Выводы к разделу 1

Проблема страха, хотя и уходит корнями в далекое прошлое, все еще остается актуальной и всегда будет ей оставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним, в нем самом будет существовать и страх. Конечно, по мере развития общества и цивилизации он будет приобретать новые формы, а люди будут изобретать новые способы борьбы с ним. И если общество и дальше будет развиваться как авторитарно- механистическое, то страх всегда будет жить в душе человека. Необходим ли он для существования человека как, например, боль, сможет ли человек существовать без страха? Скорее всего, нет. Любой человек, совершенно лишенный чувства страха, лишен и всяческой ответственности и обязанности и не способен сосуществовать с другими человеческими индивидами. Поэтому страх не только неизбежен, но и необходим. Как известно, страх положительное качество, когда он мобилизует нас на какое-то действие или останавливает нас. Другое дело, что страх может иметь и отрицательные качества и направлять действия людей в деструктивное русло. Например, одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то мучительное чувство страха исчезает. Так возникают войны, происходят убийства и т. д. Также, страх, господствующий в обществе, приводит к психологической замкнутости людей, деформации человеческих отношений, деморализации общества.

Решение этой проблемы может проявиться и в таких формах, как садизм, мазохизм, нарциссизм и последняя, злокачественная форма - диструктивность, то есть желание уничтожить всех людей. Человечество должно обуздать излишние страхи, нам необходимо посмотреть своим страхам в глаза и научится жить с этим неизбежным спутником любой высокоорганизованной жизни. Для этого необходимо изучать страх, ибо кто предупрежден, тот вооружен. Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всю жизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни. С развитием техногенной цивилизации, которая разрушала биологическую основу деятельной личности на протяжении нескольких тысячелетий, нагрузка страха на человека постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые. Человеческая цивилизация идет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь. Чем дальше развивается цивилизация и сильнее становится интеллектуальная мощь человечества, тем глубже оказывается бездна, в которую скатывается род людской. Такая цивилизация превращает людей в массы, массовым становится и страх, он усредняется, становится единым для всего человечества. Страх глубоко коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, эта структура не является врожденной; она сформировалась в процессе исторического развития и в принципе поддается изменению. Человек может любить других людей, но для этого он сам должен быть независимой и творческой личностью.

Фобия - это сильный, стойкий и необоснованный страх перед определенным объектом, деятельностью или ситуацией. Около 11% взрослого населения Соединенных Штатов ежегодно страдает от этого расстройства. Существует три основные категории фобий: агорафобия, социофобия и специфические фобии. Теории возникновения фобий. Долгие годы наиболее влиятельной являлась Бихевиористская теория возникновения фобий. Бихевиористы считают, что фобии формируются под влиянием окружающей обстановки через классическое обусловливание или моделирование, и сохраняются благодаря избегающему поведению. Для лечения специфических фобий бихевиористы успешно использовали экспозиционные техники, в которых люди сталкиваются с предметом своего страха.

Они также успешно применяли экспозиционную терапию для лечения агорафобии. В этом случае людей учили постепенно удаляться все дальше и дальше от дома и посещать общественные места. Клиницисты, как правило, выделяют две составные части социальных фобий: социальные страхи и недостаток социальных навыков. Они могут пытаться снизить социальные страхи, используя экспозиционные техники, групповую терапию и различные когнитивные подходы. Они могут совершенствовать социальные навыки тренингом социальных навыков. Часто используется сочетание этих подходов.
Социальная фобия является настоящей проблемой для огромного количества людей. Ученые провели исследования, в ходе которых было выявлено, что это третье по значимости психологическое нарушение, причем такое положение касается населения практически всех стран. Также специалисты доказали, что данное расстройство в наибольшей степени характерно для натур чувствительных и эмоциональных, отличающихся особой впечатлительностью. Социофобия представляет собой боязнь общества, когда человеком овладевает иррациональный страх, неподдающийся контролю. Он оказывает на волю человека парализующее воздействие, делая его функционирование в обществе затруднительным, а в некоторых случаях просто невозможным. Социофобия может быть спровоцирована совершенно неожиданными ситуациями, когда человек сам того не ожидает.

Особенно обостряет данное заболевание такое действие, как публичные выступления, и вовсе не обязательно, что это сцена или трибуна. Иногда страдающий социофобией не может просто высказаться на совещании, когда за столом находятся несколько коллег. Также для социофоба представляют проблему новые знакомства, нахождение в людных местах, например в кафе, супермаркете, метро, и прочее. Люди, склонные к социофобии, уже в детском возрасте отличаются от более уверенных в себе сверстников, которые открыты всему и контактны. Маленькие социофобы всегда стараются держаться поближе к маме, и если кто-то с ними заговорит, или попытается пошутить, то им трудно не расплакаться, и держаться спокойно. Такие малыши не могут адаптироваться, когда их отправляют в детские дошкольные учреждения, и во конечном итоге, родители вынуждены оставлять их дома, на домашнем воспитании, что лишь усугубляет проблему данного явления.

Раздел 2. Проведения исследования социофобии путём использования методик и опросов.

2.1. Проведение опроса на наличие у человека социальной фобии (социофобии).

Опрос №1

Если испытуемые которые ответят да на этот опрос наберут более трёх балов значит тем больше у них выражена социофобия если же они наберут три и мание трёх балов такого расстройства у них нет.

1 Случалось ли тебе покупать вещь, только потому, что трудно было сказать

нет продавцу?

2 Если кто-то громко разговаривает в общественном транспорте или театре, стесняешься ли ты попросить нарушителя спокойствия вести себя потише?
3 Испытываешь ли ты дискомфорт, когда требуется спросить дорогу или

время у незнакомого человека?

4 Необходимость поддерживать разговор в малознакомой компании заставляет тебя напрягаться?

5 Неловко ли тебе критиковать друзей, если они очевидно не правы?

6 Чувствуешь ли ты замешательство, когда тебе делают комплименты?
7 Часто ли ты подозреваешь, что люди используют тебя в своих интересах?
8 Трудно ли тебе отказать хорошему знакомому, когда его просьба не разумна?
9 Бывает ли так, что ты соглашаешься дать свой номер телефона, хотя совершено не желаешь поддерживать знакомство?
10 Считают ли тебя близкие слишком уступчивой (ым), не способной (ым)

отстаивать своё мнение?

11 Сложно ли тебе расслабиться, избавиться от зажатости в интимных отношениях?
12 Предпочитаешь ли ты подавлять свои чувства, вместо того чтобы открыто выражать их?

2.2 Тест на выявление Социальной фобии (социофобии) определение степени тревоги и оценки избегания данных ситуаций.

Опрос № 2. Достаточно объективный тест на наличие социальной фобии. Ниже вы найдёте описание 24-х ситуаций. Ответы необходимо давать, основываясь на событиях прошедшей недели по сегодняшний день включительно. Вы определяете, насколько вы тревожны были в описанной ситуации, или были бы (в случае если бы она произошла). Определяете вы это с помощью 4-х бальной системы:

Затем укажите, до какой степени вы избегаете или избегали бы такого рода ситуации с помощью 4-х бальной шкалы:

0=тревоги нет

1=лёгкая тревога

2=умеренная тревога

3= интенсивная тревога

0 = никогда (0%)
1 = иногда (1-33%)
2 = часто (34=67%)
3 = постоянно (68-100%)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: