Как остановить мышление

Сядь в комфортную позу и закрой глаза. Просто

следуй за своими мыслями, куда бы они тебя ни повели.

Не направляй их и не оценивай. Просто наблюдай, как

они приходят и уходят. Вот так, понаблюдав их в те-

чение пяти или десяти секунд, спроси себя: ≪А откуда

придет моя следующая мысль?≫ Затем пристально

наблюдай, что произойдет. Просто жди и наблюдай.

Что произошло? Был ли краткий зазор в мышлении, пока

ты ждал следующую мысль? Заметил ли ты промежуток,

небольшую брешь между вопросом и следующей мыслью?

Ладно, перечитай инструкцию и повтори упражнение. Я по-

дожду...

Ну как? Заметил маленькую заминку в мышлении —ar паузу... между мыслями? Если ты был внимателен, то после

вопроса ≪Откуда придет моя следующая мысль?≫ заметил,

что твой ум просто ждал дальнейших событий. Мгновен-

ная пауза в мышлении возникла из-за того, что ум пытался

понять, о чем ему думать дальше. Экхарт Толле сравнивает

это состояние с состоянием кошки, когда она следит за мы-

шиной норой. Ты бодрствовал, ждал, но в этом промежутке

не было никаких мыслей.

Пожалуйста, выполни упражнение еще несколько раз,

обращая внимание на этот зазор —промежуток между

мыслями. Он обязательно присутствует, пусть мимолетно

и едва ощутимо. Когда ты научишься стабильно осознавать

эту паузу в мыслях, она станет шире, глубже и длиннее.

Ты переживал эту паузу много раз, но, скорее всего, не

обращал на нее особого внимания. Когда твой ум пребы-

вает в состоянии я, он не стремится к тишине. На каком-то

уровне ум считает тишину нецелесообразной. Ум не терпит

пустоты. В лучшем случае твой ум воспринимает эту паузу

как досадную заминку —брешь, которую необходимо за-

полнить.

Большинству из нас знакома немного неловкая ситуация,

когда мы не можем вспомнить, что хотели сказать. Слово

вертится на языке, но, как ни старайся, вспомнить его не

удается. И чем сильнее стараешься, тем глубже оно прячется.

А в какой момент нам удается вспомнить, что мы хотели

сказать? Когда мы перестаем лихорадочно копаться в своих

мыслях и позволяем им улечься. Как только мы прекращаем

старания и успокаиваемся или переключаем мысли на что-

то другое, слово само вылетает из нашего рта, словно пуля из

ствола. Отнюдь не активный ум привел нам заблудившееся

слово Оно пришло из глубин безмолвного Истинного Я.

Смотри, что я имею в виду. Если кто-то спросит, как

тебя зовут, ответ приходит мгновенно. Ответ уверенный

и автоматический. Если же спросить, что ты ел на завтрак,

возникнет небольшая задержка: твой ум подыскивает ответ.

Чем сложнее вопрос, тем дольше ум будет вырабатывать от-

вет. А это означает, что ум ждет, пока ответ сформируется из

этой тишины. Видишь ли, ум не создает ответы. Он ничего

не создает. Он лишь отражает то, что создано Истинным Я.

Уму придется весьма не по нраву горькая пилюля этого

знания, поскольку он очень любит иллюзию своей созида-

тельной силы.

Наш ум всегда торопится присвоить ответ; любые паузы

кажутся ему пустой тратой времени и внушают нетерпение.

Постоянная активность ума —как дымовая завеса. Это

попытка скрыть тот факт, что созидание идет от неподвиж-

ности, а не от деятельности. Ум старается схватить ответ и

использовать его для укрепления своей власти. Невнима-

тельный ум расточителен и вредоносен.

Когда ты задаешь уму вопрос: ≪Откуда придет моя сле-

дующая мысль?≫ —он вынужден остановиться и проявить

внимание. У него есть врожденная склонность хватать пер-

вую попавшуюся мысль и бежать с ней дальше. Но если ты

сопротивляешься этому его стремлению к ≪продуктивно-

сти≫ и пристально смотришь, откуда на самом деле придет

твоя следующая мысль, наградой тебе станет мимолетный

взгляд на собственное Истинное Я — дающая силы пауза.

Ты только что нашел ответ на вопрос ≪Чего ты хочешь?≫.

Это ответ на наш изначальный вопрос: ≪Каково мое самое

сокровенное желание?≫ Источником всех других желаний

и томлений ума служит глубочайшее стремление познать

Себя —познать свое Истинное Я.

Теперь, когда ты узнал, откуда приходят мысли, я со-

ветую тебе регулярно выполнять этот простой опыт по

одной минуте в час. Каждый час выделяй по минуте на то,

чтобы остановить мышление.

Если это неосуществимо, можешь выполнять упраж-

нение реже, но в течение более длительного временипо

пять, десять или даже двадцать минут. Однако более

частые и краткие визиты к своему Истинному Я лучше

подходят для достижения наших целей.

Когда на поверхность сознания пробиваются другие

мысли, не борись с ними. Это происходит всегда, поскольку

думатьв природе ума. Просто снова и снова задавай

тот же вопрос с полным осознаниемдо тех пор, пока не

выйдет время, отведенное на опыт.

Будь настойчив, и ты не пожалеешь о потраченном вре-

мени. Скорее всего, поначалу тебе придется закрывать

глаза при выполнении упражнения, но очень быстро ты

научишься делать всё то же самое и с открытыми глазами.

