Социофобия и дети методы преодоления детской социофобии

Несмотря на то, что принято обращать внимание на социофобию как проблему по большей части у взрослых, детская СФ также имеет место быть. По данным исследований, около 40% детской социофобии имеет проявления до 10 лет, а 95% проявляется в период до 20 лет. Кроме вышеупомянутого отдельно подросткового возраста, СФ у детей больше всего прогрессирует в школьный период. Среди тех, кто отказывается идти в школу, по результатам исследований, около 30% деток страдают на социофобию. Отвечать на уроке, общаться с учителем, кушать в столовой для таких деток стоит немалых переживаний. Причины СФ психологи предлагают даже искать еще раньше - в младенчестве. Отсутствие достаточной заботы и любви матери могут заложить основы социальной фобии [10].

Неспособность или отсутствие возможности у матери общаться с малышом в достаточном количестве, когда еще ребенок не может активно общаться в ответ, а лишь способен отвечать эмоциями - это и есть первые причины фобии общества. Именно через мать ребенок в первое время понимает, каков мир и таким образом его воспринимает. Если ребенок лишен возможности узнать мир через редкий контакт с матерью, то неизвестность вызывает у него беспокойство, тревогу или даже чувство враждебности. Дополнительной проблемой может стать раннее определение ребенка в ясли, детский сад, лагерь отдыха. Первые расставания с негативным опытом общения с окружением и страхом потерять маму лишь закрепляют все основы СФ [3].

Лучше всего о профилактике застенчивости, стыдливости в детском возрасте как субклинических проявлениях социального тревожного расстройства написал Ф. Зимбардо («Застенчивый ребенок»). Социофобия как диагноз, в основном, ставится, начиная с раннего пубертата, но отдельные проявления могут быть обнаружены и раньше.

Кратко можно сказать, что первые признаки болезненной застенчивости могут проявиться достаточно рано, когда ребенок начинает впервые сталкиваться с ситуациями общения с другими, с ситуациями оценивания. Сама застенчивость, психологический ступор при первой встрече – нормальное проявление в дошкольном возрасте, и, наоборот, их отсутствие может сигнализировать о каких-то проблемах. Однако, важно, чтобы застенчивость не стала балластом на пути к общению ребенка со сверстниками, включения его в отношения с другими, обучения и познания.

Многое можно сказать, чего родителям (взрослым) точно не стоит делать, если они видят, что ребенок проявляет робость и застенчивость в присутствии других людей. Не стоит при нем сравнивать его с другими, более социально смелыми и раскованными детьми, приводить кого-то в пример, подталкивать к общению, заставлять «прочитать стишок» и вообще проявлять чрезмерную настойчивость и озабоченность данными особенностями ребенка. Исподволь, конечно, необходимо в игровой деятельности, в понятной и интересной ребенку форме, проигрывать (моделировать и решать) разные социальные ситуации взаимодействия. Подойдет моделирование реальных жизненных ситуаций в разных видах игры (от настольных игр до песочницы), рисовании, сочинении вместе с ребенком историй и сказок с героями – участниками тех или иных оценочных или потенциально оценочных ситуаций. Кроме того, полезным окажется и чтение сказок или других литературных произведений с героями, позитивно преодолевшими разные трудности негативного оценивания, критики, унижения, осмеяния и т.д., обучающимися проявлять смелость и инициативу в общении. Важно этими историями показать нормальность переживаний по поводу негативного оценивания другими, а также пути, способы и средства преодоления данных переживаний. Итак, подойдет использование знакомых, интересных и приятных в выполнении ребенку, естественных для его возраста, разных видов деятельности. Не стоит чрезмерно обращать внимание самого ребенка на его застенчивость и вторично негативно оценивать данные проявления, главное – поддержка, демонстрация понимания особенностей ребенка, мягкое и опосредованное обучение разным стратегиям поведения в ситуациях.

Обычно любое психологическое давление на ребенка, попытка «побыстрее» изменить его, вероятно, врожденные особенности, – самое негативное, что можно сделать в этой ситуации. Иногда родители молчание ребенка в ситуации, когда высказываются все дети, могут воспринимать как упрямство («он вредничает»), порицая его за это. Такая тактика может только усугубить ситуацию. Помимо указанного, ребенку надо формировать пространство позитивного опыта в социальном общении, коммуникации. Каждый ребенок должен быть субъективно «лучшим» или «одним из лучших» в какой-то деятельности. Это может быть какой-то навык, какие-то умения или знания, поэтому важно как можно раньше выявить эти особенности ребенка, его способности, склонности, интересы, которые, при их развитии, позволят ему ощутить свою самоэффективность и стабилизировать самооценку вне зависимости от ситуации. Не стоит забывать, что взрослый выступает моделью общения для ребенка, поэтому, если родитель демонстрирует тревогу и опасения при общении с другими, то, вероятнее всего, ребенок переймет такую модель, поэтому иногда психологическая работа должна начинаться с самих родителей.

Высокий уровень социальной тревоги у детей в начальной школе коррелирует с высоким уровнем интеллекта и является проявлением выраженного мотива достижения, признания, успеха. Чаще встречается раннее проявление социальной тревоги у девочек. Девочки раньше начинают проявлять гиперчувствительность к необходимости «соответствовать» всем возможным социальным требованиям, что может повлечь за собой возникновение тревоги «не соответствовать» в достаточно раннем возрасте. Часто социальная тревога сопряжена с чертами перфекционизма, переоценкой формальных замечаний и критических комментариев результатов деятельности. У детей младшего школьного возраста страх оценивания может проявиться на уровне проблем с соматическим здоровьем, отказов ходить в школу, нарушения сна и аппетита. Во всех этих случаях стоит внимательно относиться к проблемам ребенка, с пониманием важности и субъективной значимости данных ситуаций для ребенка. Часто взрослые отмахиваются от проблем ребенка («да разве эта проблема…», «выкинь это из головы…» и т.д.), не понимая, что психологическая «мера переживания» для ребенка какой-то ситуации может тотально не совпадать с таковой у взрослого человека. Зачастую просто спокойный, внимательный разговор, уважение к переживаниям и особенностям ребенка, его сложностям и проблемам, его потребностям, – может предотвратить трагические последствия. Взаимосвязь между состоянием соматического здоровья ребенка (подростка) и наличием у него социофобий существует, но она непрямая и неоднозначная. Чем младше ребенок, тем ярче взаимосвязь. Чем менее опосредованы эмоции у ребенка, чем меньше у него средств для объективирования, выражения и, следовательно, управления и саморегуляции своего эмоционального состояния, возможностей рефлексии над внутренними психическими явлениями, тем выше вероятность соматических осложнений при переживании тревоги, а также и других негативных эмоциональных состояний. Поэтому в случае переживания какого-то негативного опыта оценивания, психологически неблагоприятных ситуаций в общении с другими людьми ребенку в психотерапии можно предлагать доступные для его возраста средства для объективации и определения своего состояния, а, следовательно, получения возможностей по субъективному саморегулированию, изменению своего состояния (игровая, рисуночная, другая деятельность). Часто ребенок не понимает тех сложных эмоций, которые он испытывает, и мыслей, которые приходят ему в голову… он отказывается идти в школу, часто болеет, становится плаксивым, ухудшается Итак, мы видим, что сон и аппетит и т.д. Также посмотрите ответ на вопрос № 7.

С другой стороны, если смотреть на ваш вопрос в обратном ключе. Действительно, первичные продолжительные заболевания, астенизация, снижение иммунитета способствуют постепенной редукции системы взаимосвязей и препятствуют активному участию в ситуациях коммуникации, тренировки социальных навыков. Ребенок редко видит сверстников, отстает в развитии способностей к преодолению коммуникативных затруднений и совладанию с оцениванием. Постепенно может появиться неуверенность в себе, страх не соответствовать каким-то стандартам самопредъявления на людях, тревога при участии в соревновательных, оценочных ситуациях.

Социофобия – клинический диагноз, поэтому лучше не торопиться определять предрасположенность дошкольника к тому или иному психическому нарушению. Нельзя с уверенностью предсказать, возникнет ли какое бы то ни было расстройство или нет в психике человека. Компенсаторные возможности пластичной психики ребенка почти безграничны. Если субклинические проявления тревоги и беспокойства в ситуациях общения с людьми оказывают существенное влияние на его сон, аппетит и пр., то можно начать применение поведенческих техник в безопасным условиях, затем в условиях непосредственно каких-то новых для ребенка ситуаций, а также моделирование в игровой деятельности ситуаций с анализом средств, исходов, возможностей для достижения в них значимых целей. Родители часто преувеличивают тяжесть симптомов робости и застенчивости ребенка, так как, возможно, думают, что «они уж точно не были такими в детстве». Чрезмерное беспокойство по поводу застенчивости ребенка у родителей чаще всего только усугубляют ситуацию, ребенок начинает воспринимать себя, как какого-то не такого, несоответствующего и прочее, так что симптоматика робости только закрепляется. Индивидуальность ребенка может включать в себя некоторую тревожность, стеснительность. Однако это не означает, что у ребенка в будущем разовьется расстройство. Просто с любыми тревожными детьми нужна спокойная доверительная обстановка коммуникации, без психологического давления и несправедливого оценивания. Также посмотрите ответ на вопрос № 7. Формирование коммуникативной компетентности, уверенности в себе, позитивного опыта, самоэффективности, стабильной самооценки и субъектности в доступных для ребенка игровых ситуациях бывает полезна каждому, не зависимо от степени выраженности тревожной симптоматики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: