В моем сознании то и дело всплывает фраза из одной
старой песни: ≪Делаем или не делаем?≫ (Do we do or do we
don't?) He знаю, почему эти слова засели у меня в голове, но
они всплывают из подсознания всякий раз, когда я обдумы-
ваю парадокс пути без пути.
Какой смысл читать эту книгу, если я то и дело повторяю
тебе, что пути к безмятежности не существует?. Неужели
для этого нужно было написать целый том? Может быть,
тебе следовало закончить чтение на первой главе, где я упо-
мянул об этом впервые? Или достаточно было прочесть
только последнюю главу и все встало бы на свои места? Это
неизвестно, ибо мы наверняка знаем лишь одно: все, что ты
сделал, правильно, ибо ты это сделал. Никогда не случалось
так, чтобы сделанное тобой не было безупречно в данной
ситуации —независимо от того, что думаешь об этом ты
сам, твоя мать или твой начальник.
Следовательно, ты не можешь поступить неправильно.
Хорошо и плохо —понятия относительные и произвольные;
все зависит от толкования. Не существует безусловного зла,
|
|
и, когда ты признаешь совершенство того, что есть, вопрос о
том, хорошо ты поступаешь или плохо, вообще не стоит. Это
еще одна степень твоей свободы. И не последняя.
Если ты не можешь поступить плохо, то не может и
никто другой. И вместо того, чтобы натужно пытаться сле-
довать наставлению ≪любить ближнего своего≫, при этом
закипая злобой всякий раз, когда тебе приходится убирать
во дворе после соседской собаки, —ты исполняешься люб-
ви, абсолютной и непринужденной. Проблемы возникают
тогда, когда локализованное я принимает вещи на свой счет.
Тогда твой сосед поступает плохо, и его собака... и вообще
всякий, кто станет спорить с тобой, поступает плохо и за-
служивает твоего гнева.
Если же ты сдаешься тому, что есть... тебе все равно
приходится чистить газон, однако ты не принимаешь проис-
шедшее на свой счет. Помни: нам не дано узнать, какая цепь
событий преподнесла тебе этот маленький подарок. Но ты
можешь знать, что за ним стоит разум и любовь всего миро-
здания. Этот дар —из твоих же рук, а также из рук твоего
соседа, и из рук... вернее, ну, скажем, из лап его собаки.
Десять Заповедей предписывают: делай то, не делай этого.
Твои родители, школьные учителя, приятели, родственники
и сотрудники постоянно твердили: делай то, не делай этого.
Даже Кинслоу наставлял тебя, что делать, а чего не делать, а
теперь вообще советует не делать ни того, ни другого. Десять
Заповедей и все остальные дают тебе относительные сове-
ты —дескать, следование им может вывести тебя за пределы
мира относительности и привести к безмятежности.
|
|
Затем Кинслоу утверждает, что никакие техники не дадут
тебе безмятежности ≪Боже правый,у меня совсем голова кру-
гом идет≫, —говоришь ты, бессильно падая на колени перед
алтарем недоумения. Крепись, мой друг. Тебе вот-вот откро-
ется последний фрагмент головоломки безмятежности.
Да, это верно, что не существует техник, которые по-
зволяли бы обрести устойчивую безмятежность.. в случае,
если не считать техникой ≪не-делание≫. Обычно мы опреде-
ляем ≪технику≫ как способ что-то делать. Однако проблема
поиска безмятежности состоит в том, что мы можем обрести
ее лишь тогда, когда перестаем делать что бы то ни было для
ее обретения. Мы не должны ни искать ее, ни желать ее, ни
даже думать о ней. Единственная возможность обрести без-
мятежность состоит в том, чтобы осознать, что ты ничего не
можешь сделать,чтобы найти ее.Нужно прекратить усилия
и полностью принять свою жизнь как она есть —лишь тогда
ты вдруг осознаешь присутствие безмятежности
Именно в этом, дамы и господа, состоит техника об-
ретения безмятежности. Это техника без техники, путь без
пути —разрешение парадокса безмятежности.