Потом ты сможешь входить в этот опыт, ведя машину, бе-

седуя с соседом или в разгар напряженного рабочего дня.

И очень скоро ты осознаешь, насколько этот невинный опыт

изменил твою жизнь.

Все, что нужно делать, —это регулярно наблюдать за-

зор между мыслями; все остальное придет само собой:

непринужденность, творчество, энергия, дружелюбие. Уже

через несколько дней ты станешь более безмятежным.

Еще через несколько дней это упражнение будет давать-

ся тебе совсем без усилий. Когда это произойдет, важно

и дальше придерживаться графика —по одной минуте в

час, —а также ждать тех моментов, когда Истинное Я будет

открываться тебе спонтанно, в качестве благословенного

дара. Через некоторое время ты обретешь импульс — со-

стояние, когда безмятежность станет неизменно возвра-

щаться сама собой, если ты ее вдруг утратишь. Все, что

тебе будет нужно после этого, —откинуться на сиденье и

наслаждаться поездкой.

Вкратце подведем итоги. Когда мы забываем Истинное Я,

мы забываем о том, что мысли создаются нашим Я. Когда так

происходит, мы отождествляем себя с мыслями и чувствами.

Говоря ≪Я зол≫, мы связываем себя своей злостью. И тогда

мы привязываемся ко всему, что несет с собой злость: к оби-

де, разочарованию, стремлению отомстить и т. д. А отсюда

только один шаг к суровой схватке со своими мыслями и

чувствами. В этом соревновании мы победить не можем.

Проблема в том, что мы отождествляем себя со своим умом,

а это ведет к большим неприятностям.

Ум является продуктом Истинного Я, а не наоборот.

Твое Истинное Я разумно. Ум —только инструмент, ко-

торый ты используешь для повседневных дел. Без присмотра

со стороны Истинного Я ум функционирует на автопилоте.

Возникает впечатление, будто он знает, что делает. Но это

иллюзия.

Истинное Я —универсальный целитель

Я сделал ряд сильных заявлений. Одно из наиболее

страстных состоит в том, что утрата осознания Истинно-

го Я является единственной причиной людских страданий.

А осознание Истинного Я приводит к окончанию страда-

ний. Предлагаю проверить, как эти утверждения подтверж-

даются на практике.

Выполни опыт первый еще несколько раз. Твоя рабо-

та будет вознаграждена возникновением более отчетли-

вого —а возможно, и более продолжительного —зазора

между мыслями. Пусть всего на одну секунду, но этот зазор

возникает. Да, возникает, но что он собой представляет?

Ну как же, это и есть твое Истинное Я! Ты наблюдал свое

Истинное Я.

А теперь вопрос на 64 000 долларов: испытывал ли ты

какие-либо тягостные чувства, когда оказался наедине со

своим Истинным Я в промежутке между мыслями? Ощущал

ли какой-то дискомфорт? Ничего такого не было, верно?

И если ты выполнял упражнение добросовестно, то заме-

тил, что после него стал чувствовать себя немного более

безмятежно. Попробуй еще раз. Это срабатывает всегда.

Невозможно злиться, грустить, беспокоиться, чувствовать

себя виноватым или испытывать любые другие негативные

чувства, когда ты полностью осознаешь свое Истинное Я.

Невозможно!

И это не самообман. Чем больше времени ты проводишь

в состоянии не-мышления, тем меньше у тебя дисгармонич-

ных мыслей и чувств. Чем меньше у тебя дисгармоничных

мыслей и чувств, тем более ясно ты мыслишь, дружелюбнее

относишься к людям и легче решаешь повседневные про-

блемы. Люди, которые регулярно входят в контакт со своим

Истинным Я, живут более долго и динамично. И они при-

чиняют меньше проблем окружающим.

Хорошо, скажешь ты, но как можно жить не думая? Разве

я не буду тогда с бессмысленным взглядом бродить среди

людей, натыкаясь на предметы?

А теперь приготовься узнать нечто невероятное. Ты

можешь делать все вместе. Ты можешь осознавать свое Ис-

тинное Я и в то же время думать, и чувствовать, и работать,

и заботиться о семье. На самом деле, сочетая деятельность

осознанием безмысленного Истинного Я, ты будешь полу-

чать больше радости от выполнения даже самых обыденных

дел. Твое самое сокровенное желание состоит как раз в том,

чтобы осознавать Истинное Я во время любой деятельно-

сти. И волки сыты, и овцы целы.

Но прежде, чем ты хорошо усвоишь эту идею, нам нужно

провести кое-какую подготовительную работу. Я хочу, что-

бы ты и впредь уделял по одной минуте каждый час опыту

номер один (остановке мышления). Обращай внимание на то,

как регулярные соприкосновения с Истинным Я изменяют

твою жизнь. Особенно важно не забывать об этом упраж-

нении, если в твоей жизни сейчас много негатива. Однако

не пытайся использовать остановку мышления для борьбы с

негативом. Из этого ничего не получится. Просто выполняй

упражнение и обращай внимание на перемены. Не мешай

процессу, просто наблюдай его. Эти занятия сослужат тебе

еще одну хорошую службу: благодаря им ты глубже пой-

мешь материал следующих глав. И тогда ты будешь готов к

новым опытам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: