство светофорных объектов; установку дорожных знаков («Дети», «Осторожно! Впереди школа!», «Пешеходный переход»).
В марте 2006 года Городской инспекцией Департамента образования города Москвы проведена проверка 35 образовательных учреждений по вопросам преподавания предмета “ОБЖ” и организации профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
В ходе проверки было отмечено, что внимание изучению правил дорожного движения в большей степени уделяется во внеурочной деятельности. Основными формами этой работы являются: классные часы, беседы с привлечением сотрудников ГИБДД, различные конкурсы, викторины, соревнования, олимпиады. Во многих школах оформлены стенды по правилам дорожного движения, ведется «Наблюдательное дело на учебное заведение» (по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма), в свое время разработанное Управлением ГИБДД ГУВД г. Москвы совместно с Московским комитетом образования.
|
|
В целях принятия неотложных мер по предотвращению несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах рекомендовано в каждом образовательном учреждении, окружном управлении образования и Департаменте образования вести строгий учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей, выявлять и устранять причины ДТП.
На заседаниях Постоянно действующей комиссии по расследованию несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками регулярно рассматриваются вопросы состояния детского травматизма, проводится анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей [63]. Полученные в результате анализа данные и выработанные на их основе предложения по обеспечению безопасности детей на дорогах и улицах, оперативно доводятся до заинтересованных подразделений Департамента образования, окружных управлений образования и взаимодействующих структур, используются при подготовке нормативных, учебно-организационных документов и учебно-методических материалов.
Постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. № 523-ПП “О ходе подготовки образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы к новому 2007/2008 учебному году” Управлению ГИБДД ГУВД по городу Москве поручено:
- в период с 1 по 28 августа 2007 года обследовать территории, прилегающие к образовательным учреждениям, и в необходимых случаях подготовить техническое задание на установку вблизи них необходимых дорожных знаков;
- в конце августа – начале сентября 2007 года провести общегородской профилактический рейд «Снова в школу!», направленный на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Этим же постановлением московского правительства Департаменту образования города Москвы поручено продолжить в 2007/2008 учебном году реализацию совместного с Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве плана мероприятий по формированию у обучающихся и воспитанников учреждений системы московского образования навыков безопасного поведения на улицах города. При проведении практических занятий рекомендовано активнее использовать возможности созданных детских автогородков.
В ходе заседания Антитеррористической комиссии города Москвы 26 апреля 2007 года по вопросам обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений Мэром Москвы Ю.М. Лужковым в числе других было дано указание: подготовить распоряжение префектам административных округов г. Москвы о принятии дополнительным мер по оборудованию прилегающих к ограждениям образовательных учреждений территорий устройствами, ограничивающими «лихой» проезд автотранспорта, запрещения его стоянок в целях недопущения террористических актов, исключения несанкционированного въезда постороннего транспорта на территорию образовательного учреждения.
Важнейшее значение в обучении детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города придается учебно-воспитательному процессу.
В соответствии с планами работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма окружными управлениями образования осуществляется контроль за организацией обучения детей в образовательных учреждениях навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, в ходе которого проверяются: наблюдательные дела, наличие и оформление стендов по безопасности движения, знания учащимися правил дорожного движения.
Разработан проект единой программы для начальной школы по обучению детей правилам безопасности дорожного движения (опубликован в № 11 журнала «Основы безопасности жизни. ОБЖ» за 2004 г.) и методическое пособие для преподавателей образовательных учреждений города Москвы «Обучение детей безопасному поведению на дорогах».
В Московском институте открытого образования (МИОО) Департамента образования города Москвы кафедрой безопасности жизнедеятельности (БЖД) и Учебно-методической лабораторией ОБЖ сформирована и устойчиво функционирует вариативная многоуровневая система повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности.
В учебных, учебно-тематических планах и программах курсов предусмотрены и часы по проблемам безопасности дорожного движения.