Анализ структуры рисунка.
1) Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:
а) Если семья нарисована в полном составе — признак эмоционального благополучия семьи.
б) Если на рисунке изображен не полный сое семьи, это может обозначать недовольство семей ситуацией, наличие эмоциональных контактов семье и даже агрессию.
в) Случай, когда на рисунке вообще нет людей и когда изображаются люди не связанные с семь может свидетельствовать о:
— неких травматических переживаниях по поводу семьи;
— о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);
— — об аутизме;
— о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
— а также, отсутствии контакта между -психологом и ребенком.
г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно и объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц и пр.
|
|
д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. ;Вариант, когда ребенок рисует только себя объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:
— если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., a также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности, возможно, истероидных чертах характера;
-если величина рисунка маленькая в совокупности с негативным эмоциональным фоном — это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи может объясняться наличием таких тенденций, как:
— неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брат, сестра);
— потребность быть в обществе других людей;
— желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и др.);
— потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
— кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.