Блаженство (ананда) и уровни медитации (дхъяны)

Сат-чит-ананда означает в переволе с санскрита «бытие, сознание, блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке, как символ высшей, исконной реальности, чистого созна-ния, присущего каждому человеку.

Индийские свами используют духовные имена в связке с термином ананда. Например. Йогананла можно дословно перевести как «восторгающийся йогой». Муктананда — освобождением. Брахмананда — Брахманом

И т.д.

Что касается аспекта ананды (блаженства), то клас­сические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, нет никакого дела до ананды, так как он свободен от всего. Умалчивают, чтобы люди двигались хотя бы ради по­путных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий. Некоторые тексты говорят о том. что t нирване присутствует тончайшее блаженство, но это может быть «высший каузал» (высочайший уровень на тонком плане), но не нирвана. Парадокс сшс и в том, что даже на начальных уровнях самадхи пропадает ощу­щение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом как бы все равно

есть оно или нет, так как если начинаешь им увлекаться, то это уже не самадхи, и ананда ослабевает.

Любовь может привести Бхакти-йогина к недвойс-твенности, когда он, не разделяя, видит во всем Бога и готов отдать Ему всего себя, но это еще не предел, и блаженство может стать искушением.

Учение «Вишуддхи Маггв>* разделяет медитацию на восемь ступеней, восемь дхьян. Это классические пере­живания, почти всегда соответствующие пути каждого практика в той последовательности, в какой они будут перечислены ниже.

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но сами мысли, как общий фон, еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных нашим органам восприятия, хотя они уже не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на который вы медитируете и мысли о самой медитации. Вы словно скачете от одной мен­тальной формы этого объекта к последующим формам до тех пор, пока не привыкаете к интуитивному созер­цанию самого объекта. Из переживаний на этом уровне уже могут появляться ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

В первой д.хьяне, (уровень савиксыьпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной му­рашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли

(* "Вишуддхи Магга» («Путь очищения») - один из основных буддийских тектов по медитации. Написан Буддагхошей в V веке.)

еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после — пов­торное возвращение к дхьяне.

Вторая дхьяна отличается от первой тем, что исчеза­ет отвлечение на мысли и повторный возврат к дхьяне.

В третьей дхьяне, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

В четвертой дхьяне практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однона­правленностью на объект медитации. Четвертая дхьяна характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы ды­шим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.

В пятой дхьяне происходит прорыв. Если в первых четырех дхьянах для практики был необходим объект, то с началом пятой дхьяны восприятие углубляется на­столько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Концентрация к этому времени достигает совершенства и нерушимос­ти. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая дхьяна характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осу­ществляется переключением внимания с осознания беско­нечного пространства на само бесконечное осознавайие.

Седьмая дхьяна соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий (см. главу «Парадокс восприятия реальности»). На этом этапе практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем уми­ротворения.

Восьмая дхьяна — состояние ниродхи, то есть ни существования, ни отсутствия существования.

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую дхьяны в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая дхьяна не является уровнем нирваны, так как полный уход со­знания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с читтой (психичес­ким аппаратом).

На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не столь важна, как практичес­кая, ибо она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой. Например, развитие и

переход по дхьянам может происходить нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечнос­ти), а тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся дальнейшая практика является своеобраз­ным пестованием этого семени.

Высший пилотаж практики — это сахаджа самадхи, пребывание в чистом бытии Атмана всегда и независи­мо от сидячей медитации, даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Как видим, практика медитации очень важна. Читая, например, книги Свами Вивекананды, можно увидеть, как осторожно он относится к словам, пытается привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похо­же на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: