Количество и качество

Стремясь сохранить идею непрерывности, диамат утверждает, что количество переходит в качество. Количество допускает непрерывность увеличения или уменьшения, и новое качество вступает в какой-то точке этого непрерывного ряда.

Закон перехода количества в качество Энгельс формулирует так: «в природе могут происходить качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — лишь путем количественного прибавления, либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Энгельс. «Диалектика природы», с. 125)31*.

Но тогда нужно указать, какое количество переходит в какое качество; например, какое количество атомов и молекул дает живую клетку.

И вот тут сразу же очевидно, что никакое увеличение или уменьшение количества атомов само по себе не дает живой клетки. Мы можем даже приблизительно сосчитать, сколько атомов и молекул содержится в живой клетке, но из этого не вытекает никакого понимания жизни, не вытекает никакого эксперимента создания живой клетки из точно определенного количества атомов.

Дело, очевидно, не в количестве, а в особом сочетании молекулярных сил и движений, которое остается неизвестным и в категориях физико-химического бытия невыразимым.

Совершенно так же обстоит дело со «скачком» из сферы телесного бытия в сферу психического бытия. Никакое количество клеток мозга и никакое их движение не дает психологии, и пока мы изучаем клетки мозга, мы остаемся неизменно в сфере физиологии.

Здесь «скачок» представляется особенно удивительным: нельзя даже говорить об особом непонятном сочетании нервных клеток и их движения, ибо все эти сочетания происходят в форме движений в пространстве, а психический процесс не есть движение в пространстве. Здесь совершается переход из сферы внешнего, пространственного опыта в сферу внутреннего, непространственного опыта. Кроме того, в сфере психической математические измерения теряют всякую точность и почти всякое значение: «количественное прибавление или количественное убавление» здесь почти неприменимо.

Никакое количественное убавление или прибавление кирпичей не объясняет и не создает архитектуры дома. «Архитектуpa» есть новая категория и притом эстетическая, а не физическая. Можно, однако, сказать, что архитектура пользуется для своих автономных целей известным определенным количеством кирпичей; подобно этому можно сказать, что живая клетка пользуется для своих автономных процессов жизни известным определенным количеством атомов и их движений; наконец, можно сказать, что психика пользуется для своей автономной внутренней жизни известным количеством нервных и мозговых клеток14.

Это восхождение по ступеням можно продолжать и дальше: социальное бытие — хозяйство, право, государство, культура — одним словом, все, что Гегель называет «объективным духом», тоже пользуется для своей автономной жизни, для своего автономного творчества как психическими, так и биологическими и физическими процессами бытия. Все эти ступени бытия содержатся в этой высшей ступени, «сняты» в ней.

Высшая ступень «пользуется» низшей, как своей материей; она есть форма этой материи. Но никогда нельзя форму объяснить, дедуцировать из материи, получить при помощи простого «увеличения или уменьшения количества материи». Форма есть качество, невыводимое из количества, хотя содержащее в себе известное количество15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: