Знание —результат накопления данных ради углубления
нашего понимания мира. Понимание и опыт —две ноги
знания. Если мы хотим двигаться вперед, нам нужны обе
ноги. При ходьбе одна нога поддерживает тело, а вторая
переносится вперед. Затем эта вторая поддерживает тело,
чтобы могла перенестись вперед первая. Когда понимание
и опыт скоординированы во времени и действуют сбалан-
сированно, мы продвигаемся вперед.
Приобретение знаний также можно представить как
возведение крепкой кирпичной стены. Кирпичи —это
понимание, а цемент —опыт. Если ты построишь стену из
одних только кирпичей, она будет иметь строгую форму, но
ей будет недоставать прочности. Она не выдержит напора
ураганного ветра. С другой стороны, если ты построишь
стену только из цементного раствора, она будет прочной,
но бесформенной. Ей будет недоставать структуры. Если
же строить стену из кирпичей, скрепляя их между собой
цементом, получится строгая структура, обладающая боль-
шой прочностью.
Знание относительно. Оно изменяется со временем и
с обстоятельствами. Если нам кажется, будто мы что-то
знаем, потому что можем навесить на это явление ярлык
или потому что понимаем, как оно действует, значит, мы
себя дурачим. Знание всегда неполно. Решая, будто знаешь
что-то, ты тем самым демонстрируешь невежество о целом.
И тотчас же к тебе начинают прибывать проблемы с полны-
ми чемоданами фактов, мнений и планов. Ибо, как мы уже
знаем, в действительности ничего не существует. Когда ты
ошибочно думаешь, будто вещь представляет собой что-то,
а не Ничто, ты тем самым убеждаешь себя, будто держишь
в руках решенную головоломку, тогда как у тебя есть только
крохотный фрагмент. Как сказал Нисаргадатта, человек
необычайной проницательности, один из святых XX века:
≪Все знание есть невежество≫. Он знал, что поиск безмятеж-
ности через накопление знаний ведет лишь к усугублению
страданий.
Приходилось ли тебе общаться с ребенком, чей интел-
лект пробуждается и он постоянно спрашивает: ≪Почему?≫
Что бы ты ни ответил, он просто снова спрашивает: ≪По-
чему?≫ И довольно скоро у тебя заканчиваются ответы.
Возможно, ты думаешь, что какой-нибудь ученый или поэт
сумел бы ответить на все эти ≪почему≫. Однако я должен с
сожалением констатировать, что и у них нет всех ответов.
Что бы мы там ни думали о себе, но у нас никогда не будет
всех ответов на все почему. Этого просто никогда не будет.
Но, очевидно, существует прямая связь между тем, сколько
данных мы накапливаем, и тем, насколько опасными ста-
новимся. Никогда прежде у нас не было больше знаний, и
никогда мы не оказывались ближе к самоуничтожению.
Знания —корм для эго, жаждущего власти над миром.
Сколько себя помню, я слышу от разных людей слова:
≪Чем больше ты знаешь, тем больше видишь того, чего не
знаешь≫. В этих словах отражено легкое разочарование, ко-
торое испытываем мы все, когда пытаемся контролировать
свой мир, приобретая больше знаний, однако обнаружива-
ем, что это не приносит нам безмятежности. Есть знание и
есть Познание. Давай несколько переделаем приведенное
выше высказывание и посмотрим, что получится. ≪Чем
больше ты знаешь, тем больше видишь вокруг Непознан-
ного≫. А теперь давай разберемся, что мы сделали.
Интеллект обладает способностью обучаться при по-
мощи рассудка —при помощи способности к пониманию.
Поэтому интеллект ограничен временем-пространством.
Познание (с большой буквы) есть постижение Божествен-
ного Состояния —единства в разнообразии. Это Познание
происходит, когда ты вглядываешься глубоко в звездное
небо и ощущаешь тайну, и Познаешь то, чего никогда не смо-
жешь понять. Но это нормально, потому что в этот момент
у тебя и нет потребности в понимании. Попытки объяснить
свои чувства при помощи интеллекта только разрушат оча-
рование момента. А понять все равно не удастся.