А сейчас я намерен отклониться от нашего основного
курса, чтобы прояснить любые вопросы, которые могут
возникнуть у тебя в отношении того, как я понимаю Бога
При этом я отнюдь не рассчитываю на то, что ты понимаешь
Бога точно так же. Да это и немыслимо. Ты можешь видеть
Бога только своими глазами, и это правильно.
Мне нравится высказывание: ≪Бог говорит разным лю-
дям разное в надежде, что мы перескажем друг другу Его
слова≫. Я делюсь с тобой своим восприятием по двум при
чинам.
Во-первых, подобно цветку, или живописному утесу, или
синему небу, мое восприятие Бога является одним из Его
проявлений, и оно может оказаться ценным также и для
тебя. Воспринимай мои слова как они есть —как попытку
одного человека поделиться своим видением с другим.
Во-вторых —и с функциональной точки зрения это
более важно, —понимание того, как я вижу Бога, поможет
тебе избежать путаницы в отношении некоторых исполь-
зуемых мною слов и словосочетаний: Истинное Я, Я Есть,
совершенный порядок, внутренняя безмятежность, чисты и
|
|
разум, присутствие, абсолютная тишина... В контексте на-
шего разговора подобные словосочетания являются сино-
нимами —они взаимозаменяемы. Не привязывайся к этим
словам. Никакое слово не может описать Бога или помочь
тебе постичь его на опыте. Моя задача —подойти к Богу с
разных сторон в надежде, что это вдохновит тебя заполнють
бреши недопонимания собственным опытом.
На определенном уровне мы можем сказать, что Бог по-
добен втулке велосипедного колеса. Все спицы ведут к втул-
ке. И я пытаюсь показать тебе столько Божественных спиц,
сколько позволит время и ситуация. Я могу предложить тебе
путь, но путешествие должен совершить только ты сам.
Другой способ воспринимать Бога—это видеть в нем
втулку, и спицы, и шину, и воздух в шине, и изначальную
функцию колеса. Второй вариант ближе к моему восприя-
тию, но в этой книге отражены оба подхода одновременно.
И тебе нет нужды полностью принимать один из них. Ты и
сам скоро убедишься в этом.
Нa каком-то этапе жизни Бог являлся мне в том или
ином облике —подобно тому, как Арджуне явился Кришна.
За время, прошедшее с тех пор, облик Бога растворился в
безграничном пространстве за пределами времени. Есть
поговорка, что все вещи, большие и малые, рассыпаются
и пыль при приближении стоп Господних. Для меня ≪все
вещи≫ включают в себя также представления о Господе и
зримые Его облики. Фактически, я воспринимаю все матери-
альные формы как проявления волн энергии, исходящей из
бесформенного источника. Для меня материальные объекты
не монолитны. Они —вибрирующая пустота. Временами
|
|
я удивляюсь тому, что стол не растворяется дрожащим
маревом в пространстве, а тротуар не улетучивается в пар
прямо из-под ног. Почему-то этот факт кажется мне очень
странным и в то же время совершенно естественным и
yспокаивающим.
Когда тишина становится особенно напряженной, рас-
стояние между предметами словно бы уменьшается. У меня
не раз возникало ощущение, что я могу протянуть руку,
снять Луну с черного неба и рассмотреть ее, вертя перед
глазами, словно чистый бледный самоцвет. Каждая вещь
во Вселенной знает каждую другую вещь —не в результате
общения, но в силу Знания Путем Тождества. Границы,
обусловливающие отличие автомобиля от муравьеда, вто-
ричны перед лицом Присутствия, которое пронизывает их,
окружает и объединяет их.
Физиологически я в такие моменты ощущаю себя как
пространство, движущееся через пространство. Когда я
иду, кажется, что воздух проходит сквозь меня, а не вокруг
Мои суставы свободные и текучие —я словно скольжу без
усилий с места на место. Каждая клетка моего тела подобии
цветку, пьющему сияние тишины. Я чувствую себя напол-
ненным и полностью защищенным.
Возможно, ты заметил, что в этом разделе я впервые
употребил слово ≪Бог≫. Это короткое слово несет в cебе
очень много устоявшихся представлений и противоречи-
вых эмоций. Оно склонно вызывать путаницу,—а этого
в нашей жизни и так более чем достаточно. Не привязы-
вайся к слову—будь то ≪Бог≫, или ≪безмолвие≫, или ≪со-
вершенный порядок≫. Слова —лишь призраки, и не стоит
принимать их за сами вещи, которые они обозначают. Да и
сами вещи —точно такие же призраки, и именно так нуж-
но их воспринимать. Не путай дар с Дарителем. Или, если
быть более точным, не путай дар с Дарителем во всей Его
целостности.
С моей точки зрения попытки дать определение Богу
классическое упражнение в тщете. Спроси у меня, кто или
что есть Бог, и я отвечу: не знаю. Мое определение Бога
просто: ≪Непознаваемое≫. Для меня наивысшее знание со
стоит в том, чтобы не знать Бога. Фома Аквинский говорил
≪Сколь бы ни силился человеческий ум, ему даже сущность
мухи не познать≫.
Иезуитский священник Энтони де Мелло, большой лю-
битель аналогий (и вообще очень симпатичный мне чело-
век), однажды, рассуждая о том, сколь нелепо обсуждать
качества Бога, процитировал К. С Льюиса: ≪Это все равно
что спросить, сколько минут в желтом цвете≫. Между тем
почти все вокруг обсуждают подобного рода вопросы
на полном серьезе. Как пишет де Мелло: ≪Один человек
утверждает, что в желтом цвете содержится двадцать пять
морковок, а другой заявляет, что в нем семнадцать карто-
фелин, —и эти двое затевают ожесточенный спор≫. Если
наивысшее знание заключается в понимании, что ты ничего
не знаешь, тогда наибольшее невежество —думать, будто
ты знаешь. Иллюзия того, что ты знаешь Бога, тяжелыми
мыслями прикует тебя к собственным ограниченным идеям
и представлениям, а ум станет тратить уйму сил на попытки
втиснуть Бога в твой мысленный шаблон.
Мой опыт постижения Бога оставляет во мне ощущение,
что я не знаю ничего и все может быть верно. Это лучшее,
на что я способен. Наибольшее, на что я могу надеяться,
когда пишу эти строки, —предложить вразумительные,
но при этом эмоционально нейтральные слова и аналогии,
которые помогли бы тебе выйти за жесткие рамки мысли и в
конечном счете познать на опыте собственного Бога —сво-
им собственным путем. А теперь давай вернемся к нашему
разговору об отсутствии надежд.