Обработка результатов теста «Автопортрет»

Выделенный показатель:

1. Изображение в виде одного лица

2. " — в виде бюста

3. " — в полный рост

4. " — профиля

5. " — анфас

6. Схематическое изображение

7. Реалистическое изображение

8. Метаморфозное изображение

9. Автопортрет в интерьере

10. Более одного изображения — 2, 3 и т д.

11. Автопортрет на фоне пейзажа

12. " — в декоративной рамке

13. " — в эмоциональном состоянии

14. " — в виде литературного персонажа

15. " — выполненный в виде движущегося изображения

16. " — с предметом в руках

17. Размер изображения в кв. см.

18. Высота изображения

19. Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3.

20. Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3

21. Наличие штриховки 1,2, 3.

22. Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3

23. Степень прорисовки лица

24. -наличие глаз

25. -наличие носа

26. -наличие рта

27. -наличие бровей

28. -наличие ресниц и т.д.

На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.)

Вот пример описания одного из изображений: портрет относится к группе реалистических изображений, в котором присутствуют все элементы лица, прическа, одежда с рисунком; портрет выполнен в виде бюста, заключен в декоративную рамку, размер портрета свидетельствует о благоприятном физическом состоянии, что подчеркивает наличие румянца на щеках. Его оригинал обладает выраженной общительностью, интересом к человеку и некоторой демонстративностью (об этом свидетельствует наличие декоративной рамки и особенности прорисовки лица). Степень нажима и штриховки показывают наличие незначительного внутреннего напряжения

Тест «Кинетический рисунок семьи»

Один из наиболее популярных вариантов предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г.

Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1995.- С. 325-329.

Входит в группу методик «Рисунка семьи» (Drawing-Family Techniques) — для оценки внутрисемейных отношений. Рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных тестов Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана для теста «Нарисуй свою семью» (В. Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был описан в работах В. Хьюлса (1951-1952 гг.). Согласно схеме интерпретации по В. Вульфу, в рисунке анализируются: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур. Согласно В. Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально-неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В. Вульф обращал внимание также на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями.

В работах В. Хьюлса были предложены интерпретационные схемы методики базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии).

Вариантом методики «рисунок семьи», получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является «Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики, основана на принципах психоанализа.

Техника «рисунка семьи» в советской психодиагностике нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым (1977) предложен вариант методики, состоящий из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных по две на двух «этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т. е. является эмоционально наиболее близким). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты».

Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.

В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и прочее.

Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:

1. Кто нарисован на рисунке?

2. Что делает каждый член семьи?

3. Где они находятся?

4. Им весело или скучно?

5. Кто из них самый счастливый и почему?

6. Кто самый несчастный, почему?

Кроме вопросов ребенку можно предложить решение нескольких ситуаций для выявления позитивных и негативных отношений в семье:

1 Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк.

Кого бы ты позвал пойти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?.

4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: