Когда обретаешь Я-осознание

Когда ты полностью примешь тот факт, что не контроли-

руешь свою жизнь, и комфортно расположишься в уютном

кресле Истинного Я, твоя жизнь останется практически

такой же, как сейчас, но в то же время глубочайшим об-

разом изменится. Итак, ты обретешь Я-осознание (то есть

осознание своего Я) —но что это означает в терминах по-

вседневной жизни? Давай разберемся.

Как ты будешь себя вести, когда обретешь Я-осознание?

Ответ: в соответствии со своими генетическими склонно-

стями и воспитанием. Совершенно верно: в основном ты бу-

дешь вести себя так же, как и до пробуждения Я-осознания.

Возможно, ты станешь немного мягче, добрее, человечнее.

Однако не стоит возводить свое Истинное Я на пьедестал,

отделяя его от всего остального мироздания. Именно эле-

мент некой обычности —я бы даже сказал обыденности —ar заставляет Я засиять в полную силу.

Мне знакомы Я-осознающие ворчуны, курильщики,

храпуны и толстяки. (Это все не в одном человеке сра-

зу.) Они любят вкусную еду, секс, деньги, быструю езду и

телевизор. Короче говоря, эти люди ничем не отличают-

ся от всех остальных, помимо одной тонкой, но фунда-

ментальной черты: они в полной мере принимают жизнь.

Но человеку, объятому страданиями, трудно оценить эту

черту по достоинству. Нам проще заметить что-то внеш-

нее, что-то бросающееся в глаза —именно поэтому люди

с таким почтением относятся к вкрадчивым и кротким

святошам. Людям кажется, что такое поведение является

продуктом Я-осознания. Однако это не так, —не так, как

мы обычно думаем. Существует расхожее заблуждение,

что просветленный говорит неспешно, ходит неторопливо,

всегда улыбчив, не подвержен настроениям, безразличен к

деньгам и невосприимчив к переменам погоды. Да, такие

просветленные существуют, но я готов поспорить, что они

были неторопливыми и улыбчивыми и до того, как всей

душой приняли все, что есть. Мы все знаем людей, которые

от природы человеколюбивы и щедры —просто такие уж

они есть, так проявляется их малое я. И, когда они обретают

Я-осознание, все эти качества остаются при них —разве что

чуть-чуть усиливаются.

Склонность ставить просветленных людей выше себя,

приписывая им некоторые идеализированные черты ха-

рактера, порой играет с нами злую шутку. Такое отношение

заставляет опустить руки тех искателей, которые пытаются

подражать этим уникальным душам, но не преуспевают.

Между тем спокойные и кроткие Я-осознающие ничем не

лучше своих деятельных и шустрых сотоварищей. Однако

мы отворачиваемся от вторых и признаем лишь первых, де-

лая из них некий плакатный образец просветленности. При

этом представители обоих типов в равной мере способны

стать Я-осознающими личностями, и их поведение при этом

будет определяться генетической предрасположенностью

и влиянием среды. Тем из нас, кто все еще вовлечен в отча-

янную борьбу со своим характером, следует уяснить это и

отбросить свои предрассудки в отношении просветления.

Причем это нужно не просветленным, а самим же ищущим.

Людей, уже достигших Я-осознания, не слишком волнуют

предрассудки окружающих.

В своей книге ≪Приглашение к пробуждению≫ Я-осо-

знающий Тони Парсонс предостерегает: ≪Нам следует от-

бросить все свои косные представления о просветлении, —ar например, веру в то, что оно наделяет человека безупречной

праведностью и чистотой, а также дарует блаженство. Жизнь

идет своим чередом. Порой я сержусь или нервничаю... Но

когда это ущербное состояние прекращается, я быстро

возвращаюсь к всеобъемлющему приятию, когда любое

ощущение разделенности улетучивается≫.

Пробудившись для осознания своего Истинного Я, ты

все равно ощущаешь гнев, тревогу и другие человеческие

эмоции. Ведь ты остаешься человеком! На тебя распростра-

няются все физические и психологические законы, управ-

ляющие людьми. Твое тело-ум продолжает чувствовать все,

что ты чувствовал и прежде, —только теперь ты безусловно

принимаешь эти чувства как нечто тебе неподконтроль-

ное —естественное проявление того, что есть.

Когда обретешь Я-осознание, тебе может показаться за-

бавным, что очень многие люди не замечают этого. Посколь-

ку их взгляды сосредоточены на будущем или прошлом, им

сложно разглядеть нынешнюю благодать, которую дарует им

мироздание в твоем лице. В конце концов, задумайся о том,

сколь многие люди не оценили значения человека по име-

ни Иисус, когда Он жил среди них... Тогда как одни ищут

спасителей, а другие стараются развенчать претендентов на

эту роль, ты просто принимаешь и тех, и других, и третьих

как естественные проявления того, что есть.

Это ставит перед нами любопытный вопрос. Можешь ли

ты поступать плохо, когда осознаешь свое Истинное Я? От-

вет —≪да≫ и ≪нет≫. С точки зрения непосвященных —ответ

≪да≫. Они везде видят хорошее или плохое. Так получается

потому, что они делят весь мир —вещи, людей и события —ar на полезное и вредное. Но поскольку ты осознаешь свое

Истинное Я, твой ответ ≪нет≫. Ты видишь только гармонию.

При таком взгляде на вещи сможешь ли ты сделать что-то

плохое? Вселенная просто не допустит этого.

А сможет ли кто-то навредить тебе, когда ты осознаешь

свое Истинное Я? И опять ответ —≪да≫ и ≪нет≫. Очевидно,

что тебе можно нанести физический ущерб и даже психо-

логическую травму. Но вред при этом наносится твоему я.

Даже обретя Я-осознание, ты все же сохраняешь тонкую

скорлупу я. Это —то, что ты считал своей настоящей сущ-

ностью, когда жил во фрагментарном мире. Скорлупа я

подобна пластмассовому колокольчику. Она вибрирует

словами и делами человеческими. Однако ее перезвон слаб

и беден. Он не пробуждает в тебе таких сильных страстей,

как жажда мести, жадность или чувство вины. Отзвуки

прошлого лишь на миг тревожат тишину твоего слияния

с миром. И боль не может надолго проникнуть в глубины

этой тишины.

Малому я может быть причинен вред, но это лишь на

миг пробуждает тебя для осознания, что ты все еще функ-

ционируешь в теле-уме, которое подвержено действию всех

законов —природных и человеческих. Ты испытываешь

гнев, чувство вины, тревогу и всевозможные желания. Но

они —лишь оттенки букета в вине. Они эфемерны. Они

пробуждают тебя для переживания радости и глубины

человеческого бытия.

В этом состоянии доминирует твое приятие всего, как

оно есть. В любых как будто бы обидных словах или враж-

дебных действиях ты видишь отражение совершенства. Нет

нужды противостоять совершенству. Но если твое генети-

чески уникальное и сформированное под влиянием среды

тело все же предпринимает защитные действия —в этом

тоже отражение совершенства. Когда ты принимаешь тот

факт, что ничего не контролируешь в мире, тогда твои дей-

ствия больше не принадлежат тебе —как не принадлежали

никогда.

Мы здесь обсуждали, каково это —обладать Я-осозна-

нием. Некоторые люди просто спонтанно и мгновенно об-

ретают осознание своего Истинного Я —полное приятие

того, что есть. Однако большинство Я-осознающих душ

целенаправленно шли к этому состоянию в течение некото-

рого времени. Было бы несправедливо оставлять тебя с ощу-

щением, что внутренний свет просто включается внутри нас

одним щелчком. В большинстве случаев Я-осознание вклю-

чается как бы при помощи реостата —постепенно разгора-

ясь в течение некоторого промежутка мнимого времени. Не

могу не подчеркнуть, что это —иллюзия, однако я считаю

нужным описать эту иллюзию ради тех из нас, кто пока еще

≪ни рыба, ни мясо≫ —то есть пребывает в состоянии между

полным невежеством и полным Я-осознанием.

Когда мы начинаем принимать наш мир, как он есть,

происходят некоторые очень интересные вещи. Например,

твоя жизнь становится более непринужденной и в то же

время более сложной. Трудности обостряют твое осознание

чистого бытия. Когда осознание чистого бытия обостря-

ется, твоя внутренняя жизнь вступает в битву с внешней.

Аллегорическое описание этой борьбы между я и Я дано

в последней главе Бхагавадгиты (18:37). Именно об этом

феномене говорит, наставляя Арджуну, Господь Кришна:

≪То, что вначале имеет вкус яда, но в конце оказывается нек-

таром, —это блаженство, рожденное умом, пребывающим

в мире с самим собой≫.

Иисус тоже предупреждал об этом духовном препят-

ствии: ≪Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор,

пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и,

если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать

над всем≫ (Евангелие от Фомы 1). Это очень сильные слова,

предупреждающие о потрясениях, связанных с обретением

Я-осознания. А уж Христос наверное знал о разного рода

потрясениях и испытаниях.

Давай внимательно рассмотрим, что предлагает нам

Иисус. Итак, нам предлагается искать, пока мы не найдем.

Тут все просто. ≪Найти≫ означает осознать то, что есть.

Далее Иисус говорит, что, найдя, мы будем ≪потрясены≫.

А вот на это ≪потрясение≫ нам нужно взглянуть несколько

внимательнее.

Ты можешь сказать, что в твоей жизни было довольно

потрясений и ты не намерен пополнять их список. ≪Знаешь,

Фрэнк, —проворчишь ты, —когда я буду готов к новым

потрясениям, то извещу тебя первым≫. К счастью, Хри-

стос говорит здесь не об обычных наших повседневных

потрясениях. Наши бытовые проблемы суть результат

автомыслия —мы видим части там, где правит Целое. Ии-

сус же говорит о других потрясениях, которые приходят,

лишь когда мы начинаем принимать то, что есть. И в чем

же разница?

А разница в следующем. Потрясения, являющиеся резуль-

татом автомыслия, лишь влекут за собой новые потрясения.

Внутримыслие успокаивает бурные воды потрясений —од-

нако при этом само же раскачивает лодку. Те потрясения, о

которых предупреждает Христос, —результат очищения.

Если говорить об организме, то это можно сравнить с отка-

зом от кофе или сигарет. В течение некоторого времени ты

чувствуешь себя неважно —пока тело избавляется от ток-

синов и восстанавливает поврежденные органы и системы.

Затем, когда токсины выйдут, ты станешь чувствовать себя

даже более счастливым и здоровым, чем прежде.

А те проблемы, о которых говорит Иисус, являются

следствием очищения более высокого порядка. Когда через

приятие того, что есть, ты ≪находишь≫, ты перестаешь быть

действующим лицом и становишься инструментом, посред-

ством которого осуществляется действие. Эго исключается

из уравнения. С позиций чистого бытия твои действия

не порождают новых потрясений. Когда ты совершаешь

действие в состоянии автомыслия, оно всегда создает дис-

гармонию. Это чистая правда. В состоянии автомыслия даже

действия, в которых мы склонны видеть лишь доброту и

заботу, неизбежно ослабляют, вместо того чтобы нести силу.

То же самое действие, выполненное в состоянии внутримыс-

лия, всегда способствует гармонии.

Подчеркну, что внутримыслие, или Я-осознание, —это не

процесс, а образ восприятия. Это сдвиг от неприятия до пол-

ного приятия жизни в том виде, в каком она являет себя.

По мере того как.Я-осознание в тебе укореняется и ты

все в большей мере принимаешь то, что есть, многое в твоей

жизни начинает меняться. Вспомни, как ведут себя железные

опилки, попадая в поле мощного магнита. Нечто подобное

произойдет и в твоей жизни, пока будет крепнуть твоя без-

мятежность. Опилки, составляющие твою жизнь, —люди,

вещи и события —все они придут в движение, и поначалу во-

круг тебя может воцариться хаос. Родные, друзья и сотрудни-

ки могут почувствовать, что твоя безмятежность подрывает

их собственные усилия по взращиванию своих страданий.

Как именно они отреагируют, зависит от обстоятельств

момента, —но какая-то реакция последует. Другим просто

покажется, что ты ведешь себя непривычно и странно. Воз-

можно, они не найдут слов, чтобы объяснить, в чем дело,

однако твоя метаморфоза будет внушать им беспокойство.

Все они —железные опилки в твоем поле порядка.

Автор книги ≪Священные воды≫ Фрэнк Хьювет (также

известный под именем ≪Кума≫)* писал: ≪Если ты хочешь,

чтобы в твоем мире стало светлее, будь готов и к тому, что

станет жарко≫. Альберт Эйнштейн, который тоже шел этой

непростой дорогой, говорил: ≪Гиганты духа всегда встреча-

ют ожесточенное противодействие со стороны бездарей≫.

≪В этой параллельной Вселенной

я припаркована наискосок≫

Ты и сам станешь чувствовать себя по-новому. Твоя

прежняя жизнь тоже состояла из железных стружек. И ког-

да организующая энергия начинает протекать через твою

временную жизнь, все, что не согласуется с силовыми лини-

ями безмятежности, просто рушится. Твои дни могут быть

то тусклыми и пустыми, то вдруг яркими и динамичными.

Как будто некая космическая рука вдруг резко смещает твою

точку зрения на мир на пару градусов... Мир остался тот

же, а ракурс другой.

На днях, стоя в пробке, я видел наклейку на бампере

новенького ≪шевроле≫. Я сразу понял, что владелица ав-

* Frank "Kuma" Hewett.

томобиля ощущала многовекторную тягу духовного про-

буждения, когда наклеивала эту надпись на свой матовый

бампер: ≪В этой параллельной Вселенной я припаркована

наискосок≫. Более лаконично описать это состояние просто

невозможно.

