Реалистичные герои многомерны, последовательны и парадоксальны, а их эмоции, чувства, мнения и психология очень сложны. Список качеств многомерного героя был бы очень длинным.
Символичные герои одномерны. Они и не должны быть многомерными. Они воплощают одно единственное качество в отношении таких понятий, как любовь, мудрость, сострадание или справедливость. Они хорошо вписываются в нереалистичные истории – мифы, фантастику или комиксы про супергероев.
Появление символичных героев берет начало в древнегреческих и римских трагедиях. Обычно богов и богинь наделяли одним качеством. Афина, или Минерва, была богиней мудрости. Афродита, или Венера, называлась богиней любви, Гадес/Плутон был богом загробного мира, Посейдон/Нептун был морским богом, Дионис/Бахус – богом виноделия, и Артемида/Диана – богиней охоты.
Однако отсутствие многомерности не делает этих героев невнятными или неинтересными, ведь их ключевое качество подразумевает наличие других сходных качеств.
|
|
Например, Марс, или Арес, был богом войны. Его родители, Зевс и Гера, ненавидели его, а его сопутствующими качествами были беспощадность, жестокость и кровожадность. Его всегда сопровождали Раздор, Трепет, Ужас и Паника. В римской мифологии он одет в сверкающую броню, а солдаты «рады погибнуть славной смертью» на Марсовом поле битвы. Его символ – гриф, птица смерти.
К контексту Марса можно отнести все, связанное с войной. Звуки побоища, военная форма, боевые качества – все они часть характера этого бога. Понятия, не относящиеся к войне, не являются и частичкой Марса. Ему совершенно не присуща двусторонность войны и мира. В нем нет радости, неопределенности или противоречий.
Мы можем нарисовать прямую, чтобы проиллюстрировать взаимоотношения между символичными и реалистичными героями.
Односторонний символичный герой----------------Многомерный герой
Если поместить Марс на прямую, то он будет в начале прямой односторонним символичным героем. На противоположном конце прямой можно разместить любое количество реалистичных многомерных героев – Рика из «Касабланки», Скарлетт О’Хара, Шейна или Роуз из «Африканской королевы».
Если расположить героев от одномерного до многомерного, то какие-то герои непременно окажутся посередине.
Степфордские Жены/Stepford Wives (роман 1972г. и одноименный фильм 1975г. – фантастический триллер – Прим. переводчиков) - символичные герои, олицетворяющие качества идеальной жены. Частью их личности является все, что соотносится с этой концепцией, включая подчинение мужьям, уборку дома, приготовление пищи и уход за детьми. Они не обладают никакими иными характеристиками, кроме традиционных качеств хорошей жены. Нелегкая доля реального замужества никак не отражается на их характерах.
|
|
Другим примером такого героя может служить Обычный Человек в сценарии Роберта Болта/Robert Bolt к фильму «Человек на все времена/A Man for All Seasons», или Обыватель в средневековой пьесе с аналогичным названием, который является воплощением усредненности.
Многие злодеи и супергерои также символичны. Джокер из «Бэтмена» - зло, в то время как Супермен ассоциируется с «правдой, справедливостью и американским образом жизни».
Создатели символичных героев намеренно не наделяют их множеством качеств, а выделяют одно, необходимое для выражения ясной концепции.
УПРАЖНЕНИЕ: Придумайте героя – воплощение Справедливости. Начните с перечисления сопутствующих качеств. Список может включать честность, нейтральность, отсутствие предубеждений по расовому или половому признакам, соответствие духу и букве закона. Необходимо написать 20-50 характеристик Справедливости.
Чтобы развить мысль, подумайте о родителях этого героя. Например, один может быть адвокатом, олицетворяющим Закон, а другой философом, воплощающим Мудрость. Если ваш герой – бог или богиня, то этого достаточно.
Потом развивайте личность героя: добавляйте соотносимые качества, такие как сострадание, мудрость, проницательность, дипломатичность и так далее.
Подумайте о различиях между символичной Справедливостью и реалистичным героем с ярко-выраженным чувством справедливости.
Этот герой будет обладать всем спектром противоречивости, неопределенности и парадоксальности многомерной личности.
Символичный герой с одной доминантной чертой может выражать основную тему вашей истории. С такими героями надо обращаться очень осторожно, чтобы не сделать их слишком «картонными».