А теперь давай заменим комнату на весь Космос. Все
вещи в мироздании —звездная пыль, и антиматерия, и
божьи коровки, и сладкие грезы —все заключено в этом
космическом яйце, в нашем голографическом DVD. А во-
круг —Ничто. И это Ничто не пусто. Ничто содержит
в себе строительный материал для неисчислимых вещей,
которые могут заполнить наше космическое яйцо, но этот
материал еще не обрел форму. Бом называет это Ничто
≪подразумеваемым порядком≫. Первые два стиха Книги
Бытия гласят: ≪В начале... мир был бесформен и пуст; и
тьма была над бездною≫*. Отзвуки Ничего слышны также
в первой строке Тайттирия-упаншиады: ≪В начале мира
не было≫.
Затем Ничто превращается в нечто. В Книге Бытия ска-
зано: ≪...и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да
будет свет. И стал свет≫ (Быт. 1:2,3). А вот что говорит даль-
ше Тайттирия-упанишада: ≪Из несуществования произо-
шло Существование. Из себя Существование сотворило
Истинное Я. Потому оно и называется Самосотворенным≫.
Истинное Я —твое Истинное Я —произошло от Ничто.
Истинное Я есть то же самое, что и Ничто, но все же не-
сколько от него отличается —мы еще поговорим об этом
чуть ниже.
Возникает ли нечто из Ничего, когда ты пишешь картину
или строишь во дворе шалашик для детей? И да, и нет. Нет —ar потому что ты создаешь одни вещи из других вещей. Чтобы
что-то сделать, ты подбираешь материалы и мобилизуешь
свои мысли... Хлоп-шлеп —и из комка глины получилась
пепельница. Но откуда пришли все эти материалы и мысли?
Конечно, их породило Ничто. Ты уже убедился в этом, вы-
полняя упражнение по остановке мышления. Как гласит
Тайттирия-упанишада: ≪Воистину, Самосотворенное есть
Сущность мироздания≫.
Почему Ничто вдруг решило казаться чем-то —объ-
ектами и явлениями феноменального мира? Потому, что об-
ладает такой возможностью. Если бы Ничто могло явиться
чем-то, но не сделало бы этого, то Оно не реализовало бы
свой потенциал. (Ничто привносит совершенно новый
смысл в лозунг: ≪Будь всем, чем можешь быть≫.) Оно бы не
обрело завершенности. Оно осталось бы отчасти пустым, а
мы уже знаем, что Ничто не пусто. С другой стороны, если
бы оно действительно стало чем-то, то перестало бы быть
* Перевод с английского текста. Русский синодальный перевод: ≪В начале...
Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною≫. —Прим. перев.
Ничем. Довольно затруднительное положение для Ничего.
Как Оно может стать чем-то и при этом оставаться пустым?
Или как оно может ничем не быть и при этом избежать пу-
стоты? Ответ ищи в моей следующей книге... Ладно, шучу.
Итак, как же Ничто избежало забвения пустоты и при этом
не стало чем-то? Оно кажется чем-то, чем не является. Вот
так этот великий фокусник пускает нам пыль в глаза на
протяжении многих и многих тысячелетий. Лишь немногие
сумели разоблачить эту иллюзию. А все остальные прини-
мают фокус за чистую монету —он в полной мере прошел
испытание временем.
Итак, у нас есть Ничто, кажущееся всем. А это означает,
что Ничто не отделено от того, что Оно создало. Всё есть
Ничто —включая и тебя. Другое твое имя —Самосотво-
ренное, или просто Истинное Я. Если ты —Истинное Я,
тогда ты —≪Сущность мироздания≫. Ты —во всём. А почему
это может быть важно? Потому, что, ≪познав Себя≫ (свое
Истинное Я), ты сможешь познать все что угодно, и тогда
ты познаешь Ничто и тем самым обретешь He-знание*. (Не
загорелся ли только что свет в твоей темной комнате?) Когда
ты познал Себя (свое Истинное Я), страх перед неизвестным
невозможен. Или, как сказано в Тайттирия-упанишаде:
≪Воистину, эта Сущность дарует Безмятежность≫.
Творения не было
И здесь к нам приходит осознание, что творение никогда
не происходило. ≪А вот это, —скажешь ты, —одно из самых
нелепых утверждений, какие я когда-либо слышал≫. Если
ты —англичанин, то можешь со вкусом завернуть словечко
≪Preposterous]≫ —≪Абсурд!≫. И это действительно непо-
стижимо. Однако, если ты отказываешься признавать, что
* В оригинале игра слов: you will know Nothing можно перевести как ≪позна-
ешь Ничто≫ и ≪не будешь знать Ничего≫. —Прим. перев.
существуют пределы для разума, тогда давай попытаемся
разобраться во всем этом. Что нам терять, кроме, может
быть, пары заблуждений и сопутствующих им страхов?
Выше я говорил, что нашу вселенную (голографический
DVD) окружает Ничто. И в то же самое время (а точнее, в
то же самое ≪вне-временье≫) безграничное Ничто пронизы-
вает и поддерживает ее. Мысли обязаны отображать движе-
ние. Поэтому мы думаем о творении как о событии, которое
случилось некогда и продолжается до сих пор. На самом же
деле творение никогда не происходило. Оно просто есть.
Творение не начинается и не заканчивается. Начало и ко-
нец —иллюзия, созданная Мастером заблуждений. Наше
ограниченное лазерное сознание сосредоточено лишь на
одном участке Вселенной, и тем самым оно создает иллюзию
времени. Творение не совершилось из Ничего. Оно и есть
Ничто! Оно всегда было тем, чем является, —кажущейся
волной Истинного Я на поверхности океана Не-Я.
Но волна не движется! Если бы она двигалась, это было
бы проявлением времени. Однако движение волны —это
такая же иллюзия, как и ее форма. Движение автомобиля,
проезжающего мимо тебя, —это на самом деле бесконечное
количество машин, существующих на разных стадиях за-
вершения, —как кино представляет собой ряд отдельных
неподвижных картинок, представляющих различные фраг-
менты сюжета. Каждая картинка завершена сама по себе и
в то же время она является частью сюжета. Каждый сюжет
завершен и в то же время является частью некой большей
истории. Окончательная история заключается в том, что
нет никакой истории, помимо той, которая создается стре-
мительным движением нашего ограниченного лазерного
сознания. Нам кажется, что едет машина, тогда как в дей-
ствительности это наше линейное сознание быстро мчится
от одного ≪кадра≫ с машиной к другому.
Малая иллюзия состоит в том, что движется машина.
Высшая иллюзия состоит в том, что движется наше со-
знание. На самом же деле ничто не движется —когда наше
ограниченное индивидуальное сознание расширяется до
предела (как будто в комнате включили свет), оно постигает
все одновременно, без движения. Разлом, созданный време-
нем и пространством, срастается. Оказывается, что мнимые
осколки голографического зеркала всегда составляли един-
ство. Если Ничто никогда не создавалось и никогда не будет
разрушено, то как может существовать движение?
Когда ≪Дух Божий≫ носился над водою, в действитель-
ности никакого движения не было. Было лишь кажущееся
движение. Помни: Дух Божий вездесущ, а следовательно,
недвижим. Куда может направиться Бог, где Его бы ныне
не было? Библия, как и все священные тексты, представ-
ляет собой писание, адресованное тем, кто не знает Бога в
полной мере. Те из нас, кто не знают Бога, по определению
не осознают это нерожденное бессмертное недвижимое
Присутствие.
Слова Библии, Корана и Бхагавадгиты подобны доскам в
настиле моста. Мост нужен затем, чтобы пронести тебя над
≪бурными водами≫ к Богу. Однако словесный мост способен
провести обычное сознание лишь до определенного места.
А дальше идет провал —та самая брешь, откуда приходят
все мысли, —и свой ум тебе придется оставить перед этим
провалом. Последняя доска настила —интуиция; обна-
женный, ты отталкиваешься от нее, чтобы совершить свой
последний наивысший прыжок в Ничто.
Если твой ум противится самой идее о безвременной
недвижимой иллюзии мироздания, значит, он исправно вы-
полняет свою работу. Если же ты выйдешь из-под контроля
своего ума, то ≪познаешь≫ истинность Ничто. Возможно,
вначале ты узришь лишь проблеск познания, и тотчас же на
тебя набросятся орды мыслей-убийц, чтобы предотвратить
постижение. Однако это знание всегда здесь, и оно будет
расти.
На этом этапе я советую тебе читать дальше, пребывая
при этом в своем Истинном Я. Выполняй предложенные в
этой книге упражнения и будь со своим Истинным Я —сво-
им Я. Логика, и анализ, и интуиция —все они порождения
Истинного Я. Поэтому они неизбежно сосредоточатся во-
круг твоего опыта единения с ИстиннымЯ —так железная
стружка притягивается к магниту —до тех пор, пока и сам
этот опыт не уйдет прочь, оставив после себя лишь Ни-
что.