Эти перемены могут быть едва заметными или очень

отчетливыми. Они могут произойти мгновенно или рас-

тянуться на долгий период времени. А могут обрушиться

на тебя, как каменная лавина. Твои предпочтения и потреб-

ности станут другими. Не исключено, что изменится круг

друзей. Вполне возможно, что вся твоя жизнь встанет вверх

тормашками. Ничто для тебя не останется прежним —даже

если окружающие ничего не заметят.

Невозможно предсказать, как ты ощутишь этот период

очищения, однако одно можно сказать наверное. Сколь бы

большой ни была генеральная уборка в твоем доме, она

никогда не окажется тебе не по зубам. Перемены всегда по

силам Я-осознанию, которое с ними работает. Баланс всегда

смещен в пользу безмятежности.

Это прекрасное испытание —неуютное время, когда

старый мир еще разрушился не до конца и в то же время

ты еще не в полной мере осознал свою любовь к безмятеж-

ности. Может возникнуть ощущение, что ты оказался один

в пустыне. Кажется, никто не понимает, что с тобой проис-

ходит, —тебе даже поговорить не с кем. Так и должно быть,

ибо это путешествие —только твое. Ты учишься самодо-

статочности.

Такой период ≪одиночества≫ описан и в Евангелии —ar сорок дней, проведенные Иисусом в пустыне. Мы помним,

как дьявол искушал Христа, чтобы он отвернулся от своего

Истинного Я. Но что здесь символизирует дьявол? Что

символизируют искушения? Дьявол —это твое эго, а ис-

кушения —все, что уводит тебя от чистого осознания.

Человек, позволивший себе сигаретку во время дис-

комфортного периода очищения, когда он бросает курить,

мгновенно ощущает облегчение —симптомы табачного

голода отступают. Точно так же, когда ты уступаешь ис-

кушению и покидаешь пустыню, чтобы вернуться в свой

комфортный старый мир, чувства смятения и одиночества

могут отступить. Ты можешь вернуться к каким-то своим

старым пристрастиям или приобрести новые. Однако это

бесполезно, поскольку привычные развлечения уже не при-

несут тебе того ощущения комфорта, какое давали раньше.

Это просто невозможно.

После того как в тебе начало пробуждаться осознание,

эти удовольствия кажутся пустыми. Наблюдая, как рушится

вокруг привычный мир, ты хочешь спасти его, исправить...

Старые мотивации утрачивают смысл. Сам смысл утрачива-

ет смысл. Вспоминается часто цитируемая цитата из книги

Томаса Вулфа*: ≪Ты никогда больше не сможешь вернуться

домой≫. Он прав. Когда внутри загорается огонь безмятеж-

ности, больше нельзя прятаться за своими мечтами и на-

деждами. Они превращаются в призраков, лишенных всякой

вещественности.

И, как мы уже говорили,это очень хорошо.

Помню, как в детстве с удовольствием пел песенку ≪Плы-

ви, лодка плыви≫, когда мы всей семьей в выходные ездили

за город. Мы пели ее по кругу —по одной строчке, по оче-

реди. Папа пел и дирижировал, а мы с сестрой составляли

хоровую группу заднего сиденья. Сидевшая на переднем

пассажирском сиденье мама всегда отказывалась петь с

нами, полагая, что кто-то должен пристально следить за

дорогой. Запевал всегда папа. Одной рукой он держал руль,

а другой ритмично указывал пальцем себе в грудь. Затем он

* Томас Вулф. Домой возврата нет.

оборачивался к нам и указывал пальцем на того, кто должен

был подхватить следующую строчку. Мама посматривала

то на папу, то на дорогу со смесью восхищения и тревоги

в глазах, а мы трое беззаботно мчались вперед, пребывая в

состоянии совершенной гармонии.

Лишь много-много лет спустя я осознал всю глубину

текста той песенки. В ее наивных словах сосредоточена фор-

мула полной безмятежности. Мне очень хотелось бы позна-

комиться с человеком, который впервые спел ее уставшему

ребенку, готовящемуся совершить переход от внешнего сна

к внутреннему. Спой ее снова вместе со мной —с невинным

Я-осознающим взрослым.

Плыви, лодка, плыви,

Медленно вниз по реке,

Радостно, радостно, радостно

Жизнь —не больше, чем сон.

Со временем ты начнешь осознавать, что твой прежний

мир —не более чем сон. Он реален ровно настолько, на-

сколько делаешь его реальным ты. Он не может существо-

вать сам по себе —за пределами эго. В этой пустыне между

небесами и адом твое зрение начинает проясняться. Ты

осознаешь, что надежды и воспоминания —всего лишь сны

наяву. Ты готов расслабиться и принять все, что есть, просто

потому, что оно есть. Ты готов полюбить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: