Строение реальности

И все так близко и так далеко,

Что, стоя рядом, достичь нельзя,

И не постигнешь синего ока,

Пока не станешь сам, как стезя...

А. Блок

Наше высшее «Я», Пуруша {Атман в «Адвайте») не имеет ни каких свойств, является ноуменом, самим существованием, реальностью в чистом и абсолютном виде. Атман называют «свидетелем», «наблюдателем», «воспринимающим», это можно условно назвать его свойством и в то же время его сутью.

Почему происходит так, что подавляющее боль­шинство людей, обладая, в сущности, одинаковой Божественной природой, в то же время, не являются просветленными? Ответ заключается в том, что человек на его нынешнем этапе эволюции просто не способен различить, ощутить базовые принципы функциониро­вания его собственного сознания.

Реальность можно поделить на две глобальные со­ставляющие: Пуруша (сознание) и Пракрити (материя, верховная природа). Все воспринимаемое, все объекты и ощущения являются частью пракрити, даже наши мысли и чувства являются ее тончайшими частицами, именно поэтому «наша» жизнь механична. Пуруша, в

силу своей природы «воспринимающего», просто на­блюдает все это. Мы всего лишь наблюдаем наши тела, чувства, мысли. Просветленные ощущают себя именно Пурушей, они способны отвлечь свое внимание от мира объектов. Однако, как ни парадоксально, отвлекает вни­мание не сам Пуруша, так как он не является деятелем. Отвлекает внимание разум (Буддхи) просветленного че­ловека. Можно сказать, что человек — это совокупность оболочки, психического механизма (читта) и высшего «Я». Но дело в том, что и разум, и тело являются нами, фактически в том же смысле, что и наша одежда. Все это — лишь то, с чем мы отождествлены.

Ни Пуруша, ни непроявленная, первозданная Пракрити не имеют причины, они вечны и бесконечны. Наше отождествление с телами и психикой начинает­ся с разума — тончайшей части пракрити, материи, мира объектов. Все, что связано с Пурушей, высшим «Я» — парадоксально на словах, изумительно и непос­тижимо на деле. Разум обладает различающей способ­ностью (вивека). Интеллект (манас) — источник мыслей,. разум является тем, что различает, выбирает за какими мыслями и намерениями следовать. То есть в привычном потоке мыслей нашего интеллекта можно запутаться и погрязнуть, если не работает разум, как инструмент способный различать и выбирать наиболее важные из текущих в уме мыслей.

Почему отождествление Пуруши начинается имен­но с разума? Саттва — субстанция разума настолько тонка, что способна отразить Пурушу, высшее «Я». Но такое отражение еще не является самим высшим «Я». В самадхи, в состоянии, наполненном саттвой, медити­рующий переживает отражение Пуруши. В нирване нет ничего, только Пуруша, Атман, слившийся с Брахманом.

Чем отличается Атман от Брахмана? Об Атмане обычно говорят как о капле в бесконечном океане Брахмана. На еще более высоком уровне Пракрити (материя) так же является частью Брахмана, все пронизано сознанием. По настоящему понять, что это такое, может лишь тот, кто «достиг» просветления.

Почему нужна медитация, чтобы распознать вы­сшее «Я» или увидеть, что мы и так просветлены, что наша истинная природа и так незапятнанна и свободна? Первозданная, непроявленная Пракрити состоит из трех гун, неделимых качеств («закон трех», по Гурджиеву). Эти гуны:

1. Раджас (энергия, активная сила).

2. Тамас (материя в чистом виде, пассивная, инер­тная сила).

3. Cammea {гуна сознания, уравновешивающая сила). Сейчас мы наблюдаем проявленную Вселенную,

которая является бесконечными следствиями дисбаланса трех сил непроявленной пракрити. В непроявленной Пракрити эти три силы находятся в абсолютном равно­весии. Равновесие нарушается, когда Пракрити «сопри­касается» с Пурушей, когда абсолютный субъект (Пуруша) начинает воспринимать объективную реальность, тогда и начинается эволюция и вселенная проявляется. Разум в ходе эволюции заполняется (загрязняется) тамасом и раджасом и отражение Атмана в саттве уже не является таким четким. Отождествление Атмана с пракрити нис­ходит до более грубых ее проявлений — мыслей, чувств, физических оболочек.

В обыденном состоянии тамас проявляется как ле­ность, тупость, вялость и т. д, Раджас — как суетливость, подвижность, холеричность. Саттва — как ясность, блаженство, уравновешенность, гармония и счастье.

Чтобы избавиться от тамаса, необходим элемент раджаса. И оба эти элемента растворяются и уравнове­шиваются в саттве. Например, лентяй сможет побороть тупость и дремоту только активностью. Активный че­ловек со временем приходит к тому, что успокоение и ясность являются еще более эффективными факторами при взаимодействии с окружающей средой.

Во время медитации сознание очищается, запол­няется саттвой, вытесняя раджас и тамас, что прояв­ляется как выход стрессов и кармы. В каждом явлении присутствуют все три гуны.

По сути, просветление существует лишь для разума. Просветленный — это человек с очищенным и утончен­ным разумом, способным отразить и различить высшее «Я». Поэтому говорят, что пути нет, некуда идти и не к чему стремиться. Чтобы распознать, что вы и так всегда «здесь и сейчас», ничего делать не нужно, необходимо прекратить активность, не впадая в апатию. Если быть еще точней, необходимо перестать отождествляться с «деятелем», с умом.

Во время медитации ничего делать не нужно, ме­дитация — это спонтанное, естественное присутствие, созерцание, бытие, которое всегда с вами и это самое важное в практике. Если вы постигли этот аспект на практике, то вся остальная теория уже не так важна.

Многие ли задумываются q том, почему вообще что-либо существует? Можно было бы считать материю существующей, если бы не было того, кто ее восприни­мает? Что такое реальность?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: