Проблемы социализации и самореализации граждан

1. Рашиду 44 года, 3 дня назад он освободился из исправительной колонии строгого режима, полностью отбыв срок наказания (7 лет лишения свободы). Из документов, удостоверяющих личность, у него имеется только справка об освобождении. Пособие, выданное ему при освобождении, он успел потратить на переезд из исправительной колонии в областной центр и остался без денежных средств. Дома его никто не ждёт: квартиру, принадлежащую Рашиду, практически сразу после его ареста самовольно заняли посторонние лица, проживающие там до сих пор и не желающие её покидать. За время отбытия Рашидом срока наказания, новоиспеченные жильцы привели его квартиру в ужасное состояние – требуется основательный ремонт. Рашид обратился за помощью в социальную службу. На какую социальную помощь может рассчитывать Рашид в данной ситуации? Каковы действия специалиста по социальной работе?

2. В марте месяце к участковому одного из районов г.Брянска обратилась пожилая женщина с информацией о том, что она слышит крики младенца из теплотрассы, проходящей рядом с домом. При посещении места участковый выяснил, что на теплотрассе проживает бездомная Анна, 32 лет, со своим сожителем Григорием, 34 лет, и девочкой 1 месяца, которую она родила здесь же. Участковый вызвал специалистов органов опеки и попечительства и социальной службы. Выяснилось, что это уже четвертый ребенок Анны, но в отличие от предыдущих, которых она рожала в роддоме и оставляла, последнего она хочет воспитывать сама. С большой неохотой Анна согласилась на предложения специалистов органов опеки и попечительства и социальных служб поехать в кризисный центр, где созданы более подходящие условия для младенца, поскольку ей больше нравится свободная жизнь с Григорием. Каковы действия специалистов в сложившейся ситуации?

3. Ольга, 31 год, мать троих детей, в разводе, во время планового рейда была задержана группой по борьбе с правонарушениями в сфере общественной нравственности за занятие проституцией. Выяснилось, что вследствие низкого материального уровня семьи (отцы детей платят очень маленькие алименты, пособия мизерные, профессионального образования нет, младшему из детей 1,5 года) женщина вынуждена таким способом хоть как-то поддерживать бюджет семьи. Какую программу помощи специалисты по социальной работе могли бы предложить женщине?

4. Дмитрий, 24 года, находится в учреждении исправления наказания. Обратился за помощью к социальному работнику учреждения: «Я даже и не знаю, как описать свою жизнь. С 2002 года в моей жизни все пошло наперекосяк. Сначала у меня убили старшего брата, спустя 4 года я потерял мать и отца, потом начал воровать, употреблять спиртные напитки. Потом попал в исправительное ПТУ, пробыл там 2 года, но наверное не понял этого урока. И после освобождения продолжал такую жизнь как прежде, и в итоге оказался за решеткой… Через 2 месяца мне выходить отсюда… Что делать дальше?» Какую программу помощи вы можете предложить Дмитрию?

5. Сергей, 52 года, обратился к социальному работнику за помощью, когда они осуществляли выезд на территорию обслуживания: «Пока я отбывал наказание в местах лишения свободы, дом, в котором я был прописан ранее и проживал, сгорел. Я остался без прописки и жилья и стал бездомным. Паспорт я потерял. А где – не помню. Бомжую уже 4 года. Справки об освобождении нет. Куда-то делась. Что делать?!! Помогите!» Каковы действия специалиста по социальной работе в данной ситуации?

6. Наталья Ивановна, 60 лет, обратилась к специалисту по социальной работе Комплексного центра социального обслуживания населения: «Я уже 8-й год на пенсии. Живу где получиться. До этого прожила 50 лет в Мурманске. В конце 90-хх гг. ХХ в. в период кризиса потеряла работу и найти ничего не смогла. На этот момент возраст уже мешал. Продавала пиво с рук, но этого хватало только на питание, на день-два. Стояла на бирже труда. Не видя перспективы, решила продать квартиру в Мурманске и уехать жить в Новгородскую область в деревню. Но в дороге меня ограбили. Осталась без денег, еле добралась обратно. Детей и мужа нет. В городе одна племянница. Она помогает, но у нее самой дети и семья. Я у них жить не могу долго. Что делать теперь?» Каковы действия специалиста по социальной работе в данной ситуации?

7. Из рассказа Анатолия Валентиновича: «До 2004 года вся моя жизнь была насыщена от утра и до вечера работой, спортом и общественной деятельностью, а в 2004 году я попал в автомобильную катастрофу, после чего стал инвалидом 2-й группы пожизненной. Это мое несчастье. В 2008 году умерла моя жена, в ее квартире я не был прописан, а мою квартиру мы продали еще раньше, так что я остался без дома. Сейчас живу в приюте при церкви, хотя всегда был неверующим. Я стараюсь быть оптимистом. Но очень хотелось бы иметь собственное жилье». Каковы действия специалиста по социальной работе в данной ситуации?

8. Владимир, 42 года, обратился с за помощью к социальному работнику: «Я бывший моряк. Потом контора, где работал, развалилась и я остался без работы. С горя запил, потерял документы. Проживал в Доме междурейсового отдыха моряков, оттуда быстро выставили. Собственного жилья здесь нет: приехал с Кубани больше 20 лет назад – в армии служил. Сейчас с работой очень плохо, так как нет паспорта, поэтому работаю по родным, по знакомым, на рынке. Хочу заработать деньги, чтобы достойно жить! Живу, где придется, бывает на вокзале, в заброшенном вагоне, в гараже у знакомого, в машине, просто на улице – когда лето. Вот так.» Какую помощь специалист по социальной работе может оказать Владимиру?

9. Андрей Иванович, 40 лет. Родился и вырос в г. Заполярном, закончил ПТУ, после срочной службы в Армии женился. Детей не было. 6 лет назад умерла мать, проживавшая на тот момент в г. Сегеже. На фоне постоянных ссор и конфликтов с женой уехал на похороны к матери и назад не вернулся. У матери своего жилья не было, после ее смерти Андрей перебрался в Мурманск, где и стал бездомным. Теперь хотел бы все наладить, но не знает как. Какую помощь специалист по социальной работе может оказать Андрею Ивановичу?

10. К заведующей реабилитационным общежитием при наркологическом диспансере обратился один из проживающих клиентов со следующей просьбой: «Выпишите меня, пожалуйста, из общежития. Я у вас жить больше не могу. Я обратно хочу, в подвал, на помойку. Я устал от ваших дурацких правил: утром умываться, потом процедуры, затем иди ищи работу, домой придти до 10 часов вечера, выпивать нельзя… Я так не могу… Отпустите меня, пожалуйста!» Каковы действия специалиста по социальной работе в данном случае?

Список использованной литературы

1. 3000 судеб: [Акция «Тетрадь 2000. От слов к делу …» в рамках проекта «Правовая помощь бывшим заключенным и бездомным»]. – СПб.: Благотвор. обществ.орг. «Ночлежка», 2004. – 290 с.

2. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире: Психология для старшеклассников. – М.: ИЦ «Академия», 1996. – 144 с.

3. Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 191 с.

4. Годник, С. М. и др. Педагогические ситуации в воспитании школьников: учеб. пособие / С. М. Годник и др. – Воронеж, ВГУ, 1985. – 144 с.

5. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М.: Наука, 1994. – 144 с.

6. Зайкин А. Д., Абрамова Н. В., Музыченко И. Практикум по российскому трудовому праву: Учебное пособие для вузов / А. А. Абрамова, И. К. Дмитриева, А. Д. Зайкин. – М.: Норма, 2000. – 688 с.

7. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 128 с.

8. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 121 с.

9. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. – Ростов - на- Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.

10. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.

11. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 400 с.

12. Омельяненко В.Л., Вовк Л.П., Омельяненко С.В. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1993. – 272 с.

13. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. – М.: Педагогика, 1983.

14. Практикум по курсу «Право социального обеспечения России» (специальности — 021100 Юриспруденция; 022100 Социальная работа) / Авт. – сост. А. В. Стремоухов, Н. Н. Никифорова. – СПб.: Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, 2000. – 31 с.

15. Пчелинцева Л. М. Практикум по семейному праву. - 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издатель­ская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 256 с.

16. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.

17. Трудовое право России. Практикум: Учеб. пособ. / Отв. ред. И.К. Дмитриева, А. М. Куренной. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Юстицинформ; Издательский дом «Правоведение», 2011. — 792 с.

18. Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. – 2-е изд. – М.: Издательская корпорация «Дашков К», 2007. – 296 с.

19. Шмидт В. В. Быстро, долго, никак: проблемы социальной работы с семьей осужденного подростка: [пособие] / Шмидт В. В., Шмидт В. Р., Кузнецова И. А. - М.: Фонд ИНДЕМ, 2006. - 68 с.

Шовина Е.Н., Тегалева Т.Д. Сборник ситуационных задач по социальной работе. – Мурманск, 2012. – 73 с.

Подписано в печать …. Формат …

Усл.печ. л. Тираж … экз.

Отпечатано в редакционно-издательском отделе (РИО) МГГУ

Мурманский государственный гуманитарный университет

183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15.


[1]Гуслякова А.Г., Кувшинникова В.А., Синцова А.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М.: Наука, 1994. - С. 48.

[2] Там же. – С. 52.

[3] Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи: учеб. пособие. – М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2007.

[4] В данном разделе использованы задачи, представленные в книге Литвишкова В.М., Митькиной А.В. Пенитенциарная педагогика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

[5] Задача 12 и 13 взяты из пособия Шмидт В. В. Быстро, долго, никак: проблемы социальной работы с семьей осужденного подростка / Шмидт В. В., Шмидт В. Р., Кузнецова И. А. - М.: Фонд ИНДЕМ, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: