Есть еще способ разрешения противоречий, к которому любит прибегать марксизм в крайнем случае: это отрицание закона тождества и противоречия. Гегель будто бы преодолел закон противоречия. Диалектика будто бы его отрицает. Эта мысль периодически появляется, когда человеческий ум запутывается в противоречиях: к ней прибегали софисты, сознательно желавшие запутывать в противоречиях; к ней прибегают даже некоторые современные физики, беспомощно стоящие перед открытиями современной науки, перед последними антиномиями материи.
Мысль эта абсурдна; более того, точное определение «абсурда» и состоит в том, что он есть нарушение закона тождества и противоречия10. При этом нарушении, возведенном в принцип, никакой диалог, никакая диалектика, никакое мышление невозможны. Закон «противоречия» в точном смысле есть закон, запрещающий противоречие, т. е. запрещающий успокоиться на противоречии, требующий его решения. «А есть А, а не Б», «это так, а не иначе» — вот формула закона тождества и противоречия. Она нисколько не исключает изменения и даже конфликта в бытии, ибо с соблюдением той же самой формулы говорится: «изменение есть изменение, а не неподвижность», «антагонизм есть антагонизм, а не примирение». Когда Гераклит говорит: «все течет, а не стоит», «все есть война, а не мир»26*, то он соблюдает строго закон противоречия, а вовсе не нарушает его.
Полная неспособность к логическому и диалектическому мышлению обнаруживается в следующем изумительном тезисе Энгельса:
«Закон тождества в старометафизическом смысле есть основной закон старого мировоззрения: а равно а. Каждая вещь равна сама себе. Все было постоянным — солнечная система, звезды, организмы. Естествознание опровергло этот закон, но теоретически он все еще продолжает существовать» (Энгельс. «Диалектика природы», с. 21, 1932 г.)27*.
10 Абсурдно то, что «ни с чем не сообразно», т. е. что противоречит самому себе и всему вокруг себя.
Закон тождества (а равно я) означает, таким образом, для Энгельса, что все вещи всегда остаются неизменными?! Значит, Аристотель, основатель логики, «колосс мысли» (по выражению Маркса), формулировавший закон тождества, не подозревал, что все вещи изменяются? Неужели Энгельс не знает, что генезис, развитие являются основными идеями Аристотеля?
И где это Энгельс нашел таких «старометафизиков», которые утверждали неподвижность и неизменность всех вещей? Впрочем, есть один очень старый метафизик, который под это подходит, — это Парменид28*; вся остальная мировая метафизика от Платона и Аристотеля до Лейбница и Гегеля, до Бергсона и Лосского утверждает изменение, становление, развитие, нисколько при этом не нарушая и не отрицая основных логических (и онтологических) законов тождества и противоречия". И где это Энгельс нашел такое «большинство естествоиспытателей, которое все еще воображает, что тождество и различие являются непримиримыми противоположностями»? {Энгельс. «Диалектика природы», с. 21,1932 г.)29*. Неужели большинство естествоиспытателей не знает, что тождество процесса жизни различных существ содержит в себе и обосновывает бесконечное многообразие этих существ, что тождество единого растения нисколько не противоречит различию его корней, ветвей, листьев, цветов и плодов? Где это Энгельс нашел таких идиотов «естествоиспытателей»? Наука только и занимается тем, что устанавливает тождество в различиях и раскрывает различия в тождествах.
Несмотря на такую жалкую софистику, все же порою мелькают остатки здравого смысла, заставляющего невольно признать и формулировать закон тождества. В «генеральном» учебнике Митина мы читаем такую фразу: «Противоположности — жизнь и смерть — как бы становятся тождественными друг другу... Но ясен условный характер этого отождествления: жизнь все же есть жизнь, а не смерть» ([Диалектический материализм. М.,] 1934 г., с. 148). Вот точная формула закона тождества и противоречия: «жизнь есть жизнь, а не смерть». А есть А, а не Б12.
Необходимо осознать, куда ведут эти детские шалости с законом противоречия: они ведут в царство бессмыслицы и безу-
11 Лосский в своей «Логике» блестяще показал логическое и онтологическое значение закона тождества и противоречия и устранил все недоразумения «диалектической» его отмены.
12 «Условный» характер тождества («как бы тождественны») есть гуманное указание на то, что противоположности в чем-то тождественны и в чем-то противоположны.
мия, ибо если закон тождества и противоречия отменен, тогда «Гегель не есть Гегель, а есть Маркс» и «Маркс не Маркс, а Энгельс»; или, что еще хуже, тогда Энгельс есть мудрый Сократ! При этом закон тождества имеет онтологическое, а не только логическое значение: кто взял направление на Москву, тот к ней приближается, а не удаляется. И ориентируясь в направлении поездов, нужно соблюдать закон противоречия.
Отмена закона тождества и противоречия уничтожает всякую логику, всякий диалог, всякую диалектику, всякое мышление и всякую науку и, в конце концов, всякую определенность бытия.
Приведенный текст Энгельса доказывает нам, что трудно найти более недиалектическую голову. После этого философ не может брать всерьез его «диалектику». А без нее «Диалектика природы» представляет собой дилетантское и популярное изложение естествознания 70-х годов прошлого столетия, абсолютно устаревшее и никому не интересное в силу грандиозной революции, происшедшей с тех пор в естественных науках. Теперь думают и рассуждают о совершенно иных проблемах.






