Символизм матрицы

Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица. Революция»:

«Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее, чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знае­те. Свобода? Или истина? Может быть, мир? А может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Подпорки, созданные примитивным человеческим ин­теллектом в тщетной попытке оправдать собственное существование, на деле не имеющее ни цели, ни смысла. И все это — столь же искусственно, как и сама Матрица. Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь. Вы должны понять это, мистер Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете

победить, к чему продолжать сражаться?Зачем, мистер Андерсон, зачем, зачем эта настойчивость?»

Томас Андерсон ответил Агенту Смиту: «Потому, что это мой выбор».

Многие фильмы являются своего рода символи­ческим отражением того, что происходит в реальности. Через них высшие силы как бы транслируют нам неко­торые факты, касающиеся настоящего и будущего чело­вечества. Конечно, для нашего ума это очень спорный, фактически ничем не доказуемый факт, но интуиция от одних лишь фактов не зависит. У человека с жесткими ментальными фиксациями эта глава вызовет особенно скептические мысли. Но для внимательного путника знаки, символы могут возникать в любых формах.

В первой части кинофильма «Матрица» зрителю дают понять, что привычная для нас реальность — это обман, бутафория окружающего нас пространства; и хотя «реальный мир» в матрице выглядит так же, как и сама матрица, в третьей части присутствует намек и на его иллюзорность.

Вообще, фактор реальности и иллюзорности на самом деле очень условный. В социальном, обыденном смысле реально все то, что видят несколько человек. Если картинка доступна лишь одному, то это — «гал­люцинация».

В том смысле, в каком о реальности говорит йога, иллюзорно все, что имеет начало и конец (преходящее), то есть вообще все, за исключением нирваны, как сущ­ности нашего высшего «Я».

По моему мнению, дуть Нео из фильма «Матрица» является символическим отражением пути настоящего духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение

и в конечном итоге освобождение. Схожие переживания в символической форме описаны в «Махабхарате», где Кришна, в роли духовного наставника и пророка, пояс­няет Арджуне происходящее на поле битвы Курукшетра. Хотя, на самом деле, битва происходит лишь в сознании, это битва между силами сокрытия и проявления истиной природы происходящего, и на определенном этапе она воспринимается как божественная игра (Липла).

Впечатляет, как в сюжете фильма после моноло­га Смита отражены последние попытки борьбы Нео. Его возлюбленная Тринити погибла, все люди уже в < практически неминуемой смертельной опасности. Сам I Нео ослеп и находится в сердце города машин, в самой опасной точке, из которой уже нет выхода. В общем, полная безысходность. «

Не смотря ни на что, Нео продолжает бороться, иногда даже кажется, что наш мессия близок к тому, что он победит Смита — этакого кибер-демона, и эта побед дарует жизнь людям. Но это совершенно бессмыслен­но и бесполезно, ведь Смит — это все, кто есть в его иллюзорном мире, это его собственное на тот момент существование, и его невозможно победить одной лишь силой.

Когда, наконец, Нео становится близок к полному смирению с тем, что уже невозможно что-либо сделать, он произносит: «Ты был прав Смит, ты всегда был прав». Нео сдается тотально и без сожаления, позволяет Смиту слиться с собой, отдает себя без малейшего сопротив­ления полностью и просветлевает.

Смит — это это Нео. Все это время он боролся сам с собой, вообще вся битва происходит в его созна­нии. В фильме присутствуют моменты, где Нео и Смит бьют друг друга и отлетают, словно от зеркала. Про-

рицательница говорила ему: «Нео, Смитэто ты, он твоя темная сторона». Победив свое эго, смирившись отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать, Нео отдается реальности. В какой-то момент есть только Смиты, больше никого, и тогда наступает катарсис, болезнь выходит через обострение эго растворяется.

Еще в ходе фильма Прорицательница говорила: «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан». Пока Нео считал, что у него есть выбор, он боролся, и были сомнения. Все дело в том, что с выбора и начи­нается человеческая часть Бытия, иллюзия свободы в том, что у нас всегда есть выбор. Смит спрашивает Нео, почему, во имя чего он действует. Ответ Нео подчерки­вает осознание им того факта, что он действует потому, что выбрал действовать. Не важно, вера или истина окрасила его выбор, важен выбор как таковой, потому что «у человека всегда есть выбор». И до тех пор, пока эта иллюзия выбора держится, вы остаетесь человеком. А далее Нео признает, что Смит был прав. Он отка­зывается от. выбора, так как бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, отдается реальности, принимает ее такой, какой она и является.

То, что действительно существует — это и есть само чистое существование, суть нашего высшего «Я», тотальный момент сейчас.

Мы изначально ничего не имеем, и терять нам на самом деле нечего, но лишь потеряв все эти мелкие частности (распознав их как иллюзии, просто мысли), которыми, как мы думаем, мы владели, мы обретаем всю Вселенную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: