Цели и задачи практического занятия
Практическое занятие по дисциплине «Логистика» является важной частью учебной работы студента и имеет целью развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студента в области организации и управления материальными и информационными потоками, транспортными логистическими процессами и операциями, связанными с товародвижением
Общими задачами практических занятий являются:
- закрепление, углубление и расширение знаний дисциплины «Логистика» по теме «Транспортная логистика»;
- обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций дисциплины «Логистика» по теме «Транспортная логистика»;
- приобретение студентами умений и навыков использования современных теоретических и научно-практических методов и устройств в решении конкретных практических задач транспортной логистики;
- изучение и анализ литературных источников по конкретной теме дисциплины «Логистика» по теме «Транспортная логистика».
|
|
План выполнения задания
2.1 Ознакомиться с теоретическими аспектами решения транспортных задач.
2.2 Разобрать представленный в методическом материале пример решения транспортной задачи
2.3 Рассчитать параметры и определить маршруты перевозки груза по своему варианту
2.4 Оформить расчеты и графики и сдать отчет о работе преподавателю для проверки.
Содержание занятия
Методы маршрутизации перевозок мелкопартионных грузов (составление развозочно-сборных маршрутов).
Потребность в мелкопартионных поставках продукции потребителям с баз и складов систематически возрастает. Поэтому организация маршрутов на отгрузку потребителям мелких партий груза имеет большое значение.
При организации мелкопартионных перевозок торговых, промышленных и ряда других грузов автомобильным транспортом возникает необходимость определения развозных маршрутов, когда автомобиль, приняв груз с оптовой базы, должен развести его определенному числу получателей, двигаясь от одного получателя к другому, оставляя у каждого из них определенную часть принятого груза. Аналогично может быть поставлена другая задача – сбор груза у нескольких отправителей и доставка его определенному получателю. Часто обе задачи (развоз и сбор груза) должны решаться одновременно.
Целью решения этих задач является определение самого короткого маршрута объезда заданных пунктов.
Получение оптимальных решений задачи определения развозочно-сборных маршрутов является трудоемким процессом. Это связано с тем, что число возможных вариантов различных маршрутов при объезде одних и тех же пунктов может быть чрезвычайно велико. Например, при пяти пунктах (для симметричной матрицы) может быть 12 различных вариантов маршрутов объезда, при шести – 60, а при десяти – уже 181 400. В связи с этим предлагается приближенный метод решения этой задачи, когда результаты ее решения весьма близки к оптимальным и время решения сравнительно невелико.
|
|
Введем обозначения:
xi - пункты потребления (i = 1,2 … N);
x0 - начальный пункт (оптовый склад);
q - потребность пунктов потребления в единицах объема груза;
Qd - грузоподъемность транспортных средств;
d - количество транспортных средств;
Сij - стоимость перевозки (расстояние);
j - поставщики (j = 1,2 … M).
Имеются пункты потребления xi (i = 1,2 … N). Груз необходимо развести из начального пункта x0 во все остальные. Потребность пунктов потребления в единицах объема груза составляет: q1,q2,q3 … qn.
В начальном пункте имеются транспортные средства грузоподъемностью Q1,Q2, … Qd, при этом d <n.
В пункте x0 количество груза равно:
qx0 xi.
Для каждой пары пунктов (xi,x1) определяют расстояние Cij > 0, причем матрица расстояний в общем случае может быть несимметричной, т.е. Cij ≠ Cji.
Требуется найти К замкнутых путей l1, l2, … lk из единственной общей точки x0, чтобы выполнялось условие
k → min
Рассмотрим метод составления рациональных маршрутов при расчетах вручную на примере организации перевозок грузов по развозочно-сборным маршрутам между пунктом А (база) и одиннадцатью пунктами (Б-М).
На рис.1 представлена схема размещения пунктов А-М и дано расстояние между ними.
Количество единиц груза, доставляемых из пункта А в каждый пункт и вывозимых из них, дано в табл. 1. Техническая грузоподъемность одного автомобиля составляет не более 2,5 т груза одновременно; при определении фактической грузоподъемности необходимо учесть коэффициент плотности груза. В рассматриваемом примере груз I класса. Для груза I класса - γ = 1, II класса - γ = 0,8.
Необходимо организовать перевозку груза между всеми пунктами с наименьшим пробегом подвижного состава.
Решение состоит из нескольких этапов.